приспособление для сборки узлов летательного аппарата

Классы МПК:B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Таганрогское авиационное производственное предприятие
Приоритеты:
подача заявки:
1991-07-23
публикация патента:

Приспособление относится к авиационной технике, в частности к технологической оснастке для сборки летательных аппаратов. Цель изобретения - сокращение металлоемкости оснастки, улучшение доступа к рабочим зонам и условий труда при сборке агрегатов, имеющих резко переменное сечение. Приспособление содержит колонны 3, балки 1 и 2, фиксирующие элементы и узлы крепления фиксирующих элементов на балках 1 и 2. При этом фиксирующие элементы для сборки одного из взаимно отраженных узлов установлены с наложением на фиксирующие элементы в положении для сборки другого из взаимно отраженных узлов с минимизацией расстояния от оси балки до точек крепления фиксирующих элементов. Кроме того, для узлов летательных аппаратов, имеющих в сечениях контур, по форме близкий к прямой линии, обводообразующие поверхности для каждого из взаимно отраженных узлов выполнены на обеих сторонах фиксирующих элементов 6. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6

Формула изобретения

1. ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ СБОРКИ УЗЛОВ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащее балки, фиксирующие элементы с обводообразующими поверхностями для двух взаимно отраженных узлов на каждом элементе и узлы крепления фиксирующих элементов на балках, отличающееся тем, что, с целью сокращения металлоемкости оснастки, улучшения доступа к рабочим зонам и условий труда при сборке агрегатов, имеющих резко переменное сечение, фиксирующие элементы в положении для сборки одного из взаимно отраженных узлов установлены с наложением на фиксирующие элементы в положении для сборки другого из взаимно отраженных узлов с минимизацией расстояния от оси балки до точек крепления фиксирующих элементов.

2. Приспособление по п.1, отличающееся тем, что, с целью сборки узлов, имеющих в сечениях контур, по форме близкий к прямоц линии, обводообразующие поверхности для каждого из взаимно отраженных узлов выполнены на обеих сторонах фиксирующих элементов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике, в частности к технологической оснастке для сборки летательных аппаратов.

Известно приспособление для сборки группы панелей носового отсека фюзеляжа, содержащее колонны, балки, фиксирующие элементы с базовой поверхностью, соответствующей теоретическому обводу агрегата летательного аппарата и узлы крепления этих элементов.

Недостатком известного приспособления является высокая стоимость оснастки из-за большой номенклатуры фиксирующих элементов.

Известно приспособление для сборки агрегатов летательного аппарата, содержащее колонны, балки, фиксирующие элементы, выполненные каждый с базовой поверхностью, соответствующей теоретическому обводу агрегата летательного аппарата, и узлы крепления этих элементов.

Это приспособление имеет следующие недостатки.

Приспособление применимо для сборки узлов типа панелей, створок, крышек и т.п. имеющих взаимно отраженный вид, а не агрегатов, так как использовать одни и те же обводообразующие элементы оснастки для фиксации контуров агрегата, имеющих взаимно отраженный вид, нецелесообразно с точки зрения увеличения цикла сборки из-за последовательного использования фиксирующего элемента для сборки правой и левой стороны агрегата. Кроме того, в отдельных случаях, например при прижатии фиксирующим элементом правой обшивки, необходимо одновременно присутствие фиксирующего элемента и на левой стороне агрегата для восприятия усилия на каркас агрегата.

Использование известного устройства для сборки панелей, створок, крышек и т.п. допускает последовательную во времени сборку узлов для правой и левой сторон агрегата в том случае, если их суммарный цикл сборки не превышает цикла сборки агрегата.

Приспособление предусматривает перестановку фиксирующих элементов на верхней и нижней балках оснастки для сборки правых и левых узлов агрегата.

Для установки фиксирующих элементов в обоих положениях на балках приспособления закреплены двойные вилки. Такая конструкция приспособления предусматривает сборку узлов агрегата, имеющего сравнительно постоянное сечение.

Для сборки, например, правой и левой боковых панелей носового отсека фюзеляжа, имеющего резко переменное сечение, использование двойных вилок приводит к неоправданному удлинению законцовок рубильников (если считать законцовкой участок рубильника от точки его крепления на балке до обреза фиксируемой панели) и увеличению консолей рубильников относительно точек крепления его на балках. Все это требует увеличения жесткости рубильников, т.е. размеров его сечения, что в свою очередь повышает металлоемкость и вес рубильника. Поскольку рубильники необходимо переставлять на балках для сборки правого и левого узлов, то увеличение веса съемных элементов оснастки приводит к увеличению трудоемкости сборки узла.

Кроме того, увеличение консолей рубильников приводит к увеличению погрешности контура собираемого узла из-за люфта законцовок рубильника в вилках и, как следствие, к смещению плоскости рубильника на консоли от номинального положения, что особенно недопустимо для рубильников, фиксирующих контур агрегата с резко переменным сечением, так как чем больше консоль и балка рубильника и чем больше люфт законцовки рубильника в вилке (понимая под люфтом зазор между законцовкой и пазом вилки образуемый в результате выполнения посадки: паз вилки по Н 9, законцовка по f 9), тем больше погрешность контура.

Если предположить, что точки крепления рубильников приближены к обрезам панели агрегата, имеющего резко переменное сечение, и вследствие этого сокращены размеры законцовок и консолей рубильников, то вместо двойных вилок необходимо применить одинарные. При этом расстояние между осями отверстий одинарных вилок в каждом сечении различно и зависит от размеров сечения агрегата. В этом случае каркас приспособления должен быть объемным, а не плоским, как в известном устройстве, так как для крепления наиболее удаленных от оси симметрии приспособления вилок и обеспечения их достаточной жесткости балки должны быть приближены к вилкам.

Но объемный каркас приспособления ухудшает доступ к рабочей зоне при сборке панели, так как балки с вилками, используемые, например, для сборки правой панели являются помехой сборщику при сборке левой панели и наоборот.

Толщина ложемента известного устройства принята из расчета размещения на нем двух симметричных базовых обводообразующих поверхностей, т.е. если бы на ложементе была размещена одна обводообразующая поверхность, то толщина его была бы в два раза меньше. Таким образом, в известном приспособлении завышены металлоемкость ложементов и их вес. Увеличение веса съемных элементов оснастки увеличивает трудоемкость сборочных работ.

Указанный недостаток для фиксирующих элементов, обводообразующая поверхность которых незначительно отличается от прямой линии, вполне может быть устранен.

Целью изобретения является сокращение металлоемкости оснастки, улучшение доступа к рабочим зонам и условий труда.

Цель достигается тем, что при сборке агрегатов, имеющих резко переменное сечение, фиксирующие элементы в положении для сборки одного из взаимно отраженных узлов установлены с наложением на фиксирующие элементы в положении для сборки другого из взаимно отраженных узлов с минимизацией расстояния от оси балки до точек крепления фиксирующих элементов. Кроме того, для узлов, имеющих в сечениях контур по форме, близкий к прямой линии, обводообразующие поверхности для каждого из взаимно отраженных узлов выполнены на обеих сторонах фиксирующих элементов.

На фиг. 1 изображены теоретические контуры совмещенных сечений носового отсека фюзеляжа на виде по полету, на которых выделены обрезы взаимно отраженных боковых панелей с фиксирующими элементами в каждом сечении; на фиг. 2 фиксирующие элементы приспособления на виде по полету в положении для сборки правой панели носового отсека фюзеляжа, (сплошные линии), фиксирующие элементы в положении для сборки левой панели носового отсека фюзеляжа (штрихпунктирные линии); на фиг.3 сечение А-А на фиг.2; на фиг.4 теоретические контуры совмещенных сечений правого и левого бортовых отсеков летательного аппарата на виде по полету, на которых выделены обрезы крышек с фиксирующими элементами в каждом сечении; на фиг.5 фиксирующие элементы приспособления на виде по полету в положении для сборки правой крышки, (сплошные линии), фиксирующие элементы в положении для сборки левой крышки (штрихпунктирные линии); на фиг.6 сечение Б-Б на фиг.5.

Приспособление для сборки узлов летательного аппарата содержит верхнюю 1 и нижнюю 2 балки, закрепленные на колонне 3. На балках 1 и 2 с помощью стаканов 4 установлены вилки 5, на которых закреплены фиксирующие элементы 6 с помощью штырей 7.

Для сборки узлов агрегатов, имеющих резко переменное сечение типа носового отсека фюзеляжа, на одной стороне фиксирующих элементов 6 выполнены две обводообразующие поверхности, соответствую- щие контурам правого и левого узлов. При этом поверхности расположены симметрично относительно плоскости, проходящей через середину толщины фиксирующих элементов, перпендикулярно осям отверстий для крепления фиксирующих элементов 6 к вилкам 5.

Для сборки узлов агрегатов, имеющих в сечениях контур, по форме близкий к прямой линии, обводообразующие поверхности для каждого из взаимно отраженных узлов выполнены на обеих сторонах фиксирующих элементов. При этом обводообразующие поверхности расположены симметрично относительно плоскости, проходящей через оси отверстий для крепления фиксирующих элементов 6 к вилкам 5.

Устройство работает следующим образом.

Для сборки одного из взаимно отраженных узлов фиксирующие элементы 6 устанавливают на балках 1 и 2 в соответствующее положение, фиксируют на вилках 5 штырями 7 и производят сборку узла.

Для сборки другого из взаимно отраженных узлов фиксирующие элементы переустанавливают на балках 1 и 2 в новое положение, фиксируют и производят сборку отраженного узла.

При этом при сборке узлов агрегатов, имеющих резко переменное сечение, фиксирующие элементы в каждом сечении агрегата переустанавливают путем поворота относительно вертикальной оси на 180о. А при сборке узлов агрегатов, имеющих в сечениях контур, близкий по форме к прямой линии, фиксирующие элементы в каждом сечении агрегата переустанавливают путем плоскопараллельного перемещения из одного положения в другое.

Предлагаемое приспособление имеет существенные отличия по сравнению с известным.

В предлагаемом приспособлении фиксирующие элементы в положении для сборки одного из взаимно отраженных узлов установлены с наложением на фиксирующие элементы в положении для сборки другого из взаимно отраженных узлов с минимизацией расстояния от оси балки до точек крепления фиксирующих элементов. При таком положении фиксирующих элементов конструкции взаимно отраженных узлов в сечениях наложены одна на другую.

В известном приспособлении фиксирующие элементы в положениях для сборки двух взаимно отраженных узлов установлены без пересечения контуров взаимно отраженных узлов.

При сборке в известном приспособлении узлов агрегатов, имеющих резко переменное сечение, необходимо либо увеличить длину законцовок рубильников, либо фиксирующие элементы для каждого из взаимно отраженных узлов крепить вверху и внизу к отдельным балкам, иными словами, в известном приспособлении вместо двух балок будет четыре. При этом в обоих случаях кроме увеличения металлоемкости значительно ухудшается доступ к рабочим зонам при сборке узлов.

Кроме того, в приспособлениях для сборки узлов агрегатов, имеющих в сечениях контур, близкий по форме к прямой линии, обводообразующие поверхности для каждого из взаимно отраженных узлов выполняют на обеих сторонах фиксирующих элементов, в то время как в известном приспособлении обводообразующие поверхности для двух взаимно отраженных узлов выполнены на одной стороне фиксирующих элементов.

Предлагаемое изобретение позволят снизить металлоемкость и вес фиксирующих элементов, которые в процессе эксплуатации являются переустанавливаемыми, что улучшает условия труда сборщика.

Класс B64F5/00 Способы проектирования, изготовления, сборки, чистки, эксплуатации или ремонта самолетов, не отнесенные к другим группам

способ и установка для изготовления секции фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2525590 (20.08.2014)
способ изготовления конструкций, содержащих замкнутые полости с малой геометрической высотой -  патент 2523857 (27.07.2014)
диагностическая система и способ обнаружения критического состояния при сборке фюзеляжа летательного аппарата -  патент 2523516 (20.07.2014)
способ изготовления полых конструкций с внутренними стенками -  патент 2522725 (20.07.2014)
система сбора данных, контроля и диагностики технического состояния агрегатов привода винтов вертолета и электронный блок -  патент 2519583 (20.06.2014)
панель из слоистых композиционных материалов -  патент 2518519 (10.06.2014)
способ повышения жесткости нервюры -  патент 2518104 (10.06.2014)
способ сборки изделия на нескольких рабочих этапах, комплекс сборочных приспособлений и используемое в них переносное сборочное приспособление -  патент 2517920 (10.06.2014)
устройство для предварительной сборки и встраивания, по меньшей мере, части салона воздушного судна в конструкцию воздушного судна -  патент 2517019 (27.05.2014)
устройство для контроля работоспособности системы сигнализации и отсечки гидравлических систем воздушных судов -  патент 2514282 (27.04.2014)
Наверх