способ определения положения центра масс конструкции

Классы МПК:G01M1/12 статическая балансировка; определение положения центра тяжести
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Вертолетный научно-технический комплекс им.Н.И.Камова
Приоритеты:
подача заявки:
1991-06-24
публикация патента:

Изобретение относится к авиационной технике и касается способа определения положения центра масс вертолета с соосными несущими винтами. Цель изобретения - повышение достоверности определения центра масс вертолета за счет учета влияния установки валов несущей системы. Способ определения центра масс вертолета с соосными несущими винтами заключается в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением нагрузок на режиме висения, которое осуществляют поочередной установкой на каждом несущем винте 1 и 2 дисбалансных грузов 3 и 4. Затем измеряют вибродатчиками 6 и 7 в двух точках фюзеляжа 5 приращение виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра массы определяют по математическому выражению. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЕНТРА МАСС КОНСТРУКЦИИ, преимущественно вертолета с соосными несущими винтами, заключающийся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности определения центра масс вертолета с соосными несущими винтами за счет учета влияния установки валов несущих винтов, приложение нагрузок осуществляют на режиме висения поочередной установкой на каждом несущем винте дисбалансного груза, измеряют вибродатчиками в верхней и нижней относительно центра масс точках фюзеляжа приращение виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра масс определяют по математическому выражению

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255

где a расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до центра масс вертолета;

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255z, способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255z приращения виброперемещений в верхней и нижней точках фюзеляжа от установки дисбалансного груза на верхнем винте относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами;

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255z, способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255z приращения виброперемещений в верхней и нижней точках фюзеляжа от установки дисбалансного груза на нижнем винте относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами;

c расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до нижнего винта;

b расстояние по вертикали между верхним и нижним относительно центра масс вибродатчиками;

h расстояние между винтами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиационной технике и касается способа определения положения центра масс вертолета с соосными несущими винтами.

Известен способ определения положения центра масс конструкции, заключающийся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению (авт.св. СССР N 1170302, кл. G 01 М 1/12, 1983).

При таком способе испытаний не учитывается то, что силы передаются на фюзеляж вертолета через валы винтов, различающихся своими упругими характеристиками, жесткостями и люфтами их опор. Вследствие этого дисбалансные силы винтов передаются на фюзеляж не одинаково и оказывают на него различные воздействия, что снижает достоверность определения положения центра масс вертолета.

Целью предлагаемого изобретения является повышение достоверности определения центра масс вертолета за счет учета влияния установки валов несущей системы.

Цель достигается тем, что в известном способе, заключающемся в возбуждении колебаний конструкции последовательным приложением к конструкции нагрузок, измерении параметров колебаний и определении положения центра масс по математическому выражению, приложение нагрузок осуществляют на режиме висения поочередной установкой на каждом несущем винте дисбалансного груза, затем измеряют вибродатчиками в верхней и нижней относительно центра масс точках фюзеляжа приращения виброперемещений относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами, а положение центра масс определяют по математическому выражению

a способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 где ZВ= способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255

ZН= способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255

а расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до центра масс вертолета с соосными несущими винтами;

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z1B, способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z2B приращения виброперемещений в верхней и нижней точках фюзеляжа от установки дисбалансного груза на верхнем винте относительно виброперемещения для вертолета со сбалансированными несущими винтами;

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z1H; способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z2H приращения виброперемещений в верхней и нижней точках фюзеляжа от установки дисбалансного груза на нижнем винте относительно виброперемещений для вертолета со сбалансированными несущими винтами;

с расстояние по вертикали от верхнего относительно центра масс вибродатчика до нижнего винта;

b расстояние по вертикали между верхним и нижним относительно центра масс вибродатчиками;

h расстояние между винтами.

На чертеже показан вертолет, поперечное сечение.

На лопасти верхнего 1 и нижнего 2 винтов поочередно устанавливают дисбалансные грузы 3 и 4. В фюзеляже 5 вертолета устанавливают вибродатчики 6 и 7 на расстоянии b между ними для измерения виброперемещений в поперечном направлении Z1 и Z2 соответственно, действующих с оборотной частотой на режиме висения. Расстояние между центром масс 8 вертолета и вибродатчиком 6 обозначено а. Расстояние от вибродатчика 6 до нижнего винта обозначено с, а между соосными винтами h.

Предлагаемый способ основан на том, что амплитуды линейного перемещения центра масс вертолета Zо и углового перемещения способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 относительно продольной оси от действия дисбаланса S(S=mr, где m масса дисбалансного груза; r расстояние дисбалансного груза от оси вращения винта) несущего винта, расположенного относи- тельно центра масс вертолета на расстоянии Y, связаны с массой М вертолета и его моментом инерции I относительно продольной оси соотношениями

-МZo S, I способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255o SY.

Поделив одно выражение на другое, получаем

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 (1)

Из выражения (1) следует, что отношение амплитуд не зависит от величины дисбаланса на винтах. Поочередно устанавливая дисбаланс на винтах (верхнем (в) и нижнем (н)) и выражая расстояния от центра масс вертолета до винтов в соответствии с принятыми обозначениями (см. чертеж), получаем соотношение

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255:способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255= способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 (2)

Таким образом, если измерить амплитуды перемещений от дисбалансов, раздельно установленных на винтах, то можно определить из выражения (2) положение центра масс вертолета.

При испытаниях измеряют виброперемещения Z1 (вибродатчик 6) и Z2 (вибродатчик 7), с помощью которых определяют

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255b-a (3)

Подставляя выражение (3) в выражение (2) и выполняя преобразования, получаем соотношения

способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255; способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 (4) где способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z и способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z, способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z1H и способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z2H приращения перемещений по датчикам виброперемещений от дисбалансного груза одного винта: верхнего и нижнего соответственно.

П р и м е р. На вертолете устанавливают виброизмерительную аппаратуру ВИ-6 и два вибродатчика ДВ-1. Геометрические параметры (см. чертеж): h=1,5 м, с=0,365 м, b=2,865 м. На вертолете со сбалансированными несущими винтами на лопасть верхнего винта устанавливают груз 0,2 кг на расстоянии 7,995 м от оси вращения винта. Выводят вертолет на режим висения и определяют приращения вибраций по сравнению со сбалансированными несущими винтами способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z= 0,69 мм, способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z= -0,33 мм. Снимают груз с верхнего винта и устанавливают его на нижний. Определяют приращения вибраций способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z1H= 0,45 мм, способ определения положения центра масс конструкции, патент № 2034255 Z -0,12 мм. По математическим формулам (4) определяют расстояние от вибродатчика (расстояние которого от нижнего винта обозначено с) до центра масс соосного вертолета а=1,523 м. При испытаниях по методу, изложенному в прототипе, это расстояние составило 1,752 м. Таким образом, различие между результатами, полученными при использовании способа-прототипа и предлагаемого способа составляет (1,752-1,523)/1,523 15%

В результате осуществления предлагаемого способа по сравнению с прототипом повышаются точность и достоверность при определении положения центра масс соосного вертолета в его рабочем состоянии.

Класс G01M1/12 статическая балансировка; определение положения центра тяжести

способ определения положения центра масс -  патент 2487330 (10.07.2013)
способ определения массы и положения центра масс изделия и устройство для его осуществления -  патент 2485466 (20.06.2013)
устройство для определения массы и положения центра масс изделия -  патент 2476843 (27.02.2013)
система определения положения центра тяжести самолета перед взлетом -  патент 2463567 (10.10.2012)
способ статической балансировки рабочего колеса гидравлической турбины -  патент 2460052 (27.08.2012)
устройство для определения массы и положения центра масс изделия -  патент 2458328 (10.08.2012)
способ статической балансировки рабочего колеса гидравлической турбины -  патент 2456566 (20.07.2012)
способ определения веса и координат центра тяжести самолета -  патент 2397456 (20.08.2010)
способ статической балансировки лопастей воздушных винтов -  патент 2336508 (20.10.2008)
способ определения статического момента тела -  патент 2332650 (27.08.2008)
Наверх