способ определения положения центра масс конструкции
Классы МПК: | G01M1/12 статическая балансировка; определение положения центра тяжести |
Автор(ы): | Воронков А.З., Соболь Б.П. |
Патентообладатель(и): | Вертолетный научно-технический комплекс им.Н.И.Камова |
Приоритеты: |
подача заявки:
1991-06-24 публикация патента:
30.04.1995 |
Изобретение относится к авиационной технике и касается способа определения положения центра масс вертолета с соосными несущими винтами. Цель изобретения - повышение достоверности определения центра масс вертолета за счет учета влияния установки валов несущей системы. Способ определения центра масс вертолета с соосными несущими винтами заключается в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением нагрузок на режиме висения, которое осуществляют поочередной установкой на каждом несущем винте 1 и 2 дисбалансных грузов 3 и 4. Затем измеряют вибродатчиками 6 и 7 в двух точках фюзеляжа 5 приращение виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра массы определяют по математическому выражению. 1 ил.
Рисунок 1
Формула изобретения
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС КОНСТРУКЦИИ, преимущественно вертолета с соосными несущими винтами, заключающийся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности определения центра масс вертолета с соосными несущими винтами за счет учета влияния установки валов несущих винтов, приложение нагрузок осуществляют на режиме висения поочередной установкой на каждом несущем винте дисбалансного груза, измеряют вибродатчиками в верхней и нижней относительно центра масс точках фюзеляжа приращение виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра масс определяют по математическому выражению


где a расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до центра масс вертолета;




c расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до нижнего винта;
b расстояние по вертикали между верхним и нижним относительно центра масс вибродатчиками;
h расстояние между винтами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационной технике и касается способа определения положения центра масс вертолета с соосными несущими винтами. Известен способ определения положения центра масс конструкции, заключающийся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению (авт.св. СССР N 1170302, кл. G 01 М 1/12, 1983). При таком способе испытаний не учитывается то, что силы передаются на фюзеляж вертолета через валы винтов, различающихся своими упругими характеристиками, жесткостями и люфтами их опор. Вследствие этого дисбалансные силы винтов передаются на фюзеляж не одинаково и оказывают на него различные воздействия, что снижает достоверность определения положения центра масс вертолета. Целью предлагаемого изобретения является повышение достоверности определения центра масс вертолета за счет учета влияния установки валов несущей системы. Цель достигается тем, что в известном способе, заключающемся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению, приложение нагрузок осуществляют на режиме висения поочередной установкой на каждом несущем винте дисбалансного груза, затем измеряют вибродатчиками в верхней и нижней относительно центра масс точках фюзеляжа приращения виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра масс определяют по математическому выражениюa


ZН=

а расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до центра масс вертолета с соосными несущими винтами;




с расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до нижнего винта;
b расстояние по вертикали между верхним и нижним относительно центра масс вибродатчиками;
h расстояние между винтами. На чертеже показан вертолет, поперечное сечение. На лопасти верхнего 1 и нижнего 2 винтов поочередно устанавливают дисбалансные грузы 3 и 4. В фюзеляже 5 вертолета устанавливают вибродатчики 6 и 7 на расстоянии b между ними для измерения виброперемещений в поперечном направлении Z1 и Z2 соответственно, действующих с оборотной частотой на режиме висения. Расстояние между центром масс 8 вертолета и вибродатчиком 6 обозначено а. Расстояние от вибродатчика 6 до нижнего винта обозначено с, а между соосными винтами h. Предлагаемый способ основан на том, что амплитуды линейного перемещения центра масс вертолета Zо и углового перемещения

-МZo S, I





Из выражения (1) следует, что отношение амплитуд не зависит от величины дисбаланса на винтах. Поочередно устанавливая дисбаланс на винтах (верхнем (в) и нижнем (н)) и выражая расстояния от центра масс вертолета до винтов в соответствии с принятыми обозначениями (см. чертеж), получаем соотношение



Таким образом, если измерить амплитуды перемещений от дисбалансов, раздельно установленных на винтах, то можно определить из выражения (2) положение центра масс вертолета. При испытаниях измеряют виброперемещения Z1 (вибродатчик 6) и Z2 (вибродатчик 7), с помощью которых определяют


Подставляя выражение (3) в выражение (2) и выполняя преобразования, получаем соотношения











В результате осуществления предлагаемого способа по сравнению с прототипом повышаются точность и достоверность при определении положения центра масс соосного вертолета в его рабочем состоянии.
Класс G01M1/12 статическая балансировка; определение положения центра тяжести