высокоресурсная смазка для подшипников, эксплуатируемых в экстремальных условиях, и способ ее приготовления
Классы МПК: | C10M169/04 смеси основ и добавок C10M117/04 содержащей оксигруппы C10M125/22 соединения, содержащие серу, селен или теллур C10M129/72 поликарбоновых кислот C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца C10M135/28 содержащие атомы серы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца C10M147/02 мономер, содержащий только углерод, водород и галоген C10M177/00 Особые способы получения смазочных составов; химическая модификация путем последующей обработки компонентов или всего смазочного состава, не отнесенная к другим классам |
Автор(ы): | Смолянинов Владислав Владимирович (RU), Ромашин Сергей Федорович (RU), Черняк Елена Александровна (RU), Барановский Михаил Георгиевич (RU), Нариманова Галина Эриковна (RU), Маракаев Тимир Алиевич (RU), Михайлова Наталья Викторовна (RU) |
Патентообладатель(и): | Смолянинов Владислав Владимирович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-12-27 публикация патента:
10.08.2010 |
Сущность: в аппарат, снабженный перемешивающим устройством, загружают расчетное количество смеси масел (масло КС-19 и веретенное) - 2/3 от общего объема, нагревают до 80°С, загружают диоктилсебацинат, 12-оксистеариновую кислоту, раствор гидроксида лития (15%-ный в воде), доводят температуру до 90-95°С. Обезвоживание основы смазки осуществляют путем нагрева до 200-210°С при постоянном перемешивании в течение 40 минут, охлаждают содержимое аппарата холодным маслом - 1/3 смеси масел до температуры 130°С. В аппарат загружают последовательно присадки и добавки: тиодифениламин, нафтам-2, дисульфид молибдена, фторопласт, бензотриазол, тщательно перемешивают и охлаждают до температуры 90°С, добавляют присадку кримсон-100 и после достижения однородности смазку охлаждают. Технический результат - расширение температурного интервала работоспособности от минус 60 до +140°С, увеличение срока работы смазки более чем в 2 раза. 2 н.п. ф-лы, 1 табл.
Формула изобретения
1. Высокоресурсная смазка для подшипников, эксплуатируемых в экстремальных условиях, содержащая в своем составе смесь масел, пластификатор, загуститель, присадки и добавки, отличающаяся тем, что в качестве смеси масел используют масло КС-19 и масло веретенное в равных количествах по 32,25%, пластификатор - диоктилсебацинат 15,4%, загуститель - 12-оксистеариновая кислота 11,1%, прореагировавшая с гидроксидом лития 2,1%, тиодифениламин 0,5%, нафтам-2 0,5%, дисульфид молибдена 2,6%, фторопласт 1,9%, бензотриазол 0,5%, кримсон-100 0,9%.
2. Способ приготовления смазки по п.1, отличающийся тем, что в аппарат, снабженный перемешивающим устройством, загружают расчетное количество смеси масел - 2/3 от общего объема, нагревают до 80°С, загружают диоктилсебацинат, 12-оксистеариновую кислоту, раствор гидроксида лития (15%-ный в воде), доводят температуру до 90-95°С, обезвоживание основы смазки осуществляют путем нагрева до 200-210°С при постоянном перемешивании в течение 40 мин, охлаждают содержимое аппарата холодным маслом - 1/3 смеси масел до температуры 130°С, в аппарат загружают последовательно присадки и добавки: тиодифениламин, нафтам-2, дисульфид молибдена, фторопласт, бензотриазол, тщательно перемешивают и охлаждают до температуры 90°С, добавляют присадку кримсон-100 и после достижения однородности смазку охлаждают.
Описание изобретения к патенту
В России и странах СНГ различный транспорт и механизмы эксплуатируются от районов с очень высокими температурами воздуха в тени (до +60°С) до чрезвычайно низких температур (-60°С). Горнообогатительные комбинаты, добывающие газ и нефть предприятия, перекачивающие станции находятся в труднодоступных районах, при этом чаще всего и транспортные пути проходят по малонаселенным местам и пробег от одного пункта контроля до другого может составлять многие сотни километров. Все это предъявляет высокие требования к смазкам для высоконагруженных подшипников. Существуют смазки, которые применяются в высоконагруженных подшипниках, например литол-24, которая обеспечивает ресурс работы узла с цилиндрическими роликовыми подшипниками до 450 тыс. км (4500 часов) в интервале температур от -30 до +120°С (1. В.В.Синицын «Пластичные смазки в СССР» Справочник, Москва, «Химия», 1984 г. Второе издание, переработанное и дополненное. 190 страниц.
2. ГОСТ 21150-87 Смазка Литол-24. Технические условия).
Нами разработан новый состав универсальной смазки «РусмаНИЦ», которая пригодна к эксплуатации в диапазоне температур от -60°С до +140°С и обеспечивает ресурс 1 млн. км (10000 часов).
Состав смазки «РусмаНИЦ» | ||
1. | масло КС-19 | 32,25% |
2. | масло веретенное АУ | 32,25% |
3. | пластификатор ДОС (диоктилсебацинат) | 15,4% |
4. | 12-оксистеариновая кислота | 11,1% |
5. | гидроксид лития | 2,1% |
6. | тиодифениламин(фентиазин) | 0,5% |
7. | нафтам-2 (фенил-бета-нафтиламин) | 0,5% |
8. | дисульфид молибдена | 2,6% |
9. | фторопласт (политетрафторэтилен) | 1,9% |
10. | бензотриазол | 0,5% |
11. | кримсон-100 | 0,9% |
Итого | 100% |
Способ приготовления смазки «РусмаНИЦ»
В аппарат, снабженный перемешивающим устройством (смеситель), загружают расчетное количество смеси масел (2/3 от общего объема), нагревают до 80°С при постоянном перемешивании. Затем в аппарат загружают при постоянном перемешивании последовательно диоктилсебацинат (ДОС), 12-оксистеариновую кислоту, раствор гидроксида лития (15%-ный) в воде, доводят температуру до 90-95°С (идет процесс омыления). Окончание процесса омыления контролируют по показателю (содержание щелочи). Обезвоживание основы смазки осуществляют путем нагрева до 200-210°С при постоянном перемешивании в течение 40 минут. Охлаждение содержимого аппарата проводят холодным маслом (1/3 смеси масел). При выключенном обогреве аппарата при перемешивании смесь охлаждается до температуры 130°С. При температуре 130°С в аппарат загружают последовательно присадки и добавки: тиодифениламин, нафтам-2, дисульфид молибдена, фторопласт, бензотриазол. После тщательного перемешивания этих компонентов и дальнейшего охлаждения до температуры 90°С добавляют присадку кримсон 100. После достижения однородности смазку охлаждают и анализируют по установленным показателям технических условий.
Кримсон 100М | ТУ 0257-004-52211396-2002 |
Кримсон 100 (МИАКРОН 99)
Таблица 1 | ||
Физико-химические характеристики пакета "Миакрона99" | ||
Наименование показателей | Норма | Метод испытаний |
1. Вязкость кинематическая при 100°С, мм2/с | 4-7 | ГОСТ 33-82 |
2. Температура вспышки в открытом тигле, °С, не менее | 150 | ГОСТ 4333-87 |
3. Содержание механических примесей, %, не более | 0,05 | ГОСТ 6370-83 |
4. Содержание воды, %, не более | отсутствие | ГОСТ 2477-65 |
5. Массовая доля активных элементов, %, не менее | ||
фосфора | 1,2 | ГОСТ 9827-75 |
серы | 16,0 | ГОСТ 1431-85 |
6. Плотность, кг/м3, не более | 925-940 | ГОСТ 3900-85 |
7. Испытание на коррозию меди масла М-20 с 5 мас.% присадки при 120°С, в течение 3 ч, баллы, не более | 2а | ГОСТ 2917-76 |
8. Смазывающие свойства масла М-20 с 5 мас.% присадки на ЧШМ: | ГОСТ 9490-75 | |
Рс, кг, не менее | 355 | |
Из, не менее | 55 | |
Рк, кгс, не менее | 94 | |
Dи (392Н, 1 ч), мм, не более | 0,4 |
Класс C10M169/04 смеси основ и добавок
Класс C10M117/04 содержащей оксигруппы
пластичная смазка - патент 2514919 (10.05.2014) | |
способ увеличения температуры каплепадения пластичной литиевой комплексной смазки - патент 2483100 (27.05.2013) | |
способ для получения мыльного концентрата, смазочной композиции и их комбинаций и устройство для его осуществления - патент 2461612 (20.09.2012) | |
пластичная смазка для подшипников качения - патент 2457239 (27.07.2012) | |
пластичная смазка (варианты) - патент 2428461 (10.09.2011) | |
пластичная смазка - патент 2412235 (20.02.2011) | |
способ изготовления пластичной смазки - патент 2400535 (27.09.2010) | |
пластичная смазка - патент 2381260 (10.02.2010) | |
пластичная смазка - патент 2376343 (20.12.2009) | |
пластичная смазка - патент 2373264 (20.11.2009) |
Класс C10M125/22 соединения, содержащие серу, селен или теллур
Класс C10M129/72 поликарбоновых кислот
гидравлическое масло - патент 2378327 (10.01.2010) |
Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
Класс C10M135/28 содержащие атомы серы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
Класс C10M147/02 мономер, содержащий только углерод, водород и галоген
Класс C10M177/00 Особые способы получения смазочных составов; химическая модификация путем последующей обработки компонентов или всего смазочного состава, не отнесенная к другим классам