способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях

Классы МПК:B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова Российской академии наук (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-03-01
публикация патента:

Изобретение относится к области судостроения, а именно к автоматическому управлению угловым движением судна. Для отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях используют: блок датчиков угла поворота закрылков, датчик угла крена, блок дифференцирования, блок приводов закрылков, блок регуляторов, на входы которого вводят сигналы: отклонения углов закрылков и производную оценку угла крена. Также используют датчик скорости хода судна, датчик угла крена, два блока диагностики оценки угла крена и два фильтра оценки угла крена, на первые входы которых вводят сигналы: отклонения углов закрылков и скорость хода судна. Достигается точность стабилизации, исправность системы умерения качки, датчика крена и системы автоматического управления судном. 1 ил. способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

Формула изобретения

Способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, в котором используют: блок датчиков углов поворота закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев, датчик угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1, блок дифференцирования, блок приводов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев, блок регуляторов, на входы которого вводят сигналы:

- отклонения углов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев (из блока датчиков углов поворота закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев);

- производной оценки угла крена d/dtспособ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 (из блока дифференцирования),

отличающийся тем, что используют: датчик скорости хода судна V, датчик угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2, два блока диагностики оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 и два фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2, на первые входы которых вводят сигналы:

- отклонения углов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев (с блока датчиков углов поворота закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр. и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.);

- скорости хода судна V (с датчика скорости хода судна);

на второй вход фильтра оценки угла крена фильтра способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 вводят сигнал угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 (с датчика угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1), на второй вход фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 вводят сигнал угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 (с датчика угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2), в двух фильтрах оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 формируют оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и соответственно способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2, которые вводят соответственно на первые входы двух блоков диагностики оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2, на второй вход блока диагностики оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 вводят сигнал оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 (с выхода фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1) и формируют модуль разности |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1|, на второй вход блока диагностики оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 вводят сигнал оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 (с выхода фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2) и формируют модуль разности |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2|, из двух блоков диагностики оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 вводят в блок среднего значения оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2, в блоке среднего значения оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср формируют сигнал среднего значения оценки угла крена путем выбора одного из трех возможных условий (2), или (2а), или (2б):

|способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1|<С1 и |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2|<С1 (2),

|способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1|способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 С1 и |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2|>С1 (2а),

|способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1|>С1 и |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2|способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 С1 (2б),

при удовлетворении условия (2) формируют сигнал среднего значения оценки угла крена:

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср=(способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1+способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2)/2,

при удовлетворении условия (2а) формируют сигнал среднего значения оценки угла крена:

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср=способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1,

при удовлетворении условия (2б) формируют сигнал среднего значения оценки угла крена:

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср=способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2,

сигнал среднего значения оценки угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср из блока среднего значения оценки угла крена водят на вход блока регуляторов и блока дифференцирования, в блоке регуляторов формируют закон стабилизации угла крена:

d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд=К1 способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср + К2 d/dtспособ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср - К3 d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр (1б),

d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд=-К1 способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср - К2 d/dtспособ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср - К3 d/dt лев (1в),

где: способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср - сигнал оценки среднего значения угла крена,

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд - сигналы заданного угла поворота правого и левого закрылка,

сигналы d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд, d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд вводят на вход блока приводов закрылков,

K1, К2, К3 - коэффициенты регулирования,

сигналы d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд и d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд с выхода блока регуляторов вводят на вход блока приводов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд для обеспечения автоматического умерения крена судна на подводных крыльях.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения - автоматическому управлению угловым движением судна. Обычно в способах умерения крена судна используют пропорционально-дифференциальный «ПД» закона управления:

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

где: способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 - сигнал угла крена судна, снимаемый с датчика угла крена,

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 зд - заданное значение угла перекладки руля.

Зависимость (1) реализуют в регуляторе для управления рулевым приводом судна (АС СССР № 468831, МПК B63b 39/00, приоритет 230474).

Известна система умерения угла крена с использованием «ПД» закона, реализованная в ЦНИИ «Аврора» в проекте 14310 «Мираж». Способ автоматической стабилизации угла крена базируется на использовании непосредственно измеряемых угловых координат судна (В.М. Корчанов, А.Г. Маковский. Автоматическое управление движением судов. Труды XXXIV Всероссийской конференции по управлению морскими судами и специальными аппаратами. Москва. ИПУ РАН. 2007. Стр.36-40).

Применение способа умерения качки судна базируется на использовании закона стабилизации крена по зависимости (1), в котором сигнал угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 формируется датчиком угла крена (измерение угла крена осуществляется с помехой и шумами, что приводит к перегрузкам рулевого привода при волнении на море). Каких-либо мер, повышающих надежность функционирования, особенно создание отказоустойчивости, в этих системах не предусмотрено.

Известен также способ автоматического управления угловым движением судна с применением «ПД» закона управления, который дополнен фильтром для формирования оценок фазовых координат судна (использован закона стабилизации по зависимости (1а) см. патент RU № 222.31.97, БИ № 4, 2004 г., принятый в качестве прототипа). «Аппаратура автоматического управления движением судна» содержит: датчик и задатчик курсового угла, датчик угла перекладки руля, рулевой привод, дифференциатор, фильтр, формирующий оценки фазовых координат углового движения судна (путевого угла). Сигнал оценки путевого угла с выхода фильтра вводят на вход регулятора-сумматора, к входу сумматора вводится также сигнал угла перекладки руля, с выхода датчика угла перекладки руля. На выходе сумматора формируется сигнал управления угловым движением судна, который вводится на вход рулевого привода. Сигнал оценки угла курса алгебраически суммируют с сигналом угла курса, снимаемого с датчика угла перекладки руля. Разность этих двух сигналов вводят на вход фильтра, на второй вход которого вводят сигнал угла перекладки руля с датчика угла перекладки руля. Таким образом, в рассматриваемом способе управления угловым движением судна формируют следующие сигналы для обеспечения автоматического управления движением судна по заданному углу. В задатчике курсового угла формируют сигнал - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 зд=f(t), который вводят на вход сумматора, на второй вход которого вводят сигнал оценки угла курса - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 . Сигнал оценки - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 вводят с фильтра, в котором формируется оценка. На выходе сумматора-регулятора формируют сигнал заданного значения угла перекладки руля - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 зд:

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

где способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 , сигнал оценки угла курса, поступает с фильтра без высокочастотных шумов и помех,

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 зд - сигнал заданного угла перекладки руля (с выхода сумматора, который вводят на вход рулевого привода).

Таким образом, в рассмотренных способах управления угловым движением судна формируют сигналы для обеспечения автоматического управления движением судна по заданному углу, используют либо зашумленные сигналы (по зависимости (1) непосредственно измеренные датчиком), либо с использованием оценок (1а) (см. патент RU № 222.31.97, принятый в качестве прототипа). Достоинством рассматриваемого способа управления движением по углу курса судна, с использованием оценок угловых координат является снижение загрузки рулевого привода при сильном волнении на море. Однако известным способам управления движением судна присущи следующие недостатки:

- система управлением движением судна не является отказоустойчивой,

- отсутствуют встроенные средства контроля исправности источников информации,

- выход из строя датчиков фазового состояния судна приводит к аварийным ситуациям,

- выход из строя вычислительных сетей обработки входной информации (включая фильтрацию) также приводит к аварийным ситуациям.

Техническим результатом предлагаемого способа умерения крена судна является:

- введение второго фильтра, второго датчика крена и блока диагностики с коммутацией, что позволило повысить точность стабилизации при одновременном снижении загрузки рулевого привода (при сильном морском волнении);

- осуществлять контроль исправности системы умерения качки судна и перестраивать архитектуру системы автоматического управления движением (САУД) при выходе из строя датчика крена или сбое в сети формирования оценок угла крена (включая сбой в фильтре). Внедрение предлагаемого технического результата позволяет отнести такую систему умерения качки судна к разряду отказоустойчивой.

Технический результат - построение способа отказоустойчивого управления угловым движением судна достигается благодаря введению:

- системы контроля исправности измерительного канала,

- избыточного измерителя (второго датчика угла крена) и фильтра формирования оценки угла крена,

- блока диагностики с коммутацией каналов формирования оценки среднего значения угла крена, что приводит к повышению точности стабилизации, также и к снижению загрузки исполнительных органов (в условиях сильного морского волнения).

Способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях

В способе умерения крена судна на подводных крыльях используют блок датчиков углов поворота закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр (правого борта), способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев (левого борта), датчик угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1, блок дифференцирования, блок приводов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев, блок регуляторов (сумматоров), на входы которого вводят сигналы:

- отклонения углов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр (правого борта) и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев (левого борта),

- производной от оценки угла крена d/dtспособ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 .

На выходе блока регуляторов формируют сигналы управления углом поворота закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев, которые вводят в блок приводов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр (правого борта) и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев (левого борта). Для достижения предложенного технического результата используют: датчик скорости хода судна V (осуществляющий перестройку параметров математической модели углового движения суда, входящей в структуру фильтра формирования оценок угла крена), (второй) датчик угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2, блок среднего значения оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср, два блока диагностики оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 и два фильтра формирования оценок угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2. На первый и второй входы обоих фильтров формирования оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 соответственно вводят сигналы:

- отклонения углов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев (c блока датчиков углов поворота закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев),

- скорости хода корабля - V (с датчика скорости хода судна).

На третий вход фильтра формирования оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 вводят сигнал угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 (с датчика угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1).

На третий вход фильтра формирования оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 вводят сигнал (второго) угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 (с (второго) датчика угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2). (В фильтрах оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 формируют оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2, по методу Калмановской фильтрации, с использованием моделей углового движения судна по углу крена.)

На вход блока диагностики способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 вводят сигналы:

- угла крена в способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 с датчика угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1),

- оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 (с выхода фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1).

На вход блока диагностики способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 вводят сигналы:

- угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 (с датчика угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2),

- оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 (с выхода фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2).

В двух блоках диагностики способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 информируют сигналы модулей разности: |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1| и |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2| (которые используют для формирования сигнала сбоя в линии выработки оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 или в линии выработки оценки (второго) угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2, в соответствии с условием (2а или 2б)).

1. В нормальных условия плавания (сбои отсутствуют) в блоках диагностики удовлетворяется условие (2):

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

где способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 - углы крена, поступающие с датчика крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и датчика крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2,

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 - оценки угла крена, поступающие с фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и с фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2,

С1 - постоянная, устанавливается судоводителем.

Сигналы способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 - оценки угла крена (при выполнении условия (2)) вводят с двух блоков диагностики способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 в блок среднего значения оценки угла крена. В блоке среднего значения оценки угла крена формируют среднее значение оценки угла крена:

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср=(способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1+способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2)/2.

Сигнал среднего значения оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср из блока среднего значения оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср вводят на вход блока регуляторов и на вход блока дифференцирования. На выходе блока регуляторов формируют сигналы управления способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд (1б) и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд (1в):

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

где способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср., - сигнал оценки среднего значения угла крена (с выхода блока среднего значения оценки угла крена),

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев - сигналы угла отклонения закрылков (с выхода блока датчиков углов поворота закрылков),

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд - сигналы заданного угла отклонения закрылков (с выхода блока регуляторов вводят на вход блока приводов закрылков),

К1, К2, К3 - коэффициенты регулирования.

Сигналы d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд, d/dt способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд из блока регуляторов вводят в блок приводов закрылков, при этом формируется закон автоматического умерения крена судна (1б), (1в), с использованием закрылков.

2. В случае если произошел сбой в системе умерения угла крена - удовлетворяется условие (2а) (условие (2) не удовлетворяется):

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

Сигнал оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 с выхода блока диагностики способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 отключают от блока среднего значения оценки угла крена. (Сигнал оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 с выхода блоке диагностики способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 подключен к входу блока среднего значения оценки угла крена.) В блоке среднего значения оценки угла крена формируют среднее значение оценки угла крена:

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср=способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1.

Сигнал способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср из блока среднего значения оценки угла крена поступает на вход блока регуляторов, где формируют сигналы управления которые вводят в блок приводов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд (привод правого закрылка (1б)) и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд (привод левого закрылка (1в)).

Сигналы способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд из блока регуляторов вводят в блок приводов закрылков, при этом формируется закон автоматического умерения крена судна (1б), (1в), с использованием закрылков.

3. В случае если произошел сбой в системе умерения угла крена - удовлетворяется условие (2б) (условие (2) и условие (2а) не удовлетворяются):

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999

Сигнал оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 (в блоке диагностики способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1) отключают от блока среднего значения оценки угла крена. (Выходной сигнал оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 в блоке диагностики способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 подключен к входу блока среднего значения оценки угла крена.) В блоке среднего значения оценки угла крена формируют среднее значение оценки угла крена:

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср=способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2.

Сигнал способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср из блока среднего значения оценки угла крена поступает на вход блока регуляторов, где формируют сигналы управления, которые вводят в блок приводов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр.зд (привод правого закрылка (1б)) и способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев.зд (привод левого закрылка (1в)).

Отказоустойчивая система умерения крена судна на подводных крыльях (см чертеж)

Рассмотрим отказоустойчивую систему умерения крена судна на подводных крыльях, реализованную в соответствии с предложенным способом (см. чертеж).

На чертеже приведена блок-схема отказоустойчивой системы умерения крена судна на подводных крыльях. Система содержит: блок датчиков углов поворота закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев - 1, датчик угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 - 2, датчик (второго) угла крена в способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 - 3, блок привода закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев - 4, блок регуляторов способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев - 5, блок дифференцирования - 6, фильтр оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 - 7, фильтр оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 - 8, датчик скорости хода V - 9, блок диагностики оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 - 10, блок диагностики оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 - 11, блок среднего значения оценки угла крена - 12, объект управления - судно.

При построении такой системы могут использоваться серийно выпускаемые датчики углов поворота с точностью измерения не хуже 1,5%, штатные привода горизонтальных закрылков, измерители скорости хода судна. Фильтр оценок угла крена с электронной динамической моделью углового поворота судна по крену, блоки диагностики оценок угла крена и блок регуляторов могут быть реализованы с применением элементов аналоговой или цифровой вычислительной техники.

Система умерения крена судна на подводных крыльях позволяет снизить бортовую качку судна, не приводя к существенной перегрузке приводов закрылков. Облегченный режим работы приводов закрылков даже при сильном волнении на море достигается благодаря использованию в законах стабилизации (1б), (1в) сигнала оценки среднего угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 .

Фильтры оценки угла крена содержат электронную динамическую модель углового поворота судна по крену - 7, 8. Для формирования сигналов оценки угла крена на вход фильтров 7, 8 вводят сигналы:

- углов закрылков способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 пр, способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 лев из блока датчиков углов поворота закрылков - 1,

- скорости хода - V с выхода датчика скорости судна - 9 (для корректировки параметров электронной динамическая модель углового поворота судна по крену,

- угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 (измеренного) с выхода датчика угла крена - 2 (подключен только на вход фильтра оценки угла крена способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 - 7),

- угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 (измеренного) с выхода датчика угла крена - 3 (подключен только на вход фильтра оценки угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1 - 8).

К первому входу блока диагностики - 10 подключен выход датчика угла крена - 2, а к второму - выход фильтра - 7 для формирования модуля разности сигналов |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1|.

К первому входу блока диагностики - 11 подключен выход датчика угла крена - 3, а к второму - выход фильтра - 8 для формирования модуля разности сигналов |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2|.

С выходов блоков диагностики 10 и 11 модули сигналов: |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1-способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1| и |способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2 способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2| вводят в блок среднего значения оценки угла крена - 12, где:

- при удовлетворении зависимости (2), среднее значение оценки угла крена будет

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср.=(способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1+способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2)/2,

- при удовлетворении зависимости (2а) среднее значение оценки угла крена будет

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср=способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 1,

- при удовлетворении зависимости (2б) среднее значение оценки угла крена будет

способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср=способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 2,

Среднее значение оценки угла крена - способ отказоустойчивого умерения крена судна на подводных крыльях, патент № 2531999 ср с выхода блока среднего значения оценки угла крена - 12 поступает на вход блока регуляторов - 5 и на вход блока дифференцирования. При этом в блоке приводов закрылков - 4 формируется закон управления:

- правыми закрылками в соответствии с зависимостью (1б),

- левыми закрылками в соответствии с зависимостью (1в).

Класс B63H25/04 автоматические, например реагирующие на изменение показаний компаса 

система управления -  патент 2527570 (10.09.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ управления движением судна по широте и долготе -  патент 2516885 (20.05.2014)
способ отказоустойчивого управления движением корабля по глубине -  патент 2513157 (20.04.2014)
система управления подвижными объектами -  патент 2503581 (10.01.2014)
способ автоматического управления движением судна с учетом волнения -  патент 2499727 (27.11.2013)
система автоматического управления -  патент 2494006 (27.09.2013)
способ управления движением судна с компенсацией медленно меняющихся возмущений -  патент 2492105 (10.09.2013)
способ управления движением судна по заданной траектории -  патент 2483973 (10.06.2013)
способ управления траекторией движения буксируемого судна -  патент 2470828 (27.12.2012)
Наверх