сферический двухрядный подшипник качения

Классы МПК:F16C19/28 многорядные 
F16C23/08 самоустанавливающиеся 
F16C33/36 нецилиндрические, например конические; с канавками на рабочей поверхности 
F16C33/60 разделенные 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова" (АлтГТУ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-07-19
публикация патента:

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения. Подшипник содержит наружное разрезное кольцо (1) с торообразными дорожками качения, выполненными на каждой его половине, внутреннее кольцо (2) со сферической дорожкой качения, тела качения в виде роликов (3) с вогнутым профилем, который сопряжен с дорожками качения колец (1, 2) и сепараторы для разделения роликов (3). Половины наружного кольца (1) выполнены с буртиками (4) по торцам. Технический результат: снижение трудоемкости изготовления и увеличение допустимого угла взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника. 1 ил. сферический двухрядный подшипник качения, патент № 2540047

сферический двухрядный подшипник качения, патент № 2540047

Формула изобретения

Сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное разрезное кольцо с торообразными дорожками качения, выполненными на каждой его половине, внутреннее кольцо со сферической дорожкой качения, тела качения в виде роликов с вогнутым профилем, который сопряжен с дорожками качения колец подшипника, сепараторы для разделения тел качения, отличающийся тем, что половины наружного кольца подшипника выполнены с буртиками по торцам.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.

Известен сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное разрезное кольцо с торообразными дорожками качения, выполненными на каждой его половине, внутреннее кольцо со сферической дорожкой качения, тела качения в виде шариков, сепаратор для разделения тел качения (патент RU 2410581, МПК F16C 19/08 (2006.01), F16C 23/08 (2006.01), F16C 33/58 (2006.01), F16C 33/60 (2006.01)).

Недостатком описанного подшипника является низкая нагрузочная способность, вызванная точечным контактом шариков со сферической поверхностью дорожки качения внутреннего кольца подшипника,

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по технической сущности и предлагаемому результату (прототипом) является сферический двухрядный подшипник качения, содержащий наружное разрезное кольцо с торообразными дорожками качения, выполнеными на каждой его половине, внутреннее кольцо со сферической дорожкой качения и буртиками, выполненными по ее торцам, два ряда тел качения в виде роликов с вогнутым профилем, который сопряжен с дорожками качения колец подшипника, сепараторы, установленные для каждого ряда роликов для разделения роликов, и распорное кольцо, установленное между рядами роликов для ограничения взаимного сближения последних (патент US 2387962, МПК F16C 23/00 (2006.01); F16C 23/08 (2006.01)).

Недостатками описанного подшипника являются повышенная трудоемкость изготовления, вызванная наличием дополнительного элемента - распорного кольца, а также недостаточный угол взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника, ограниченного упором торцев тел качения в буртики сферической дорожки качения внутреннего кольца подшипника.

Предлагаемое изобретение решает задачу снижения трудоемкости изготовления и увеличения допустимого угла взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника.

Для решения указанной задачи в сферическом двухрядном подшипнике качения, содержащем наружное разрезное кольцо с торообразными дорожками качения, выполненными на каждой его половине, внутреннее кольцо со сферической дорожкой качения, тела качения в виде роликов с вогнутым профилем, который сопряжен с дорожками качения колец подшипника, сепараторы для разделения тел качения, согласно изобретению половины наружного кольца подшипника выполнены с буртиками по торцам.

Снижение трудоемкости изготовления подшипника достигается благодаря выполнению половин его наружного кольца с буртиками по торцам для ограничения смещения роликов относительно половин наружного кольца; при этом отпадает необходимость в дополнительном изготовлении распорного кольца, которое является элементом конструкции подшипника, выбранного в качестве прототипа.

Расширение возможного диапазона величины угла взаимного перекоса наружного и внутреннего колец подшипника достигается вследствие выполнения внутреннего кольца с отсутствием буртиков на его торцах.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором изображен сферический двухрядный подшипник качения, осевой разрез.

Сферический двухрядный подшипник качения содержит наружное кольцо 1, являющееся разрезным, с торобразными дорожками качения, выполненными на каждой его половине, внутреннее кольцо 2 со сферической дорожкой качения, тела качения в виде роликов 3, имеющих вогнутый профиль, сопряженный с поверхностями дорожек качения колец 1 и 2. Для разделения тел качения в подшипнике введены сепараторы (на чертеже не показаны). Половины наружного кольца 1 выполнены с буртиками 4 по торцам.

Сферический двухрядный подшипник качения работает следующим образом.

Предлагаемый подшипник, установленный в узле, устройстве, машине обеспечивает восприятие нагрузок и передачу вращения. При вращении наружного кольца 1 или внутреннего кольца 2 подшипника тела качения также вращаются, обеспечивая необходимое взаиморасположение названных колец. Взаимный перекос колец подшипника осуществляется за счет перемещения роликов 3 по дорожке качения внутреннего кольца 2, выполненной со сферической поверхностью.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения по сравнению с прототипом позволяет уменьшить количество деталей, составляющих подшипник, и расширить возможный диапазон взаимного перекоса колец подшипника.

Класс F16C19/28 многорядные 

подшипник гироскопа бессепараторный -  патент 2435996 (10.12.2011)
буксовый подшипниковый узел -  патент 2425767 (10.08.2011)
подшипник качения роликовый сферический трехрядный -  патент 2391569 (10.06.2010)
подшипник качения радиально-упорный роликовый бессепараторный -  патент 2384765 (20.03.2010)
подшипник качения радиальный роликовый бессепараторный -  патент 2334137 (20.09.2008)
подшипник качения -  патент 2295660 (20.03.2007)
роликовый сферический двухрядный подшипник -  патент 2271483 (10.03.2006)
сферический роликовый подшипник -  патент 2235227 (27.08.2004)
сферический радиальный роликовый двухрядный подшипник -  патент 2231696 (27.06.2004)
подшипник качения -  патент 2226627 (10.04.2004)

Класс F16C23/08 самоустанавливающиеся 

Класс F16C33/36 нецилиндрические, например конические; с канавками на рабочей поверхности 

Класс F16C33/60 разделенные 

Наверх