устройство для измерения линейных размеров

Классы МПК:G01B5/14 для измерения расстояния или зазора между разнесенными предметами или отверстиями
Патентообладатель(и):Прокофьев Виктор Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-01-11
публикация патента:

Сущность изобретения: согласно изобретению базирующие элементы выполнены с продольными пазами, устройство снабжено размещенными в пазах с возможностью перемещения по ним плитами, закрепленными на соответствующих плитах опорами с встроенными в них винтами, и охватывающими элементами, размещенными на соответствующей плите симметрично относительно опоры с возможностью перемещения и фиксации. Каждый из охватывающих элементов выполнен в виде резьбовой втулки, установленной на винте с возможностью перемещения относительно опоры, и жестко закрепленного на втулке уголка, предназначенного для взаимодействия с торцами соответствующих колес. Технический эффект: повышается точность замеров расположения колес. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

1. Устройство для измерения линейных размеров, содержащее базирующие элементы, измерительный элемент и закрепленный на одном его конце натяжной механизм, отличающееся тем, что базирующие элементы выполнены с продольными пазами, устройство снабжено размещенными в пазах с возможностью перемещения по ним плитами, закрепленными на соответствующих плитах опорами с встроенными в них винтами и охватывающими элементами, размещенными на соответствующей плите симметрично относительно опоры с возможностью перемещения и фиксации.

2. Устройство по п. 1, отличающееся тем, что каждый из охватывающих элементов выполнен в виде резьбовой втулки, установленной на винте с возможностью перемещения относительно опоры, и жестко закрепленного на втулке уголка, предназначенного для взаимодействия с торцами соответствующих колес.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для измерения расстояний между базовыми плоскостями колес мостовых кранов.

Известно устройство для измерения расстояний, содержащее мерную проволоку, один конец которой закреплен жестко, а другой присоединен к натяжному приспособлению с индикатором натяжения, и отсчетное приспособление с микрометренным винтом, в котором натяжное и отсчетное приспособления объединены в единый узел так, что индикатор натяжения и микрометренный винт соединены с подвижной рамкой, в которой укреплен свободный конец проволоки. [1]

Недостатком этого устройства является отсутствие настройки отсчетного приспособления на контролируемый объект без нарушения эталонного натяжения мерной проволоки, что влияет на точность измерения.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому результату к предложенному является устройство, состоящее из базирующих элементов с рисками отсчета, между которыми установлен измерительный элемент, один конец которого закреплен в риске одного базирующего элемента, а другой вставлен в натяжное приспособление другого базирующего элемента. Замер производится между рисками базирующих элементов [2]

Данное устройство взято за прототип.

Недостатком прототипа является ограниченность применения, так как оно не позволяет производить измерения между базовыми плоскостями объектов, например колес мостовых кранов.

В основе изобретения положена задача создания устройства, позволяющего проводить измерения размеров не только между осями подкрановых путей, но и между базовыми плоскостями объектов, например, колес мостовых кранов. Это позволит значительно повысить точность замеров расположения колес и тем самым уменьшить погрешность их установки, которая приводит к преждевременному износу реборд.

Эта задача решается путем совмещения рисок отсчетных элементов с базовыми плоскостями крановых колес с помощью признаков, перечисленных в формуле изобретения. Согласно этим признакам создается устройство, в котором базирующие элементы выполнены с продольными пазами, причем устройство снабжено размещенными в пазах с возможностью перемещения по ним плитами, закрепленными на соответствующих плитах опорами с встроенными в них винтами, и охватывающими элементами, размещенными на соответствующей плите симметрично относительно опоры с возможностью перемещения и фиксации.

Согласно второму пункту формулы изобретения характеризуется особенно благоприятное выполнение охватывающих элементов. Каждый из охватывающих элементов выполнен в виде резьбовой втулки, установленной на винте с возможностью перемещения относительно опоры, и жестко закрепленного на втулке уголка, предназначенного для взаимодействия с торцами соответствующих колес.

На фиг. 1 изображен общий вид устройства; на фиг. 2 вид сверху. Устройство содержит измерительный элемент 1, отсчетные элементы 2 с контрольными рисками Б, крепежный элемент 3, натяжное устройство, состоящее из ползуна 4, втулки 5 с контрольной риской А, пружины 6, натяжного винта 7, зажимного элемента 8, охватывающие элементы 9, базирующие элементы с пазами 10, подвижные плиты 11, зажимные винты 12, опоры 13, винты 14.

Устройство работает следующим образом. Для измерения расстояния между базовыми плоскостями крановых колес необходимо на подкрановые рельсы установить базирующие элементы 10. Вставить в пазы базирующих элементов 10 подвижные плиты 11, соединенные с опорами 13 с встроенными в них винтами 14, на концах которых расположены охватывающие элементы 9. Вращая винты 14, прижать охватывающие элементы 9 к торцам колес, смещенных относительно рельс. При этом риски Б на отсчетных элементах 2 совмещаются с базовыми плоскостями колес. Закрепить зажимными винтами 12 подвижные плиты 11. Один конец измерительного элемента 1 закрепить винтом 3, другой конец винтом 8, находящимся во втулке 5. Вращая винт 7, сжать пружину 6, перемещая ползун 4 до совмещения его торца с контрольной риской А на втулке 5. По рискам Б на отсчетных элементах произвести замер на измерительном элементе 1.

Использование устройства при выверке мостовых кранов позволяет значительно повысить точность замеров расположения колес и тем самым уменьшить погрешность их установки для соответствия требованиям ГОСТа 24378-80, что приведет к сокращению объема ремонтных работ при замене колес.

Класс G01B5/14 для измерения расстояния или зазора между разнесенными предметами или отверстиями

устройство для измерения отклонений расположения плоскостей относительно центра наружной сферической поверхности -  патент 2460035 (27.08.2012)
приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2457094 (27.07.2012)
приспособление для определения взаимного смещения зубьев зубчатых колес колесных пар железнодорожного транспорта -  патент 2457093 (27.07.2012)
приспособление для контроля и измерения линейных размеров -  патент 2418263 (10.05.2011)
устройство для измерения отклонения взаимного расположения паза и оси отверстия -  патент 2406969 (20.12.2010)
способ контроля разности размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы тележек 18-100 и 18-578 и устройство для осуществления этого способа -  патент 2330235 (27.07.2008)
устройство для измерения пути движения насадков раздвижного сопла ракетного двигателя -  патент 2324144 (10.05.2008)
способ обеспечения нормированного зазора в упругокатковых скользунах при ремонте грузовых вагонов с тележками модели 18-578 и устройство для осуществления этого способа -  патент 2316724 (10.02.2008)
индикаторное устройство для измерения внутренних размеров сложнопрофильных полостей различных изделий -  патент 2300076 (27.05.2007)
миниметрическое измерительное устройство для определения величины и конусности зазоров прецизионных элементов -  патент 2270414 (20.02.2006)
Наверх