чугун с вермикулярным графитом

Классы МПК:C22C37/04 содержащие шаровидный графит 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "КАМАЗ-Металлургия" (RU),
Открытое акционерное общество "КАМАЗ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-10-02
публикация патента:

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к составам чугуна с вермикулярным графитом. Может использоваться для отливок «Барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов. Чугун содержит, мас.%: углерод 2,5-4,5; кремний 1,5-4,0; марганец 0,01-2,0; хром 0,01-0,5; никель 0,01-0,5; медь 0,01-1,5; титан 0,01-0,05; магний 0,01-0,05; сумма редкоземельных элементов 0,01-2,0; сумма окислов магния, церия, иттрия и лантана 0,001-0,1; сера 0,001-0,1; железо - остальное. Полученный чугун обладает высокими эксплуатационными свойствами при повышенных динамических и температурных нагрузках. 2 табл.

Формула изобретения

Чугун с вермикулярным графитом, содержащий углерод, кремний, марганец, хром, никель, медь, титан, редкоземельные элементы и железо, отличающийся тем, что он дополнительно содержит магний, окислы магния, церия, иттрия и лантана и остаточную серу при следующем соотношении компонентов, мас.%:

углерод2,5-4,5
кремний1,5-4,0
марганец0,01-2,0
хром0,01-0,5
никель0,01-0,5
медь0,01-1,5
титан0,01-0,05
магний0,01-0,05
сумма редкоземельных 
элементов0,01-2,0
сумма окислов магния,  
церия, иттрия и лантана 0,001-0,1
сера 0,001-0,1
железо - остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к металлургии, к литейному производству, в частности к разработке химического состава чугуна с вермикулярным графитом для отливок «Барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов и может быть использовано при массовом производстве.

Наиболее близким к заявляемому изобретению является чугун с вермикулярным графитом (патент RU 2034087), содержащий, мас.%:

углерод3,0-3,6
кремний1,5-2,0
марганец0,4-0,6
хром0,4-0,6
никель1,4-2,0
алюминий0,1-0,3
титан0,3-0,5
медь0,5-1,5
редкоземельные элементы 0,1-0,15
ниобий 0,2-0,5
железо остальное

Известный химический состав чугуна наряду с достоинствами (физико-механические свойства, износостойкость, термостойкость) имеет ряд недостатков применительно к деталям «барабан тормозной» для грузовых, магистральных и спортивных автомобилей и автопоездов, а именно:

- повышенный нагрев в результате эксплуатации (до 250°С) и, как следствие, образование микротрещин и разрушение детали;

- повышенное содержание хрома, титана, ниобия приводит к образованию карбидов и неравномерной твердости на рабочей поверхности «Барабана тормозного», что ведет к неравномерному износу рабочей поверхности и выходу из строя детали;

- наличие в чугуне легирующего комплекса: марганец, хром, никель, титан, медь, ниобий приводит к локальному формированию в структуре фосфитной эвтектики даже при незначительном содержании фосфора (менее 0,1%), отличающихся высокой твердостью и хрупкостью, что вызывает образование поперечных трещин и разрушение детали «барабан тормозной» при эктремальных знакопеременных и динамических нагрузках.

Предлагаемое изобретение направлено на создание чугуна с вермикулярным графитом для производства отливок «барабан тормозной», позволяющем эксплуатировать грузовые автомобили в тяжелых условиях при повышенных динамических и температурных нагрузках, что повышает эксплуатационную надежность автомобиля в целом.

Предлагаемый состав чугуна содержит, мас.%:

углерод2,5-4,5
кремний1,5-4,0
марганец0,01-2,0
хром0,01-0,5
никель0,01-0,5
медь0,01-1,5
титан0,01-0,05
магний0,01-0,05
сумма редкоземельных элементов 0,01-2,0
сумма окислов магния, церия, иттрия, лантана0,001-0,1
сера0,001-0,1
железоостальное

Углерод является одним из основных компонентов всех чугунов, определяющий форму, распределение, размер, количество и общую площадь графитовых включений. Ниже 2,5% углерод способствует формированию в структуре чугуна цементита и других карбидов, что недопустимо. Выше 4,5% будут снижаться литейные свойства сплава (жидкотекучесть, формозаполняемость), увеличиваться размеры графитных включений.

Кремний является одним из основных элементов чугуна, способствующих вытеснению углерода из химических соединений с железом и другими легирующими элементами в самостоятельную фазу - графитные включения. Кремний является основным элементом в чугунах, способствующих формированию центров графитизации или зарождения графитной фазы. При содержании кремния менее 1,5% будет недостаточно центров кристаллизации графитных включений, что способствует формированию карбидов, а это недопустимо. Выше 4,0% будет увеличиваться хрупкость сплава вследствие образования феррита, легированного кремнием.

Марганец является одним из легирующих элементов в чугунах, способствующих перлитизации металлической матрицы. В больших количествах в чугунах способствует формированию сложных карбидов типа (FeMn)m Cn. При содержании марганца ниже 0,01% получать расплав экономически нецелесообразно - надо применять очень чистые по марганцу шихтовые материалы, что приведет к значительному удорожанию чугуна. Выше 3,0% марганец будет способствовать формированию сложных карбидов, что приведет к повышению твердости и ухудшению обрабатываемости чугуна резанием.

Хром в количествах 0,01-0,5% определяет твердость всего сплава, способствует растворению углерода в железе с образованием химических соединений Fe 3С и др. Ниже 0,01% получать расплав экономически нецелесообразно - надо применять очень чистые по хрому шихтовые материалы, что приводит к удорожанию чугуна. При содержании хрома выше 0,05% образуются карбиды, что приведет к значительному повышению твердости и резкому ухудшению обрабатываемости чугуна резанием.

Никель является легирующим элементом и при содержании 0,01-0,5% способствует формированию перлита в металлической матрице без карбидообразующего действия. При содержании никеля ниже 0,01% не обеспечивается легирования расплава для формирования перлита в металлической матрице. Содержание никеля выше 0,5% экономически нецелесообразно - приводит к удорожанию чугуна.

Медь при содержании в пределах 0,01-1,5% оказывает аналогичное никелю действие на чугун. При содержании меди ниже 0,01% не обеспечивается легирование расплава для выравнивания физико-механических свойств по сечению отливки. Содержание меди выше 1,5% экономически нецелесообразно, приводит к удорожанию чугуна.

Титан при содержании 0,01-0,05% способствует формированию центров образования графита. Является активным десфероидизатором графитной фазы в чугунах. При содержании титана ниже 0,01% не обеспечивается создание подложек для роста центров кристаллизации графита в чугуне. Выше 0,05% сказывается сильное действие титана как десфероидизатора графита в чугуне, а это приводит к перерасходу вермикуляризирующего модификатора.

Магний - основной модифицирующий элемент, который сфероидизирует и вермикуляризирует графитные включения в чугуне. При содержании магния ниже 0,01% не обеспечивается формирования графита вермикулярной формы в чугуне. Выше 0,05% в чугуне будет формироваться графит в виде сферы. Будет распадаться вермикулярный каркас в чугуне, что снизит теплопроводность отливки «барабан тормозной».

Редкоземельные элементы - основные модифицирующие элементы, способствующие формированию вермикулярной формы графита в чугунах. При содержании суммы редкоземельных элементов ниже 0,01% не будет происходить удаления кислорода, растворенного в расплаве, чугун будет подвержен газоусадочным дефектам. При содержании РЗМ выше 2,0% будет создаваться высокое переохлаждение расплава, что вызовет образование карбидных включений в структуре чугуна.

Оксиды магния, церия, иттрия, лантана являются стабилизирующими присадками, которые способствуют усилению эффекта вермикуляризации графита в чугуне. При содержании суммы оксидов магния, церия, иттрия и лантана ниже 0,001% будет ухудшаться формирование вермикулярного графитного каркаса в чугуне, что важно для создания оптимальных условий для эксплуатации детали «барабан тормозной». При содержании суммы оксидов магния, церия, иттрия и лантана выше 0,1% в теле отливки оксиды формируют скопление неметаллических фаз, что снижает физико-механические свойства чугуна.

Сера является неизбежным примесным элементом чугуна, препятствующим формированию вермикулярной и шаровидной форм графитных включений. Содержание серы ниже 0,001% получать в расплаве экономически нецелесообразно - надо применять очень чистые по сере шихтовые материалы, а это приводит к значительному удорожанию чугуна. При содержании серы выше 0,1% будут формироваться в структуре чугуна пластинчатый графит и снижаться механические свойства.

Предлагаемый химический состав чугуна с вермикулярным графитом для отливок «барабан тормозной» производится путем плавления шихты в первичных плавильных агрегатах: вагранка, индукционная печь или электродуговая печь, затем возможно использование как моно-процесса (т.е. без выдерживания исходного расплава в миксере), так и дуплекс-процесса, в качестве миксера возможно использование индукционной или электродуговой печей. Затем исходный (базовый) расплав чугуна обрабатывается комплексным вермикуляризирующим модификатором (возможно использование фракционного кускового модификатора, быстроохлажденного «чипс» - модификатора, проволочного модификатора по средствам «трайп» - аппарата и др.). Допускается как ковшевая обработка исходного (базового) чугуна, так и внутриформенная. Графитизирующее модифицирование осуществляется как в ковше, так и возможна внутриформенная обработка. Формообразование отливок «барабан тормозной» осуществляется как в разовые, так и в постоянные формы.

Предлагаемый химический состав чугуна с вермикулярным графитом для отливок «барабан тормозной» отливается с содержанием оксидов магния, иттрия, церия и лантана и сбалансированным содержанием легирующих элементов марганца, хрома, никеля, меди, титана, суммы РЗМ, отсутствием ниобия, что обеспечивает оптимальные физико-механические свойства чугуна с вермикулярным графитом, литейные технологические свойства сплава, а также эксплуатационные характеристики материала для отливки «барабан тормозной» грузовых, магистральных, спортивных автомобилей и автопоездов.

В таблице 1 приведены результаты сравнительных испытаний физико-механических свойств предлагаемого состава чугуна (нижний, средний и верхний уровни) и прототипа (средний уровень). В таблице 2 приведены химические составы чугуна по уровням: нижний, средний, верхний, а также по прототипу (средний уровень). В материалах прототипа, обладающем высокой относительной износостойкостью при длительных нагружениях (свыше 200 часов), происходит накапливание внутренних напряжений, приводящих к разрушениям образцов, что недопустимо для отливок «барабан тормозной». Остальные показатели физико-механических свойств говорят о комплексном приоритете предлагаемого состава чугуна с вермикулярным графитом перед прототипом.

Таблица 1
№ п/пХимический состав чугуна Механические свойстваФизические свойства
   Предел прочности при растяжении, МПаУсловный предел текучести, МПа Относит. удлинение, % Твердость по БринелюПредел выносливости, МПаТеплопроводность, Вт/мК Коэффиц. линейного расширения (20-100°С), 10-6/°СОтносительная износостойкость, %
100 часов200 часов500 часов
1Предлагаемый ЧВГ (нижний уровень) 4603903,5 2072000,41 129594 92
2Предлагаемый ЧВГ (средний уровень)470 4003,0215 2100,4312 969592
3Предлагаемый ЧВГ (верхний уровень) 4904202,5 2222300,49 129897 95
4Прототип (средний уровень)390320 1,5240 1900,3715 9997Разрушение

Таблица 2
№ п/пУровеньУглерод, %Сера, %Кремний, %Ниобий, %Марганец, %Хром, %Никель, % Медь, %Титан, % Магний, %Сумма РЗМ, % Сумма оксидов, %
1 Предлагаемый ЧВГ, (нижний)2,8 0,0081,9- 0,050,050,03 0,030,02 0,0120,050,003
2Предлагаемый ЧВГ (средний)3,70,020 2,9- 0,600,200,24 0,800,03 0,0320,980,049
3Предлагаемый ЧВГ (верхний)4,20,080 3,8- 1,800,400,49 1,420,04 0,481,940,099
4Прототип (средний) 3,30,020 1,750,350,50 0,501,7 1,000,50- 0,125-

Класс C22C37/04 содержащие шаровидный графит 

износостойкий чугун с шаровидным графитом -  патент 2526507 (20.08.2014)
износостойкий чугун с шаровидным графитом -  патент 2511213 (10.04.2014)
способ определения обрабатываемости на станках чугуна с вермикулярным графитом -  патент 2509820 (20.03.2014)
способ термической обработки чугуна с шаровидным графитом -  патент 2504597 (20.01.2014)
зубчатое колесо и уравновешивающий вал для поршневого двигателя -  патент 2499070 (20.11.2013)
способ получения бейнитного чугуна при термической обработке -  патент 2490335 (20.08.2013)
радиационно стойкий аустенитный чугун с шаровидным графитом -  патент 2465363 (27.10.2012)
износостойкий чугун -  патент 2465362 (27.10.2012)
износостойкий чугун -  патент 2451100 (20.05.2012)
износостойкий чугун -  патент 2451099 (20.05.2012)
Наверх