способ получения бензина

Классы МПК:C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования 
C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
C10L1/18 содержащие кислород 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Гайдукевич Вадим Владиславович,
Ахсанов Ренат Рахимович
Приоритеты:
подача заявки:
1999-05-17
публикация патента:

Изобретение относится к способам получения бензина и может быть использовано непосредственно на промыслах в нефтяной и газовой промышленности. Способ ведут использованием продукта, выделенного путем гидроциклонирования предварительно нагретой до 60-90°С нефти и последующего его конденсирования, или газового конденсата, выделенного при температуре и охлаждении газа в количестве 95-95 об. %, и 5-15 об.% метилальметанольной фракции производства изопрена диоксановым методом, содержащей следующие компоненты, об.%: 7,7 метанола; 46,35 метилаля; 23,73 третбутилового спирта; 7,0 н.бутана; 9,13 н. пентана; 6,09 изопентана. Способ позволяет интенсифицировать процесс за счет снижения металлоемкости, а также снижает токсичность продуктов сгорания бензина. 2 табл., 1 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ получения бензина, включающий смешивание бензиновых фракций с кислородсодержащими добавками, отличающийся тем, что в качестве бензиновых фракций используют продукт, выделенный гидроциклонированием предварительно нагретой до 60 - 90oC нефти с последующим его конденсированием, или газовый конденсат, выделенный при транспорте и охлаждении газа, взятых в количестве 85 - 95 об.%, и в качестве кислородсодержащей добавки используют 5 - 15 об.% метилальметанольной фракции производства изопрена диоксановым методом, содержащей следующие компоненты, об.%:

Метанол - 7,7

Метилаль - 46,35

Трет-бутиловый спирт - 23,73

н.бутан - 7,0

н.пентан - 9,13

Изопентан - 6,09

Описание изобретения к патенту

Изобретение может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности, а также в нефтяной и газовой промышленности непосредственно на промыслах при первичной подготовке и переработке нефти и конденсата.

Известен способ /1/, в котором с целью получения широкой бензиновой фракции, увеличения отбора и повышения производительности процесса нагретую нефть подвергают однократному испарению в сепараторе высокого давления с последующей подачей образовавшейся паровой фазы в колонну ректификации. За счет того, что на ректификацию направляют только паровую фазу уменьшаются нагрузки в колонне, что дает возможность повысить производительность способа. Как указывают авторы, этот способ позволяет увеличить отбор широкой бензиновой фракции на 0,4%, повысить качество готового продукта, а также повысить производительность способа путем снижения нагрузки на колонну ректификации. /Маринин Н.С. и др. Разгазирование и предварительное обезвоживание нефти в системе сбора. М.: Недра, 1982, с. 59/.

Известен способ /2/ путем нагрева нефти ректификации в колонне при повышенных давлении и температуре, конденсации полученной при ректификации газовой головки с получением газового конденсата, отвода части конденсата в виде готового продукта и подачи оставшейся части конденсата на орошение в ректификационную колонну, в которой нагретую нефть предварительно подвергают сепарации при повышенном давлении с получением парового потока, который направляют в ректификационную колонну в качестве исходного сырья и жидкого потока, который подают на испарение в емкость, и подачу сконденсированного парового потока в ректификационную колонну в виде холодного и горячего орошения, а кубовый остаток отводят в качестве бензина - растворителя или смешивают со стабильной нефтью.

Основным недостатком этих способов получения широкой бензиновой фракции является громоздкость процесса, заключающаяся в осуществлении его с помощью ректификационных колонн; энергоемкость, т.к. известно, что увеличение выхода легких углеводородов связано с повышением температуры в колонне (низа - 240 - 300oC, верха - 140 - 160oC). Кроме того, процесс осуществляется при повышенных давлениях в колонне. Все это приводит к низкой удельной производительности способа, а значит и малой эффективности и интенсивности /Тронов В. П. Промысловая подготовка нефти. М.: Недра, 1977, с. 287/.

Наиболее близким техническим решением к предполагаемому изобретению является способ (см. Лыков О.П. и др. Всесоюзная конференция по химии нефти. Тез. докладов, Томск, 1988, с. 243-244), заключающийся в использовании эфиров с различными добавками нефтехимических производств.

Недостаток - низкое качество целевого продукта и повышенный расход добавок.

Цель изобретения - повышение эффективности способа путем интенсификации процесса и снижение токсичности продуктов сгорания бензинов.

Поставленная цель достигается тем, что в качестве бензиновой фракции используют продукт, выделенный гидроциклонированием предварительно нагретой до 60-90oC нефти с последующим конденсированием выделенной при этом парогазовой смеси, или газовый конденсат, выделенный при транспорте и охлаждении газа, взятых в количестве 85-95 об.%, и в качестве кислородсодержащей добавки используют 5-15 об.% метилальметанольной фракции производства изопрена диоксановым методом, содержащей следующие компоненты, об.%:

Метанол - 7,7

Метилаль - 46,35

Третбутиловый спирт - 23,73

н.бутан - 7,0

н.пентан - 9,13

Изопентан - 6,09

На чертеже приведена технологическая схема, реализующая предлагаемый способ.

Схема включает нагреватель 1, гидроциклон 2, установленный на емкости-сборнике стабильной нефти; эта же емкость является и каплеуловителем; конденсатор-холодильник 3, бензосепаратор 4, емкость-накопитель 5.

Способ реализуется следующим образом.

Обезвоженную, обессоленную нефть подают в нагреватель и нагревают до 60-90oC , нагрев нефти свыше 90oC экономически нецелесообразен и в промышленных условиях является пожароопасным мероприятием. Нагрев нефти ниже 60oC не дает желаемых результатов по интенсификации процесса получения бензина.

Далее эту нефть подвергают гидроциклонированию, заключающуюся в направлении в камеру распределения гидроциклона, в которой эту нефть равномерно распределяют по всем гидроциклонным элементам за счет тангенциального ввода в камеру распределения. В каждом гидроциклонном элементе поток нефти закручивают с помощью вводного устройства, выполненного в виде постепенно сужающегося винтового прямоугольного канала, до скорости закрутки на каждом гидроциклонном элементе порядка 35 м/с путем подачи жидкости под давлением 4 кгс/см2. Это позволяет организовать внутри каждого гидроциклонного элемента такую гидродинамическую обстановку, когда в центре вращения потока в каждом элементе образуется парогазовый шнур, давление в котором, заметно ниже давления жидкости при поступлении в аппарат. А это в свою очередь позволяет изменить коэффициент фазового равновесия "пар(газ)-жидкость" системы "нефть-газ" в сторону снижения температур. Поэтому в отличие от традиционных температур нагрева в 250-300oC достаточно нагреть нефть до 60-90oC, что заметно сокращает расход топлива. В то же время получение бензиновых фракций связано с методами ректификации в ректификационных колоннах. Предлагаемый метод получения бензиновых фракций по сравнению с этими методами позволяет сократить металлоемкость в 40-50 раз.

В емкости, на которой устанавливается мультигидроциклон, не только собирают стабильную нефть, но и улавливают капельную жидкость, унесенную вместе с парогазовой смесью через сливную трубку каждого гидроциклонного элемента. Для этого емкость на выходе парогазовой смеси снабжена каплеотбойником, представляющим собой гильзу с линзообразными тарелками из регулярных проволочных насадок, навитых по спирали Архимеда. Вогнутая часть этих тарелок обращена к парогазовому потоку. Парогазовую смесь направляют в конденсатор-холодильник, где производят интенсивный отбор тепла и конденсацию паров светлых углеводородов. Для этого поддерживают температуру в конденсаторе-холодильнике в пределах 15-20oC. Применение более низких температур экономически нецелесообразно, а более высокие температуры не дают ожидаемой интенсификации процесса, далее смесь конденсата с газом подают в бензосепаратор, где отделяют под давлением не менее 1,3 кгс/см2 сухой газ и жидкий бензиновый продукт. Понижение давления в бензосепараторе приводит к обеднению бензинового продукта бутан-бутиленовыми фракциями. Увеличение давления влечет за собой частичное повышенное растворение пропановых фракций, а значит и загазованность товарного парка. Сухой газ направляют на сжигание в топку нагревателя, а бензиновый продукт смешивают с кислородосодержащими компонентами, являющимися отходами нефтехимических производств.

В Уфимском нефтяном институте проводилась работа по поиску более дешевых и эффективных стабилизаторов бензинометанольных смесей, а также по получению производных метанола, хорошо растворимых в бензине и не требующих стабилизатора.

В качестве стабилизатора, бензинометанольных смесей были испытаны побочные продукты нефтехимических производств, характеристика которых приведена в табл.1

Эфирная головка и кубовый остаток производства бутиловых спиртов были отобраны в ПО "Салаватнефтеоргсинтез". Метилальметанольнаяя фракция была отобрана на Волжском заводе СК (Волгоградская область).

Эффективными стабилизаторами оказались эфирная головка и кубовый остаток производства бутиловых спиртов, причем последний по стабилизирующей способности даже превосходит изобутиловый спирт.

Если при производстве БМ-15 использовать 50 тыс. тонн/год указанных отходов вместо изобутанола, то экономический эффект составит около 15 млн.руб. /год (при расчете эффекта принималось, что эти отходы будут отпускаться предприятиями по цене 150 руб./т).

Была также проверена возможность использования указанных в табл. 1 отходов, как высокооктановых добавок к бензину.

Из табл. 2 видно, что октановое число смешения исследованных кислородсодержащих соединений выше, чем у всех известных чисто углеводородных высокооктановых добавок.

Предварительная технико-экономическая оценка показывает, то отходы бутиловых спиртов более эффективно использовать, как стабилизаторы бензино-метанольных смесей, а не как высокооктановые компоненты. Метилальметанольная фракция как стабилизатор бензино-метанольных смесей малоэффективна и может быть использована как высокооктановой компонент. Компаунндированием с низкооктановыми газовыми конденсатами можно получать топлива А-76 и АИ-93 непосредственно в пунктах добычи конденсатов и удовлетворять потребности труднодоступных районов в карбюраторном топливе без дорогостоящего их завоза с НПЗ.

Класс C10G7/02 стабилизация бензина удалением из него газов путем фракционирования 

способ переработки нефти -  патент 2516464 (20.05.2014)
способ перегонки нефти -  патент 2515728 (20.05.2014)
способ стабилизации бензина -  патент 2513908 (20.04.2014)
способ переработки углеводородсодержащего сырья и устройство для его реализации -  патент 2495085 (10.10.2013)
способ перегонки нефти -  патент 2484122 (10.06.2013)
способ разделения газов -  патент 2483783 (10.06.2013)
способ получения этана из газового конденсата в промысловых условиях -  патент 2482103 (20.05.2013)
способ разделения газов в процессе каталитического крекинга бензинового направления -  патент 2479620 (20.04.2013)
способ переработки нестабильного газового конденсата и установка для его осуществления -  патент 2477301 (10.03.2013)
способ переработки нефти -  патент 2455339 (10.07.2012)

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)

Класс C10L1/18 содержащие кислород 

композиция жидкого топлива -  патент 2526620 (27.08.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
методы производства топлива для реактивных двигателей из натурального масла как исходного сырья с помощью реакций обмена -  патент 2522436 (10.07.2014)
модификатор горения твердого, жидкого и газообразного топлива -  патент 2515988 (20.05.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
жидкие топливные композиции -  патент 2512083 (10.04.2014)
совмещенный способ получения биотоплив из различных типов сырья и родственных продуктов -  патент 2503714 (10.01.2014)
композиция оксигенированного бензина с хорошими дорожными эксплуатационными характеристиками -  патент 2503710 (10.01.2014)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
многофункциональная добавка к автомобильному бензину и содержащая ее топливная композиция -  патент 2494139 (27.09.2013)
Наверх