ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя

Классы МПК:F01D5/02 элементы, несущие лопатки, например роторы
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (МИНПРОМТОРГ РОССИИ) (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2012-11-07
публикация патента:

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения. Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя включает рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами. Каждый из внешних лабиринтов с помощью болтового соединения установлен на выносном фланце соответствующего обода диска со стороны входной кромки рабочей лопатки. Также каждый лабиринт содержит фланец, выполненный с возможностью примыкания к радиальным выступам замкового соединения диска. Фланец имеет в поперечном сечении L-образную форму. Замковое соединение каждого диска выполнено с осевыми выступами, направленными в сторону входной кромки рабочей лопатки. Осевые выступы расположены таким образом, что отношение величины внутренних диаметров осевых выступов к величине радиального зазора между осевыми выступами и L-образным фланцем внешнего лабиринта составляет 300ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 8000. Изобретение позволяет повысить надежность ротора турбины низкого давления за счет снижения температуры обода диска и исключения повышенных вибронапряжений консольной части внешнего лабиринта. 3 ил. ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426

ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426

Формула изобретения

Ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, включающий рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами, каждый из которых с помощью болтового соединения установлен на выносном фланце соответствующего обода диска со стороны входной кромки рабочей лопатки и содержит фланец, выполненный с возможностью примыкания к радиальным выступам замкового соединения диска, отличающийся тем, что фланец каждого внешнего лабиринта имеет в поперечном сечении L-образную форму, а замковое соединение каждого диска выполнено с осевыми выступами, направленными в сторону входной кромки рабочей лопатки и расположенными таким образом, что выполняется условие ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 , где:

D - внутренние диаметры осевых выступов;

h - радиальный зазор между осевыми выступами и L-образным фланцем внешнего лабиринта.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к роторам турбин низкого давления газотурбинных двигателей авиационного применения.

Известен ротор турбины низкого давления, внешние лабиринты которого закреплены болтовым соединением на ободе рабочего колеса (патент РФ № 2263790, F01D 3/00, F01D 5/08, 10.11.2005 г.).

Недостатком такой конструкции является ее повышенный вес, так как внешние лабиринты соединены между собой телескопически и для передачи крутящего момента между дисками выполнены дополнительные фланцы с осевыми штифтами.

Наиболее близким к заявляемому является ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, в котором каждый из внешних лабиринтов установлен болтовым соединением на выносном фланце обода диска со стороны входной кромки рабочей лопатки и примыкает к выступам замкового соединения на ободе диска (патент США № 6763654, F02K 3/072, 20.07.2004 г.).

Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является ее низкая надежность из-за повышенных вибронапряжений и износа консольной части лабиринта, примыкающего к выступам замкового соединения на ободе диска.

Технический результат заявленного изобретения заключается в повышении надежности ротора турбины низкого давления за счет снижения температуры обода диска и исключения повышенных вибронапряжений консольной части внешнего лабиринта.

Указанный технический результат достигается тем, что ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, включающий рабочие колеса с дисками, рабочими лопатками и внешними лабиринтами, каждый из которых с помощью болтового соединения установлен на выносном фланце соответствующего обода диска со стороны входной кромки рабочей лопатки и содержит фланец, выполненный с возможностью примыкания к радиальным выступам замкового соединения диска, причем фланец каждого внешнего лабиринта имеет в поперечном сечении L-образную форму, а замковое соединение каждого диска выполнено с осевыми выступами, направленными в сторону входной кромки рабочей лопатки и расположенными таким образом, что выполняется условие

ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 , где:

D - внутренние диаметры осевых выступов;

h - радиальный зазор между осевыми выступами и L-образным фланцем внешнего лабиринта.

Выполнение фланца каждого внешнего лабиринта L-образным в поперечном сечении повышает осевую и радиальную жесткость фланца, увеличивает его вибростойкость, что повышает надежность ротора турбины.

Выполнение на замковом соединении каждого диска осевых выступов, направленных в сторону входной кромки рабочей лопатки, позволяет обеспечить на рабочих режимах ротора контакт в радиальном направлении между L-образным фланцем лабиринта и осевым выступом, что снижает вибронапряжения за счет сил трения в L-образном фланце лабиринта.

Выбор соотношения ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 обусловлен тем, что при ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 снижается надежность ротора турбины низкого давления из-за отсутствия радиального контакта между L-образным фланцем и осевым выступом на рабочих режимах. При ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 снижается надежность ротора турбины из-за повышенных напряжений и пластической деформации L-образного фланца лабиринта и осевого выступа.

На фиг.1 показан продольный разрез ротора турбины низкого давления;

на фиг.2 - элемент I на фиг.1 в увеличенном виде;

на фиг.3 представлено сечение А-А на фиг.2.

Ротор 1 турбины низкого давления газотурбинного двигателя содержит рабочие колеса 2 и 3, каждое из которых состоит соответственно из дисков 4 и 5, рабочих лопаток 6 и 7, а также внешних лабиринтов 8 и 9, которые служат для уменьшения паразитных утечек газового потока 10 и для исключения контакта высокотемпературного потока 10 с дисками 4 и 5.

Внешние лабиринты 8 и 9 своими внутренними хвостовиками 11 и 12 соответственно закреплены болтовыми соединениями 13 и 14 на выносных фланцах 15 и 16 дисков 4 и 5.

Далее выполнение конструктивных элементов рабочих колес 2 и 3 показано на примере выполнения одного из них (рабочего колеса 2).

Фланец 17 внешнего лабиринта 8, примыкающий к ободу 18 диска 4 со стороны входной кромки 19 рабочей лопатки 6, выполнен L-образным в поперечном сечении. На радиальных выступах 20 замкового соединения 21 диска 4 выполнены осевые выступы 22, направленные в сторону входной кромки 19 рабочей лопатки 6 и размещенные на расстоянии h в радиальном направлении от внешней поверхности 23 осевой части L-образного в поперечном сечении фланца 17 внешнего лабиринта 8 (радиальный зазор h). Радиальная часть 24 L-образного фланца 19 закрывает осевые выступы 22 диска 4 от непосредственного контакта с газовым потоком 10.

Осевые выступы 22 расположены таким образом, что выполняется условие ротор турбины низкого давления газотурбинного двигателя, патент № 2506426 , где D - внутренние диаметры осевых выступов 22; h - радиальный зазор между осевыми выступами 22 и L-образным фланцем 19 внешнего лабиринта 8.

Конструктивные элементы рабочего колеса 3 выполнены аналогичным образом с конструктивными элементами рабочего колеса 2.

Работает заявленное устройство следующим образом (показано на примере работы рабочего колеса 2).

При сборке ротор 1 турбины низкого давления собирается с зазором h между осевыми выступами 22 диска 4 и с L-образным в поперечном сечении фланцем 19 лабиринтов 8.

При работе ротора 1 внешний лабиринт 8, контактирующий с паразитными утечками высокотемпературного газового потока 10, нагревается до более высокой температуры, чем обод 18 диска 4. Это приводит к большей термической деформации L-образного фланца 17 лабиринта 8 по сравнению с деформацией, возникающей до контакта фланца 17 лабиринта 8 по поверхности 23 с осевыми выступами 22 диска 4. Таким образом, существенно снижается вибронапряжение во фланце 19 и повышается надежность ротора 1 турбины низкого давления.

Класс F01D5/02 элементы, несущие лопатки, например роторы

механизм привода пары воздушных винтов противоположного вращения посредством планетарной зубчатой передачи -  патент 2519531 (10.06.2014)
ротор турбомашины -  патент 2516983 (27.05.2014)
ротор с компенсатором дисбаланса -  патент 2516722 (20.05.2014)
вентилятор газотурбинного двигателя, содержащий балансировочную систему с глухими отверстиями для размещения грузов -  патент 2511767 (10.04.2014)
ротор турбины газотурбинного двигателя -  патент 2506427 (10.02.2014)
ротор паровой турбины и способ его сборки -  патент 2505681 (27.01.2014)
газогенератор гтд -  патент 2487258 (10.07.2013)
устройство для центрирования детали внутри полого вала и газотурбинный двигатель -  патент 2487247 (10.07.2013)
роторный узел турбины и ротор для роторной машины -  патент 2486344 (27.06.2013)
способ сборки роторов паровой турбины с принудительным центрированием полумуфт -  патент 2484256 (10.06.2013)
Наверх