способ подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки и устройство для его осуществления
Классы МПК: | F23R3/40 отличающиеся использованием каталитических средств |
Автор(ы): | Гончаров В.Г., Куприк В.В., Лебедев В.А., Марчуков Е.Ю., Федоров С.А., Чепкин В.М. |
Патентообладатель(и): | Гончаров Владимир Гаврилович, Куприк Виктор Викторович, Лебедев Валерий Алексеевич, Марчуков Евгений Ювенальевич, Федоров Сергей Андреевич, Чепкин Виктор Михайлович |
Приоритеты: |
подача заявки:
2001-08-24 публикация патента:
20.09.2003 |
Способ подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки включает в себя подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора. Часть топлива до подачи его в камеру сгорания пропускают через катализатор. Топливо перед подачей на катализатор смешивают с воздухом, нагревают катализатор и с его помощью осуществляют автотермическую воздушную конверсию с получением газовой смеси, содержащей водород и окись углерода. Устройство для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки содержит камеру сгорания и систему топливопитания с основной магистралью и параллельно ей линией с каталитическим реактором в ней. Дополнительная линия перед каталитическим реактором снабжена топливовоздушным смесителем. Полость над реактором соединена с источником горячего газа. Изобретение приводит к снижению вредных выбросов в продуктах сгорания. 2 с. и 6 з.п. ф-лы, 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
1. Способ подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, включающий подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора, при этом часть топлива до подачи его в камеру сгорания пропускают через катализатор, отличающийся тем, что топливо перед подачей на катализатор смешивают с воздухом, нагревают катализатор и с его помощью осуществляют автотермическую воздушную конверсию с получением газовой смеси, содержащей водород и окись углерода. 2. Способ подготовки и сжигания топлива по п. 1, отличающийся тем, что воздух для смешения отбирают за компрессором газотурбинной установки. 3. Способ подготовки и сжигания топлива по п. 1, отличающийся тем, что топливовоздушную смесь, подаваемую на катализатор, нагревают. 4. Устройство для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, содержащее камеру сгорания и систему топливопитания с основной магистралью и параллельной ей дополнительной линией с каталитическим реактором в ней, отличающееся тем, что дополнительная линия перед каталитический реактором снабжена топливовоздушным смесителем, а полость над реактором соединена с источником горячего газа. 5. Устройство для подготовки и сжигания топлива по п. 4, отличающееся тем, что воздушный вход топливовоздушного смесителя соединен с компрессором газотурбинной установки. 6. Устройство для подготовки и сжигания топлива по п. 4, отличающееся тем, что топливовоздушный смеситель выполняют заодно с каталитическим реактором. 7. Устройство для подготовки и сжигания топлива по п. 4, отличающееся тем, что в качестве источника горячего газа выбран газовоздушный тракт турбины. 8. Устройство для подготовки и сжигания топлива по п. 6, отличающееся тем, что в качестве источника горячего газа выбран газовоздушный тракт турбины.Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к камерам сгорания газотурбинных установок (далее ГТУ), работающим на жидком или газообразном углеводородном топливе и использующим в своей работе каталитические средства. Известен способ подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, включающий подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора и сжигание этой топливовоздушной смеси в зоне каталитического реактора, занимающего часть объема камеры сгорании, и реализованный в устройстве, имеющем камеру сгорания с каталитическим реактором внутри нее и систему топливопитания [1]. В таких камерах сгорания горение происходит при Тг*=1100-1600 К, что обеспечивает низкие концентрации оксидов азота NOx и окиси углерода СО. Однако эти камеры имеют и существенные недостатки: узкий диапазон устойчивого горения, высокое гидравлическое сопротивление, низкую надежность и малый ресурс каталитических блоков, высокую стоимость катализаторов из-за применения редкоземельных металлов (платины, родия, палладия и др.). Кроме того, для замены каталитических блоков после выработки их ресурса требуется разборка камеры сгорания и ГТУ, что снижает эксплуатационную технологичность и надежность. Наиболее близким к предлагаемому является способ подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, включающий подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора с пропусканием при этом части топлива до подачи его в камеру сгорания через каталитический реактор, где исходное топливо с помощью катализатора, содержащего редкоземельные металлы, разлагается на легковоспламеняющиеся вещества, в частности на спирты, альдегиды, водород [2]. Устройство для реализации этого способа содержит камеру сгорания с системой топливопитания, включающей основную и параллельную ей дополнительную линии, при этом дополнительная линия снабжена каталитическим реактором [2]. Такое устройство за счет улучшения каталитического сжигания позволяет достичь низких концентраций оксидов азота NOx и высокого КПД из-за уменьшения гидравлического сопротивления. Однако это устройство основано на каталитическом сжигании и, следовательно, сохраняет недостатки, присущие каталитическим камерам сгорания [1]. Задача изобретения - снижение вредных выбросов - оксидов азота NOx и СО в продуктах горения. Дополнительная задача - повышение устойчивости горения в камере сгорания. Указанные задачи достигаются тем, что в способе подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, включающем подачу в камеру сгорания углеводородного топлива и воздуха из-за компрессора, при этом часть топлива до подачи его в камеру сгорания пропускают через катализатор, топливо перед подачей на катализатор смешивают с воздухом и с помощью катализатора для воздушно-кислородной конверсии получают газовую смесь. Новым здесь является то, что топливо перед подачей на катализатор смешивают с воздухом и с помощью катализатора для воздушно-кислородной конверсии получают газовую смесь, содержащую, по меньшей мере, Н2 и СО. Смешав топливо, подаваемое в каталитический реактор, с воздухом, мы имеем возможность осуществить с помощью катализатора топливовоздушную конверсию в реакторе и получить на выходе из реактора газ, содержащий НС, СО. Известно, что водород Н2 и окись углерода СО имеют более широкие концентрационные пределы воспламенения и высокую скорость горения, чем исходное топливо. Это позволяет при наличии Н2 и СО сжигать в камере сгорания очень "бедные" смеси с очень низкой температурой горения и значительно снизить вредные выбросы оксидов азота NOx и СО при условии широкого диапазона устойчивого горения. Кроме того, Н2 стимулирует дожигание СО в камере сгорании, что уменьшает ее концентрацию на выходе из камеры сгорания. Наиболее целесообразно воздух для смешения с топливом отбирать за компрессором ГТУ. Для создания оптимальных температурных условий для каталитической реакции в случае необходимости топливовоздушную смесь, подаваемую на катализатор, или сам катализатор нагревают. Указанная задача достигается также тем, что в устройстве для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки, содержащем камеру сгорания и систему топливопитания с основной магистралью и параллельной ей дополнительной линией с каталитическим реактором на ней, в нем дополнительная линия перед каталитическим реактором снабжена топливовоздушным смесителем, воздушный вход которого соединен с компрессором газотурбинной установки. Новым здесь является то, что:а) дополнительная линия перед каталитическим реактором снабжена топливовоздушным смесителем, воздушный вход которого соединен с компрессором газотурбинной установки;
б) воздушный вход смесителя соединен с компрессором газотурбинной установки. Смеситель, которым снабжена дополнительная линия перед каталитическим реактором, служит для подготовки равномерной топливовоздушной смеси определенного состава для последующей автотермической воздушной конверсии углеводородного топлива (например, метана) в каталитическом реакторе. Катализатор конверсирует топливовоздушную смесь в газ, содержащий Н2 и СО. При этом для этой реакции можно использовать относительно недорогие и более долговечные катализаторы, например, никелевые. Соединив воздушный вход смесителя с компрессором газотурбинной установки, мы используем относительно дешевый воздух для воздушно-кислородной конверсии углеводородного топлива. Кроме того:
а) топливоздушный смеситель может быть выполнен заодно с каталитическим реактором, что дает выигрыш и в весе, и в габаритах;
б) полость над реактором или (и) над топливовоздушным смесителем может быть соединена с источником горячего газа, что позволяет иметь в зоне реактора оптимальную температуру для каталитической реакции, используя тепло ГТУ;
в) в качестве источника горячего газа может быть выбран газовоздушный тракт турбины, что повышает экономичность работы устройства. На чертеже представлено устройство для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки. Устройство для подготовки и сжигания топлива в камере сгорания газотурбинной установки содержит камеру сгорания 1 с системой топливопитания, включающей основную 5 и параллельную ей дополнительную 3 линии. Дополнительная линия 3 перед каталитическим реактором снабжена смесителем 5, соединенным своим вторым входом с компрессором 6. Полость 7 над корпусом 8 реактора 4 соединена с газовоздушным трактом турбины 9. Турбина 9 газодинамически соединена с силовой турбиной 10, на валу которой расположен привод. Способ реализуют следующим образом. Подают в камеру сгорания 1 углеводородное топливо, например СН4 и воздух, из-за компрессора 5. Часть топлива до подачи в камеру сгорания 1 смешивают с воздухом в смесителе 5 и пропускают через катализатор в реакторе 4, в котором эту топливовоздушную смесь конверсируют в газ, содержащий Н2 и СО, которые сжигают в камере сгорания 1. Воздух для подачи в смеситель 5 отбирают за компрессором 6. Источники информации
1. Патент РФ 2160415, МКИ F 23 R 3/40, опубл. 2000 г. 2. Патент РФ 2143643, МКИ F 23 R 3/40, опубл. 1999 г.
Класс F23R3/40 отличающиеся использованием каталитических средств