способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момента без хвостового винта

Классы МПК:B64C27/82 отличающиеся наличием вспомогательного несущего винта или реактивного устройства для компенсации реактивного момента несущего винта или изменения направления полета вертолета 
Патентообладатель(и):Матико Андрей Михайлович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-02-12
публикация патента:

Изобретение относится к области авиации, в частности к способам компенсации реактивного момента несущего винта. Способ заключается в использовании выхлопной струи газотурбинных двигателей, которая направляется в хвостовую балку и усиливается в соответствии с эффектом Бернулли благодаря расположенным у основания балки отверстиям воздухозаборников. Далее, проходя через хвостовую балку, поток газов направляется к цельноповоротному килю, расположенному в конце балки. Достигается повышение надежности управления вертолетом. 2 ил. способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момента   без хвостового винта, патент № 2527602

способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момента   без хвостового винта, патент № 2527602 способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момента   без хвостового винта, патент № 2527602

Формула изобретения

Способ управления вертолетом и стабилизации реактивного момент без хвостового винта, отличающийся тем, что с целью достижения эффекта используют выхлопную струю газотурбинных двигателей, проходящую через хвостовую балку вертолета, струя усиливается благодаря отверстиям, расположенным у основания хвостовой балки (эффект Бернулли), и направляется на цельноповоротный киль, установленный в конце балки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к вертолетной технике, а именно к способу управления вертолета, не используя хвостовой винт.

Известен способ управления вертолета и стабилизации реактивного момента с помощью хвостового винта (Кн У. Джонсон «Теория вертолета»), основное назначение которого состоит в том, что он гасит реактивный момент, который стремится развернуть вертолет в сторону, противоположную вращению несущего винта. Вторая функция хвостового винта - путевое управление вертолетом, это достигается путем изменения установочных углов лопастей хвостового винта. Подобное решение требует использования большого числа подвижных деталей, что приводит к усложнению конструкции, увеличению цены и снижению надежности.

Наиболее близким аналогом является система без хвостового винта «NOTAR» (патент US № 4948068), состоит из вентилятора, установленного в хвостовой части фюзеляжа, и системы воздушных сопел на хвостовой балке. Сопла в корневой части балки воздействуют на пограничный слой, вследствие чего возникает эффект Коанды - поток воздуха от несущего винта изменяет свое направление, отклоняясь в сторону. Этим компенсируется реактивный момент. В конце балки установлено управляемое реактивное воздушное сопло, применяемое для непосредственного управления по рысканью. Недостатком данного способа является наличие вентилятора в хвостовой части фюзеляжа.

Целью изобретения является упрощение, удешевление и повышение надежности конструкции вертолета. На фиг.1 и фиг.2 показано, что вместо хвостового винта используют струю выхлопных газов двигателей, поступающую в хвостовую балку (1) через общее сопло (3), расположенное в основании хвостовой балки вертолета. Также на самой балке у основания имеются отверстия-воздухозаборники (2), что позволяет использовать такое физическое явление как эффект Бернулли для увеличения потока газов. То есть поток выхлопных газов поступает из сопла с меньшим диаметром в хвостовую балку с большим поперечным сечением, проходя мимо отверстий, поток увлекает за собой газ из окружающей среды. Далее через хвостовую балку выхлопные газы (5) попадают на цельноповоротный киль (4), расположенный в конце хвостовой балки, поворотами которого можно управлять вращением вертолета и гасить реактивный момент.

Описание чертежей:

Фиг.1 - общий вид хвостовой балки.

Фиг.2 - хвостовая балка в продольном разрезе.

Подобное техническое решение позволяет исключить технически сложный хвостовой винт и редуктор этого винта, что дает более надежный способ управления вертолетом.

При осуществлении изобретения необходимо учитывать температуру струи выхлопных газов. Следует использовать термостойкие материалы в конструкции хвостовой балки и для цельноповоротного киля, так как использование воздухозаборников неполностью решают проблему высокой температуры.

Класс B64C27/82 отличающиеся наличием вспомогательного несущего винта или реактивного устройства для компенсации реактивного момента несущего винта или изменения направления полета вертолета 

привод хвостового винта вертолета -  патент 2526331 (20.08.2014)
вертолет с клиновидным фюзеляжем -  патент 2392187 (20.06.2010)
устройство противовращения вертолета -  патент 2390467 (27.05.2010)
система привода несущих винтов и управления ими для высокоскоростного винтокрылого летательного аппарата -  патент 2377161 (27.12.2009)
вертолет с фюзеляжем противовращения -  патент 2363618 (10.08.2009)
короткий вертолет (варианты) -  патент 2356795 (27.05.2009)
устройство дополнительной компенсации реактивного момента несущего винта одновинтового вертолета -  патент 2281227 (10.08.2006)
устройство дополнительной компенсации реактивного момента несущего винта одновинтового вертолета -  патент 2281226 (10.08.2006)
каскадно-стабилизаторный вертолёт -  патент 2266237 (20.12.2005)
устройство компенсации реактивного момента несущего винта вертолета -  патент 2263609 (10.11.2005)
Наверх