двухконтурный газотурбинный двигатель

Классы МПК:F02K3/072 с противовращающимися роторами
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-08-21
публикация патента:

В двухконтурном газотурбинном двигателе с приводом вентилятора через простой соосный редуктор вентилятор выполнен биротативным. Первое по потоку воздуха рабочее колесо биротативного вентилятора выполнено с возможностью вращения от первой по потоку промежуточной шестерни редуктора. Изобретение защищает величины отношений ширины зубчатого венца ведущей шестерни редуктора к ширине зубчатого венца ведомой шестерни, расположенной на валу первого рабочего колеса биротативного вентилятора, числа зубьев промежуточной шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней внутреннего зацепления простого соосного редуктора, к числу зубьев шестерни внутреннего зацепления простого соосного редуктора, числа зубьев ведомой шестерни, расположенной на валу первого рабочего колеса биротативного вентилятора к числу зубьев промежуточной шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней простого соосного редуктора. Изобретение направлено на снижение уровня шума за счет выполнения вентилятора с неподвижными относительно диска рабочими лопатками, а также на повышение надежности путем упрощения конструкции, уменьшения числа деталей и веса. 2 ил. двухконтурный газотурбинный двигатель, патент № 2349784

двухконтурный газотурбинный двигатель, патент № 2349784 двухконтурный газотурбинный двигатель, патент № 2349784

Формула изобретения

Двухконтурный газотурбинный двигатель с приводом вентилятора через простой соосный редуктор, отличающийся тем, что вентилятор выполнен биротативным, первое по потоку воздуха рабочее колесо которого выполнено с возможностью вращения от первой по потоку промежуточной шестерни редуктора, причем H/h=1,1...1,5; z 3/z2=2,5...4 и z5 /Z4=2,5...4,

где Н - ширина зубчатого венца ведущей шестерни редуктора;

h - ширина зубчатого венца ведомой шестерни, расположенной на валу первого рабочего колеса биротативного вентилятора;

z2 - число зубьев промежуточной шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней внутреннего зацепления простого соосного редуктора;

z3 - число зубьев шестерни внутреннего зацепления простого соосного редуктора;

z 5 - число зубьев ведомой шестерни, расположенной на валу первого рабочего колеса биротативного вентилятора;

z 4 - число зубьев промежуточной шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней простого соосного редуктора с числом зубьев z5.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к газотурбинным двигателям сверхвысокой степени двухконтурности авиационного применения.

Известен газотурбинный двигатель с приводом биротативного вентилятора от биротативной турбины [ЕР 1340903 А2, F04К 3/072, 2004 г.]. Недостатком такой конструкции является низкая надежность, так как через газогенератор двигателя проходят два высоконагруженных вала от биротативной турбины, что способствует снижению надежности валов биротативной турбины и подшипников газогенератора.

Наиболее близким к заявляемому является двухконтурный газотурбинный двигатель с приводом однорядного вентилятора через простой соосный редуктор [RU 2238418 С2, F02К 3/04, 2004 г.). Недостатком известной конструкции является повышенный уровень шума, создаваемый однорядным вентилятором, а также пониженная надежность рабочих лопаток однорядного вентилятора, работающих при повышенных окружных скоростях.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в снижении уровня шума за счет выполнения вентилятора с неподвижными относительно диска рабочими лопатками, а также в повышении надежности путем упрощения конструкции, уменьшения числа деталей и веса.

Сущность изобретения заключается в том, что в двухконтурном газотурбинном двигателе с приводом вентилятора через простой соосный редуктор согласно изобретению вентилятор выполнен биротативным, первое по потоку воздуха рабочее колесо которого выполнено с возможностью вращения от первой по потоку промежуточной шестерни редуктора, причем H/h=1,1...1,5; z3/z 2=2,5...4 и z5/z4 =2,5...4, где

Н - ширина зубчатого венца ведущей шестерни редуктора;

h - ширина зубчатого венца ведомой шестерни, расположенной на валу первого рабочего колеса биротативного вентилятора;

z2 - число зубьев промежуточной шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней внутреннего зацепления простого соосного редуктора;

z3 - число зубьев шестерни внутреннего зацепления простого соосного редуктора;

z5 - число зубьев ведомой шестерни, расположенной на валу первого рабочего колеса биротативного вентилятора;

z4 - число зубьев промежуточной шестерни, находящейся в зацеплении с шестерней простого соосного редуктора с числом зубьев z5.

Выполнение вентилятора газотурбинного двигателя биротативным, т.е. с двумя вращающимися в противоположные стороны рабочими колесами, позволяет существенно снизить окружную скорость вращения каждого из рабочих колес вентилятора, что приводит к существенному снижению веса и уровня шума, генерируемого лопатками вентилятора, так как необходимая степень сжатия воздуха реализуется в двух ступенях, что требует меньшей окружной скорости каждой из ступеней по сравнению с однорядным вентилятором.

Выполнение первого по потоку воздуха рабочего колеса с возможностью вращения от первой по потоку промежуточной шестерни позволяет выполнить редуктор с фиксированным передаточным отношением от турбины низкого давления к первому и второму рабочим колесам биротативного вентилятора, т.е. выполнить вентилятор с неподвижными относительно диска рабочими лопатками с соответствующим снижением веса втулки вентилятора и повысить надежности из-за существенного снижения сложности конструкции.

В простом соосном редукторе для привода биротативного вентилятора окружная скорость в зацеплении для шестерни, установленной на валу первого по потоку рабочего колеса вентилятора, существенно меньше окружной скорости в зацеплении ведущей шестерни на входе в редуктор, что существенно снижает динамические нагрузки в зацеплении и позволяет выполнить при примерном равенстве окружных усилий шестерню на валу первого колеса вентилятора меньшей по ширине зубчатого венца по сравнению с ведущей шестерней.

При H/h<1,1 существенно увеличится вес редуктора и газотурбинного двигателя в целом, а при H/h>1,5 снизится надежность редуктора из-за повышенных контактных и изгибных напряжений зубьев у шестерни на валу первого рабочего колеса вентилятора.

Для снижения веса и количества деталей газотурбинного двигателя важным является передаточное число редуктора: при высоком передаточном числе возможно увеличение оборотов турбины низкого давления с соответствующим уменьшением количества ступеней этой турбины, однако при этом уменьшается количество промежуточных шестерен, которые можно разместить в окружном направлении в простом соосном редукторе с внутренним зацеплением, что приводит к повышению нагрузки на зуб для всех шестерен с соответствующим снижением надежности.

При z3/z 2<2,5 уменьшается количество размещенных по окружности промежуточных шестерен, что приводит к повышению напряжений в зубьях шестерен и к снижению надежности редуктора.

При z3/z2>4 снижается передаточное отношение редуктора, что ведет к увеличению числа ступеней турбины низкого давления и увеличению числа деталей и веса газотурбинного двигателя.

В случае, когда z 5/z4<2,5, повышаются окружные скорости первого рабочего колеса вентилятора с соответствующим повышением уровня шума, генерируемого вентилятором.

При z5/z4>4 излишне снижаются окружные скорости первого рабочего колеса вентилятора, что приводит к снижению напорности первой ступени биротативного вентилятора и уменьшению тяги двигателя.

Изобретение проиллюстрировано следующим образом.

На фиг.1 показан продольный разрез двухконтурного газотурбинного двигателя заявляемой конструкции, на фиг.2 представлен элемент I на фиг.1 в увеличенном виде.

Двухконтурный газотурбинный двигатель 1 состоит из биротативного вентилятора 2, редуктора 3, компрессора низкого давления 4, компрессора высокого давления 5, камеры сгорания 6, турбины высокого давления 7 и турбины низкого давления 8, которая через редуктор 3 приводит во вращение первое 9 и второе 10 по потоку воздуха 11 рабочие колеса биротативного вентилятора 2. Для повышения надежности, снижения числа деталей и веса конструкции рабочие лопатки 12 и 13 рабочих колес 9 и 10 вентилятора 2 выполнены фиксированными, т.е. неповоротными относительно дисков 14 и 15, на которых они установлены.

Простой соосный редуктор 3 с внутренним зацеплением состоит из ведущей шестерни 16, которая установлена на валу 17 турбины низкого давления 8, а также из находящихся в зацеплении с шестерней 16 задними по потоку 11 промежуточных шестерен 18, которые в свою очередь находятся в зацеплении с шестерней внутреннего зацепления 19, установленной на валу 20 второго рабочего колеса 10 вентилятора 2.

На одном валу 21 с задней промежуточной шестерней 18 установлена передняя промежуточная шестерня 22, которая находится в зацеплении с ведомой шестерней внешнего зацепления 23, установленной на валу 24 первого рабочего колеса 9 вентилятора 2.

Числа зубьев 25 шестерен 16, 18, 19, 22 и 23 выбираются таким образом, чтобы передаточные числа от турбины низкого давления 8 к рабочим колесам 9 и 10 биротативного вентилятора 2 были примерно одинаковыми.

Работает данное устройство следующим образом.

При работе двухконтурного газотурбинного двигателя 1 мощность от турбины низкого давления 8 передается через соосный простой редуктор 3 на биротативный вентилятор 2, который благодаря фиксированному для рабочих колес 9 и 10 оптимальному передаточному числу редуктора 3 и минимальным окружным скоростям рабочих лопаток 12 и 13 генерирует минимальный уровень шума, при этом уровень напряжений от центробежных сил в рабочих лопатках 12 и 13 также минимален, что способствует повышению надежности двигателя 1.

Так как степень сжатия потока воздуха 11 в каждом из рабочих колес 9 и 10 вентилятора 2 минимальна, то и количество рабочих лопаток 12 и 13 минимально, что способствует снижению количества деталей и веса двигателя 1.

Класс F02K3/072 с противовращающимися роторами

малогабаритная система винтов противоположного вращения -  патент 2526130 (20.08.2014)
система вращающихся в противоположных направлениях воздушных винтов, приводимых в движение при помощи эпициклоидального механизма, обеспечивающая уравновешенное распределение крутящих моментов между двумя воздушными винтами -  патент 2509903 (20.03.2014)
газотурбинный двигатель -  патент 2489587 (10.08.2013)
система воздушных винтов противоположного вращения с устройством флюгирования их лопастей -  патент 2488520 (27.07.2013)
двухвентиляторный газотурбинный двигатель -  патент 2486361 (27.06.2013)
авиационный двигатель и способ его работы -  патент 2472942 (20.01.2013)
газотурбинный двигатель с вентиляторами противоположного вращения, имеющий шнековый газогенератор с положительным смещением осевого потока -  патент 2472026 (10.01.2013)
узел газотурбинного двигателя -  патент 2468233 (27.11.2012)
единая технология эксплуатации и производства транспортных средств "максинио": безаэродромный самолет (варианты), турбовинтовентиляторный двигатель, крыло (варианты), способ создания подъемной силы и способ работы турбовинтовентиляторного двигателя -  патент 2460672 (10.09.2012)
винтовентилятор -  патент 2428590 (10.09.2011)
Наверх