компрессорное масло

Классы МПК:C10M169/00 Смазочные составы, отличающиеся содержанием в качестве компонентов смеси по меньшей мере двух видов ингредиентов, выбранных из основ, загустителей или добавок, отнесенных к предшествующим группам, причем каждое из этих соединений является существенным
C10M111/04 по меньшей мере одно из которых является высокомолекулярным органическим соединением
C10M141/10 по меньшей мере одно из которых является органическим фосфорсодержащим соединением
C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Нефтяная компания "Роснефть" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2013-07-12
публикация патента:

Настоящее изобретение относится к компрессорному маслу, содержащему базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, при этом оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты и смесь сложных аминов, а в качестве базового масла оно содержит гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0%, при следующем соотношении компонентов, % мас.: 4,4'-динонилдифениламин 0,95-1,0; пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенил пропионовой кислоты 0,55-0,65; 1,2,3-бензотриазол 0,045-0,055; сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты 0,055-0,065; смесь алифатических и ароматических аминов 0,055-0,065; полиметилсилоксан 0,004-0,005; базовое масло - гидрированный остаточный компонент до 100. Техническим результатом настоящего изобретения является разработка состава компрессорного масла, работающего в особо тяжелых условиях при температуре нагнетания выше 200°C. 4 табл., 8 пр.

Формула изобретения

Компрессорное масло, содержащее базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит 4,4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты и смесь сложных аминов, а в качестве базового масла оно содержит гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0% при следующем соотношении компонентов, % мас.:

4,4'-динонилдифениламин 0,95-1,0
пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилкомпрессорное масло, патент № 2523010
пропионовой кислоты 0,55-0,65
1,2,3-бензотриазол 0,045-0,055
сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты0,055-0,065
смесь алифатических и ароматических аминов0,055-0,065
полиметилсилоксан0,004-0,005
базовое масло - гидрированный остаточный компонентдо 100

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к составу смазочных материалов, в частности компрессорного масла, применяемого в поршневых воздушных компрессорах, работающих в особо тяжелых условиях при температуре нагнетания выше 200°C, для создания и поддержания давления в судовых воздушных системах и может быть использовано в компрессорном оборудовании стратегических атомных подводных лодок Военно-морского флота.

Для обеспечения безопасной эксплуатации компрессоров, увеличения срока смены масла, сохранения в чистоте пневматической системы и облегчения ее очистки, а также для уменьшения трения и снижения расхода энергии на привод компрессорные масла должны обладать определенными эксплуатационными свойствами: повышенной термоокислительной стабильностью, низкой склонностью к нагарообразованию, не вызывать коррозию, не образовывать эмульсии и пены.

Смазочное масло в цилиндре компрессора располагается тонким слоем на поверхности цилиндра, поршня, штока, крышек цилиндра и клапанов, а также в виде тумана и паров в объеме сжимаемого газа. Большие поверхности контакта масла и воздуха, высокие давления и температуры способствуют окислению наименее стойких и испарению легколетучих компонентов масла.

Для смазки воздушных компрессоров должны применяться масла, способные противостоять окисляющему действию кислорода воздуха при высоких температурах и давлениях в цилиндре. Проводившиеся исследования причин взрыва компрессорных установок показали, что основной из них является образование нагара, отлагающегося на цилиндрах, нагнетательных трубопроводах и в ресивере.

Нагар наиболее интенсивно образуется на поверхностях клапанов и той части цилиндра, в которой масло соприкасается со сжатым и наиболее нагретым воздухом. Образование нагара на поверхности клапанов увеличивает их гидравлическое сопротивление. Слой нагара на поверхности цилиндра ухудшает охлаждение и увеличивает износ деталей и потери на преодоление трения. Отложение нагара на поверхности поршневых колец и поршневых канавках ухудшает герметичность поршня и может привести к залипанию поршневых колец.

Применение компрессоров при повышенной влажности сжимаемого воздуха приводит к еще большему ужесточению условий работы масла, так как наличие паров воды при высоких температурах и высоком парциальном давлении кислорода интенсифицирует процессы разложения масла и таким образом приводит к увеличению количества отложений в нагнетательной системе.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка состава компрессорного масла четвертой группы - для компрессоров, работающих в особо тяжелых условиях при температуре нагнетания выше 200°C.

При просмотре научно-технической литературы и источников патентной информации выявлены следующие технические решения, частично решающие поставленную задачу.

Известно изобретение, относящееся к составу компрессорного масла, предназначенного для использования в поршневых воздушных компрессорах, работающих в условиях высоких температур и перепада давления (Пат. RU № 2294355, кл. C10M 171/02, C10M 133/12, 1998). Масло содержит, % мас.:

2,6-ди-трет-бутил-4-метил-фенол 0,2-0,6
беззольный диалкил- или диалкилфенилдитиофосфат0,2-1,2
алкилированный фенилнафтиламин с алкильной группой С8-С90,2-0,5
базовое масло (синтетическое)до 100

Масло может содержать при необходимости в своем составе 0,01-0,1% мас. кислого эфира алкенилянтарной кислоты и 0,001-0,005% мас. полиметилсилоксана. В качестве базового масла используются полиальфаолефины. Изобретение направлено на решение задачи повышения устойчивости компрессорного масла к воздействию воздушной среды в условиях высоких температур, давления и контакта с металлическими поверхностями и тем самым снижения склонности к образованию углеродистых отложений.

Несмотря на меньшую склонность указанного состава к образованию углеродистых отложений при сравнительных лабораторных испытаниях опытных образцов и товарных компрессорных масел, стендовые испытания в компрессоре высокого давления показали недостаточный уровень этих свойств и образование отложений в линиях нагнетания.

Известно масло, предназначенное для смазки компрессоров, компримирующих сероводород (Пат. RU № 2058376, 1996), имеющее состав, % мас.:

2,6-ди-трет-бутилпаракрезол 0,2-1,0
кислый моногликолевый эфир алкенилянтарной кислоты0,01-0,1
1-(ди-алкиламинометил)-бензотриазол 0,01-0,2
нефтяное масло (основа)до 100.

Изобретение направлено на снижение коррозии и охрупчивания стальных деталей компрессоров.

Однако такое масло из-за указанных недостаточно высоких термоокислительных и антинагарных свойств не применимо для смазки поршневых воздушных компрессоров, работающих в «тяжелом» режиме.

Также известен состав масла (CN патент № 101724489 (А)) для воздушного компрессора, включающего следующие компоненты: 1,5-5% мас. антиоксиданта, 0,03-0,5% мас. беззольного антикоррозионного агента, 0,01-0,5% мас. дезактиватора металла, 0,01-1,0% мас. беззольного противоизносного агента, 0,001-0,01% мас. противопенного агента и базовое масло, состоящее из смеси полиальфаолефинов и сложных эфиров в соотношении 7-9:3-1 или смеси гидроочищенного масла со сложным эфиром в соотношении 7-9:3-1 и антиоксиданта - смеси диалкиланилина, высокомолекулярного эфира тиофенола и 4,4-метилен-ди(2,6-ди-трет-бутилфенола) в соотношении 1:0.1-10:0.1-10;

Указанное выше масло характеризуется недостаточным уровнем термоокислительных и антинагарных свойств для компрессорных масел четвертой эксплуатационной группы, что повышает склонность к образованию отложений в линиях нагнетания и увеличивает потенциал пожаро- и взрывоопасности компрессора.

Наиболее близким по технической сущности и взятым за прототип является компрессорное масло К4-20 (ТУ 38.101759-78), вырабатываемое из малосернистых нефтей методом селективной очистки и содержащее многофункциональную присадку ЦИАТИМ-339 в количестве 6,0% мас. и полиметилсилоксан - в количестве 0,005% мас.

Обладая высокими термоокислительными, антикоррозионными свойствами, низкой склонностью к нагарообразованию, масло обеспечивало надежную эксплуатацию и необходимый ресурс работы компрессоров высокого давления. Ввиду отсутствия производства базовой основы и присадки ЦИАТИМ-339 производство масла прекращено.

Технический результат изобретения - улучшение уровня термоокислительной стабильности, антинагарных и противоизносных свойств компрессорного масла и, как следствие, повышение надежности работы поршневых компрессоров высокого давления.

Указанный технический результат достигается тем, что компрессорное масло, содержащее базовое нефтяное масло и полиметилсилоксан, дополнительно содержит 4-4'-динонилдифениламин, пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты, 1,2,3-бензотриазол, сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты и смесь алифатических и ароматических аминов, а в качестве базового масла оно содержит гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0% при следующем соотношении компонентов, % мас.:

4-4'-динонилдифениламин 0,90-1,00
пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-0,55-0,65
гидроксифенилпропионовой кислоты компрессорное масло, патент № 2523010
1,2,3-бензотриазол 0,045-0,055
сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты0,055-0,065
смесь алифатических и ароматических аминов 0,055-0,065
полиметилсилоксан 0,004-0,005
базовое масло - гидрированный остаточный компонент компрессорное масло, патент № 2523010
с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0%до 100

В качестве базового масла используется гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0% (ТУ 0253-062-00151911-2012), полученный на установке гидрирования проточного типа с использованием системы катализаторов.

Предлагаемое компрессорное масло готовят путем смешения компонентов в определенной последовательности при температурах 60-130°C.

Качественный состав компрессорного масла указан в таблице 1.

Таблица 1
Компоненты, используемые в составе компрессорного масла, и их функциональное назначение
Наименование компонентов (товарная марка)Функциональное назначениеНормативный документ
4-4'динонилдифениламин (ДАТ) антиокислительная присадкаТУ 38.1011215-89 изм. 1-3
пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты (Агидол-110) антиокислительная присадка ТУ 2492-447-05742686-2006
1,2,3-бензотриазол дезактиватор металлов ТУ 6-09-1291-87 с изм. 1-5
сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты (КВД-353) противоизносная присадкаСТО 00151911-010-2011
смесь алифатических и ароматических аминов (КВД-5404)антифрикционная присадка СТО 00151911-011-2011
полиметилсилоксан (ПМС-200А)антипенная присадкаОСТ 6-02-20-79 с изм. 1-4
гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19-22%основа маслаТУ 0253-062-00151911-2012

Для обоснования количественного состава были приготовлены образцы компрессорного масла (таблица 2).

Образцы масел № 1-8 приготовлены на основе, представляющей собой гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0% мас.

Основа товарного (штатного) масла К4-20 по ТУ 38.101759-78 (прототипа) представляет собой нефтяное масло МС-20, вырабатываемое из грозненских малосернистых нефтей методом селективной очистки с содержанием ароматических углеводородов 20,0-22,0% мас.

Были исследованы физико-химические и эксплуатационные характеристики известного и предлагаемого образцов компрессорных масел. Результаты исследований представлены в таблице 3.

Термоокислительная стабильность образцов масел оценивалась методом Папок при 250°C (ГОСТ 23175) и по исследовательской методике, разработанной в ОАО «СвНИИНП».

Сущность метода (ГОСТ 23175) заключается в нагревании тонкого слоя масла на металлической поверхности, испарении легколетучих веществ, содержащихся в масле и образующихся при его разложении, с последующим разделением остатка на рабочую фракцию и лак, и определении времени, в течение которого испытуемое масло при 250°C превращается в остаток, состоящий из 50% рабочей фракции и 50% лака.

Окисление образцов масел на лабораторной исследовательской установке ОАО «СвНИИНП» осуществлялось в металлической емкости при непрерывном перемешивании в течение 20 часов при температуре 200°C в объеме масла кислородом воздуха. За критерии оценки были приняты показатели прироста вязкости (компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 40, компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 100, %) после окисления и показатель износа окисленного масла (Ди).

Устойчивость масла к окислению при тонкопленочных окислительных условиях исследовали с применением дифференциальной сканирующей калориметрии под давлением (ДСК ВД), на приборе DSC 204 HP Phoenix фирмы NETZSCH (Германия) по ASTM D6186-08. В ходе испытания измерялся тепловой эффект реакции, который является прямым проявлением физико-химических процессов, которые происходят в испытуемом образце масла при заданных условиях эксперимента. Стабильность против окисления оценивалась по величине (времени) индукционного периода (ИПО). Испытания проводили при температуре 180°C в атмосфере кислорода (расход газа 50 мл/мин) при давлении 35 атм. в медном тигле.

Оценка термоокислительной стабильности по методу Папок показала, что достаточно высокой стабильностью к окислению обладают товарное (штатное) масло К4-20 по ТУ 38.101759-78 (прототип) и образцы масла № 2, 3, 4, 5.

Оценка термоокислительной стабильности на приборе ДСК ВД показала, что наибольший индукционный период окисления (ИПО) имеют образцы масла № 2, 3, 4, 5. Увеличение концентрации присадок выше заявляемого предела (образец № 5) существенно не приводит к улучшению эксплуатационных свойств предлагаемого компрессорного масла, но увеличивает его стоимость.

В результате испытаний на исследовательской лабораторной установке установлено, что более стабильным к окислению при высокой температуре из всех испытанных образцов является образец № 3.

По совокупности полученных результатов лабораторных испытаний наилучшей термоокислительной стабильностью обладает образец № 3, что подтверждено результатами стендовых испытаний, проведенных в ОАО «Компрессор» на электрокомпрессоре ЭК30А-1.

Согласно Программам испытания масла были проведены в объеме 270 часов в 3 этапа: 20-часовые предварительные, 200-часовые на «холодном» режиме и 50-часовые на «горячем» режиме.

В процессе испытаний осуществлялся осмотр наиболее ответственных деталей на предмет наличия нагара (нагнетательных клапанов, деталей цилиндропоршневой группы, буферных емкостей, трубопроводов) и микрометрирование деталей группы движения (втулок и поршней цилиндров) для оценки их износа.

По результатам осмотра деталей и клапанов в процессе испытаний и в целом технического состояния электрокомпрессора ЭК30А-1 после 270 часов стендовых испытаний образца № 3 предлагаемого масла установлено, что размеры деталей группы движения и нагарообразование по существующим требованиям эксплуатации компрессоров такого типа - в пределах допустимого. Масло (образец № 3), показало отсутствие тенденции роста нагарообразования на клапанах, трубопроводах, цилиндрах при наличии величины износа сопряженных деталей, находящегося в допустимых пределах.

Результаты испытаний образца № 3 и товарного (штатного) масла К4-20 по ТУ 38.101759-78 (прототипа) в компрессоре ЭК30А-1 приведены в таблице 4.

Таблица 4
НаименованиеПрототип Образец № 3
Стендовые испытания в компрессоре ЭК30А-1:компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010
- объем испытаний, час 270270
- нагарообразованиеВ пределах допустимогоВ пределах допустимого
- износ деталей В пределах допустимогоВ пределах допустимого

В результате проведенных исследований и испытаний установлена совокупность взаимодействия при высоких температурах и продолжительных нагрузках базового масла - гидрированного остаточного компонента оптимального углеводородного состава с предложенной композицией присадок в части повышения термоокислительной стабильности, снижения нагарообразования и улучшения противоизносных свойств компрессорного масла, тем самым обеспечения его надежности в процессе эксплуатации.

Приведенные в таблице 3 данные подтверждают, что предлагаемое компрессорное масло (примеры 2-4) превосходит известное масло по термоокислительной стабильности и противоизносным свойствам.

Таблица 2
Составы известного и предлагаемого образцов компрессорного масла
Наименование Масло К4-20 ТУ 38.101759-78 (прототип) Примеры предлагаемого компрессорного масла
123 456 78
Нефтяная основадо 1001 до 1002до 1002 до 1002 до 1002до 1002 до 1002 до 1002до 1002
Дисульфидалкилфенолят бария (ЦИАТИМ-339) 6,0- --- --- -
4-4'-динонилдифениламин (ДАТ) -0,8 0,90,951,0 1,10,95 0,95-
Пентаэритритовый эфир 3,5-ди-трет-бутил-4-гидроксифенилпропионовой кислоты (Агидол-110) -0,5 0,550,600,65 0,700,60 0,600,60
Азимидобензол (1,2,3-бензотриазол)- 0,0400,045 0,0500,0550,060 0,050- 0,050
Сложный эфир диалкилдитиофосфорной кислоты (КВД-353)- 0,0500,0550,060 0,0650,070 0,0600,0600,060
Смесь алифатических и ароматических аминов (КВД-5404)- 0,0500,0550,060 0,0650,070 -0,0600,060
Полиметилсилоксан (ПМС-200А) 0,0050,00400,0040 0,00450,0050 0,00500,00450,0045 0,0045
1 нефтяное масло МС-20, вырабатываемое из грозненских малосернистых нефтей методом селективной очистки с содержанием ароматических углеводородов 20,0-22,0% мас.
2 гидрированный остаточный компонент с содержанием ароматических углеводородов 19,0-22,0% мас.

Таблица 3
Результаты исследований физико-химических и эксплуатационных показателей известного и предлагаемого образцов масел
Наименование показателей Прототип Примеры предлагаемого компрессорного масла
123 456 78
Вязкость кинематическая при 100°C, мм2 20,7020,2520,30 20,7220,80 20,8220,7220,72 20,80
Температура застывания, °CМинус 21 Минус 18Минус 18 Минус 18Минус 18 Минус 18Минус 18 Минус 18Минус 18
Температура вспышки, определяемая в открытом тигле, °C 265275 274274272 271273 273271
Зольность, %0,55 0,0020,0020,002 0,0030,003 0,0030,0030,002
Термоокислительная стабильность по методу Папок при 250°C, мин110 100105 110110110 105110 65
Термоокислительная стабильность при 200°C, 20 ч.компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010 компрессорное масло, патент № 2523010
- изменение кинематической вязкости при 100°C, %12,6 13,59,27,0 8,29,5 8,51012
- диаметр пятна износа после окисления (Ди), мм0,350,35 0,330,31 0,330,330,35 0,330,34
Термоокислительная стабильность на приборе ДСК ВД, индукционный период окисления, ИПО, мин 8,08,014,8 15,016,0 16,21313 11

Класс C10M169/00 Смазочные составы, отличающиеся содержанием в качестве компонентов смеси по меньшей мере двух видов ингредиентов, выбранных из основ, загустителей или добавок, отнесенных к предшествующим группам, причем каждое из этих соединений является существенным

электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
противоизносная присадка -  патент 2525404 (10.08.2014)
антифрикционная смазка -  патент 2524267 (27.07.2014)
органическая смазка -  патент 2514434 (27.04.2014)
технологическая смазка для холодной объемной штамповки металла -  патент 2514235 (27.04.2014)
противозадирные и противоизносные присадки к маслам, работающим при высоких давлениях -  патент 2513728 (20.04.2014)
смазочная масляная композиция для уменьшения трения, включающая нанопористые частицы -  патент 2512379 (10.04.2014)
смазочные композиции для трансмиссий -  патент 2509145 (10.03.2014)
смазочное вещество для цилиндров для двухтактного судового двигателя -  патент 2507245 (20.02.2014)
способ получения магнитного масла -  патент 2502792 (27.12.2013)

Класс C10M111/04 по меньшей мере одно из которых является высокомолекулярным органическим соединением

Класс C10M141/10 по меньшей мере одно из которых является органическим фосфорсодержащим соединением

замедляющая коррозию композиция для цветных металлов -  патент 2483099 (27.05.2013)
способы и композиции для снижения и ингибирования роста концентрации микробов во флюидах на водной основе и системах с их применением -  патент 2479206 (20.04.2013)
турбинное масло -  патент 2458109 (10.08.2012)
смазочная композиция универсального синтетического масла, работоспособного в газотурбинных двигателях и редукторах вертолетов, а также турбовинтовых двигателях и турбовинтовентиляторных двигателях самолетов -  патент 2452767 (10.06.2012)
композиция присадок для турбинного масла -  патент 2451061 (20.05.2012)
турбинное масло -  патент 2451060 (20.05.2012)
композиция присадки для противозадирных консистентных смазок с превосходными противоизносными и коррозионными свойствами -  патент 2439135 (10.01.2012)
твердосмазочная композиция -  патент 2434056 (20.11.2011)
готовая к эксплуатации коробка передач, рабочая жидкость для нее и способ для ее первичного ввода в эксплуатацию -  патент 2407934 (27.12.2010)
смазочная композиция для силовых установок авиационной техники -  патент 2387703 (27.04.2010)

Класс C10N30/06 маслянистость; прочность пленки; противоизнашиваемость; сопротивление экстремальному давлению

Наверх