способ термической обработки рельсовых накладок

Классы МПК:C21D9/04 рельсов
C21D1/60 водные растворы 
Автор(ы):, , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Новокузнецкий металлургический комбинат" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-06-09
публикация патента:

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки рельсовых накладок, применяемым в верхнем строении железнодорожного пути. Рельсовые накладки нагревают до температуры 860-880°С, осуществляют прошивку отверстий и охлаждение в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8, при температуре 20-60°С. Использование изобретения позволяет повысить эксплуатационную стойкость рельсовых накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, повысить ее твердость, а также улучшить экологические условия труда. 2 табл.

Формула изобретения

Способ термической обработки рельсовой накладки, включающий ее нагрев под прошивку отверстий до 860-880°С, прошивку отверстий и охлаждение, отличающийся тем, что охлаждение накладки производят в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8 при температуре 20-60°С.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к черной металлургии, в частности к способам термической обработки рельсовых накладок, применяемым в верхнем строении железнодорожного пути.

Известен способ термической обработки заготовок [1], включающий нагрев под штамповку и регулируемое охлаждение в водном растворе полимера акрилатного типа с температурой 65-98°С и вязкостью способ термической обработки рельсовых накладок, патент № 2291206 60=сСт до температуры, находящейся в интервале между нижней границей выделения карбидной фазы и температуры начала смачивания полимером поверхности заготовки. Недостатком этого способа является то, что применяемый в качестве закалочной среды водный раствор полимера с регламентированной температурой и вязкостью может быть использован только для закалки ряда легированных сталей из-за низкой скорости охлаждения среды. Скорость охлаждения указанной среды недостаточна для закалки заготовок из углеродистой стали, она не обеспечит требуемую твердость и прочность металла.

Известно также термическое упрочнение рельсовой подкладки быстродвижущимся потоком воды [2]. Этот способ термической обработки приемлем только для закалки накладок из низкоуглеродистой стали. Из-за высокой скорости охлаждения указанная среда не может быть использована для закалки рельсовых накладок из углеродистой стали, в противном случае приведет к образованию в поверхностном слое накладок хрупкой троосто-мартенситной структуры.

Известен также способ термической обработки рельсовых накладок [3], прототип, включающий нагрев под прошивку отверстий до температуры 860-880°С и охлаждение в масле. В данном способе использование масла в качестве закалочной среды обеспечивает равномерное распределение свойств по сечению накладок, однако это не гарантирует высокую работоспособность рельсовых накладок в условиях грузонапряженного скоростного движения. Кроме этого, использование масла значительно ухудшает экологическую атмосферу в цехе.

Желаемыми техническими результатами изобретения являются: повышение эсплуатационной стойкости накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, повышения ее твердости, а также улучшения экологических условий труда.

Для этого предлагается способ термической обработки рельсовых накладок, включающий нагрев под прошивку отверстий до температуры 860-880°С, причем охлаждение проводят в негорючей железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленной водой в объемном соотношении 1:8, при температуре 20-60°С.

Заявляемые пределы подобраны экспериментальным путем исходя из требований к микроструктуре, механическим свойствам и твердости углеродистой стали.

Негорючий раствор железосодержащей соли полиакриловой кислоты, разбавленный водой в объемном соотношении 1:8 при температуре 20-60°С, выбран исходя из условия необходимости получения на поверхности накладок достаточно высокой твердости, образования тонкопластинчатой перлитной структуры и подавления грубых выделений избыточного феррита. С увеличением соотношения воды (более 8 частей) в водополимерном растворе, а также при температуре раствора ниже 20°С на поверхности накладок образуется тонкий теплоизолирующий слой, приводящий к образованию в поверхностных слоях хрупкой троосто-мартенситной структуры. С повышением температуры раствора выше 60°С наблюдается ухудшение состояния окружающей среды вследствие сильного выделения пара и увеличение расхода воды в растворе. Меньшее соотношение воды в водополимерном растворе (менее 8 частей) не обеспечивает требуемые механические свойства и ведет к увеличению расхода полимера, что экономически нецелесообразно.

Способ был реализован в промышленных условиях на рельсовых накладках для рельсов типа Р65. Накладки, нагретые до температуры 860-880°С после прошивки отверстий, погружали в закалочный бак, наполненный водополимерным раствором. Для перемешивания указанной закалочной среды использовали сжатый воздух, подаваемый с двух сторон закалочного бака через трубки с просверленными отверстиями. После термообработки исследовали микроструктуру закаленного металла, а также определяли механические свойства и твердость.

Технологические параметры термообработки рельсовых накладок приведены в таблице 1. Результаты механических испытаний и исследований микроструктуры в таблице 2.

Использование изобретения позволило повысить эксплуатационную стойкость рельсовых накладок за счет уменьшения межпластиночного расстояния перлита и количества структурно-свободного феррита в поверхностном слое накладок, значительно повышена твердость, исключено влияние паров масла на персонал.

Источники информации

1. А.С. СССР №1781310 А1, кл. C 21 D 1/56, 1/78.

2. A.C. СССР №1802822 A 3, кл. C 21 D 9/04.

3. ТИ 58-СП-036-2004 "Производство рельсовых скреплений".

4. ГОСТ 4133-73 "Накладки рельсовые двухголовые для железных дорог широкой колеи".

Таблица 1

Технологические параметры термообработки рельсовых накладок
Температура нагрева, °С Температура закалки, °ССоотношение полимера и воды в водополимерном растворе Температура водополимерного раствора, °С
1860800 1:720
2 870810 1:760
3 875800 1:815
4 870805 1:820
5 860795 1:845
6 880800 1:860
7 830790 1:920
8 890800 1:960

Таблица 2

Результаты физико-механических испытаний и исследований микроструктуры
Микроструктура рельсовой накладки Твердость рельсовой накладки, НВ Предел текучестиВременное сопротивление разрывуОтносительное удлинение Относительное сужение Холодный изгиб
поверхностного слояпо сечению на поверхностипо сечению Н/мм2 %
головкишейки
1Пластинчатый перлит + тонкая сетка феррита Пластинчатый перлит + грубая сетка феррита 321-331248-255 223-229550870 1950 Уд.
2Пластинчатый перлит + грубая сетка ферритаПластинчатый перлит + грубая сетка феррита312-321 223207-212 48073022 50Уд.
3 Троостит + мартенситПластинчатый перлит + тонкая сетка феррита388-401 277-285262-269 660100013 45Неуд.
4 Тонкопластинчатый перлит + обрывки ферритной сеткиПластинчатый перлит + тонкая сетка феррита331-341269-277 248-255650 9901842 Уд.
5Тонкопластинчатый перлит + обрывки ферритной сеткиПластинчатый перлит + тонкая сетка феррита321-331 262-269248-241 63099014 40Уд.
6 Тонкопластинчатый перлит + тонкая сетка феррита Пластинчатый перлит + тонкая сетка феррита 312-321248-255 231-241600960 1647 Уд.
7Мартенсит + трооститТонкопластинчатый перлит + тонкая сетка феррита467-534 301-285269-277700 110013 37Неуд.
8 Троостит +мартенситТонкопластинчатый перлит + тонкая сетка феррита375-388 277-269248-255 65099013 40Неуд.
прототип Пластинчатый перлит + грубая сетка феррита269-277255 250570 8901440 Уд.
Требования ГОСТ 4133 -235-388- -способ термической обработки рельсовых накладок, патент № 2291206 54способ термической обработки рельсовых накладок, патент № 2291206 86способ термической обработки рельсовых накладок, патент № 2291206 10,0способ термической обработки рельсовых накладок, патент № 2291206 30,0Уд.

Класс C21D9/04 рельсов

способ термической обработки сварных стыков рельсов -  патент 2524526 (27.07.2014)
стальной рельс и способ его изготовления -  патент 2519180 (10.06.2014)
способ термической обработки рельсов -  патент 2487178 (10.07.2013)
способ и установка термической обработки рельсов -  патент 2487177 (10.07.2013)
способ охлаждения зоны сварки рельса, устройство для охлаждения зоны сварки рельса и сварное соединение рельса -  патент 2485187 (20.06.2013)
способ и установка термической обработки рельсов -  патент 2484148 (10.06.2013)
устройство и способ охлаждения зоны сварки рельса -  патент 2470080 (20.12.2012)
способ и устройство термической обработки рельсов -  патент 2456352 (20.07.2012)
промежуточная деталь для соединения фасонного тела из марганцовистой стали с углеродистой сталью, а также способ соединения отливок из марганцовистой аустенитной стали со стандартными рельсами -  патент 2450063 (10.05.2012)
способ производства рельсов -  патент 2440427 (20.01.2012)

Класс C21D1/60 водные растворы 

Наверх