Поиск патентов
ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК В РФ

подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями

Классы МПК:F16C23/02 подшипники скольжения 
F01D25/16 расположение подшипников; установка и крепление подшипников в корпусах
F01D25/28 опорные или установочные устройства, например для кожуха турбин 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Дальневосточный завод энергетического машиностроения" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2011-06-15
публикация патента:

Изобретение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в компрессорах, турбинах, насосах и других устройствах с вращающимися валами, преимущественно в неразъемных подшипниковых камерах. Подшипник скольжения содержит корпус с продольными пазами и установленными в пазах сухарями. Продольные пазы выполнены наклонными, а установленные в них с возможностью перемещения сухари имеют форму клина и снабжены механизмом перемещения и фиксации. Клиновая поверхность сухарей взаимодействует с наклонной поверхностью наклонных пазов, а противолежащая ей цилиндрическая поверхность взаимодействует с внутренней поверхностью расточки корпуса подшипниковой камеры. Три нижних сухаря служат для центровки подшипника, а верхний - для обеспечения необходимого натяга корпуса подшипника в расточке корпуса подшипниковой камеры. Технический результат: расширение технических возможностей, упрощение центровки и создание натяга подшипника в неразъемных подшипниковых камерах, а также снижение трудоемкости при проведении монтажных работ. 2 ил.

Рисунки к патенту РФ 2468264

подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями, патент № 2468264 подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями, патент № 2468264

Техническое решение относится к энергомашиностроению и может быть использовано в компрессорах, турбинах, насосах и других устройствах с вращающимися валами, преимущественно в неразъемных подшипниковых камерах.

Известна конструкция опорного подшипника с самоустанавливающимися подушками, к корпусу которого привинчивают установочные сухари с набором разнотолщинных регулировочных прокладок. Три сухаря нижней половины служат для центровки, а верхний - для обеспечения натяга корпуса подшипника в расточке подшипниковой камеры турбомашины [1, 2].

Недостаток указанной конструкции заключается в том, что наличие сухарей и прокладок под ними в корпусе подшипника усложняет установку корпуса подшипника в подшипниковую камеру, при центровке которого необходимо несколько раз демонтировать подшипник из подшипниковой камеры для подбора необходимого комплекта прокладок под сухари, а для осуществления натяга корпуса подшипника необходима охватывающая прижимная крышка или бугель, что практически невозможно осуществить в неразъемных подшипниковых камерах. Кроме того, для проведения такой регулировки требуется высокая квалификация слесаря-сборщика.

Техническим результатом является расширение технических возможностей, упрощение центровки и создания натяга подшипника в неразъемных подшипниковых камерах, а также снижение трудоемкости при проведении монтажных работ.

Технический результат достигается тем, что на корпусе подшипника выполнены продольные наклонные пазы, в которые с возможностью перемещения установлены сухари, имеющие форму клина, клиновая поверхность которых взаимодействует с наклонной поверхностью паза, а противолежащая ей цилиндрическая поверхность взаимодействует с поверхностью расточки подшипниковой камеры. При перемещении трех нижних сухарей по выполненным в корпусе наклонным пазам подшипник смещают в вертикальном и горизонтальном направлениях относительно оси установки ротора, а при помощи верхнего сухаря осуществляют необходимый натяг подшипника в корпусе подшипниковой камеры.

На фиг.1 изображен подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями - вид спереди; на фиг.2 - продольный разрез А-А по фиг.1.

Заявляемое конструктивное решение позволяет устанавливать подшипники в неразъемные подшипниковые камеры, осуществлять центровку подшипников без их демонтажа из подшипниковой камеры, обеспечивать необходимый натяг подшипника и снизить трудоемкость при проведении монтажных работ.

Корпус подшипника устанавливают в расточку подшипниковой камеры 1. Осевое перемещение корпуса подшипника ограничивают упорным буртом "а" или иным известным способом. На наружной поверхности корпуса 2 подшипника выполнены продольные наклонные пазы "б". Сухари 3 выполнены в виде клиньев и имеют клиновую поверхность и противолежащую ей цилиндрическую поверхность. Клиновая поверхность сухаря 3 взаимодействует с наклонной поверхностью паза "б" корпуса, а цилиндрическая поверхность взаимодействует с поверхностью расточки подшипниковой камеры. Сухари 3 снабжены механизмом 4 (например, винт - гайка, контргайка), обеспечивающим их перемещение относительно корпуса 2 подшипника и фиксацию в нужном положении. При перемещении сухарей в аксиальном направлении, осуществляемом с помощью механизма 4, их цилиндрические поверхности упираются в цилиндрическую поверхность расточки корпуса 2 подшипниковой камеры, что исключает их радиальное перемещение, а клиновые поверхности через наклонные пазы на корпусе 2 смещают корпус в необходимом направлении.

Центрирование проводят следующим образом.

Проводят проверку соосности установки подшипника относительно оси ротора путем измерения радиального зазора между шейкой ротора и опорных поверхностей подушек в местах расположения каждого из трех нижних установочных сухарей. Измерение проводят, например, с помощью набора радиусных щупов. На основании проведенных измерений определяют направление перемещения корпуса подшипника относительно оси шейки ротора. Центрирование подшипника считается законченным при достижении равномерного радиального зазора между шейкой ротора и опорными поверхностями подушек. Установочные сухари фиксируют в пазах корпуса 2 подшипника, а верхним сухарем создают необходимый натяг корпуса 2 подшипника в расточке 1 подшипниковой камеры.

Источники информации

1. Максимов В.А., Баткис Г.С. Высокоскоростные опоры скольжения гидродинамического трения.

Казань: изд-во "Фэн", 2004, с.232-233, рис.3,86.

2. СТП26-05-02-203-73 "Подшипники скольжения. Типы, конструкция, основные размеры и параметры" ЗАО "НИИтурбокомпрессор им.В.Б.Шнеппа".

3. Описание изобретения к авторскому свидетельству СССР № 1786886.

4. Описание изобретения к патенту РФ № 2129678.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Подшипник скольжения с регулируемыми установочными сухарями, содержащий корпус с продольными пазами и установленными в пазах сухарями, отличающийся тем, что продольные пазы выполнены наклонными, а установленные в них сухари выполнены в виде клиньев, содержащих клиновую поверхность, взаимодействующую с продольными наклонными пазами корпуса подшипника, и цилиндрическую поверхность, взаимодействующую с внутренней поверхностью расточки корпуса подшипниковой камеры, и снабжены механизмом перемещения и фиксации.


Скачать патент РФ Официальная публикация
патента РФ № 2468264

patent-2468264.pdf
Патентный поиск по классам МПК-8:

Класс F16C23/02 подшипники скольжения 

Класс F01D25/16 расположение подшипников; установка и крепление подшипников в корпусах

Класс F01D25/28 опорные или установочные устройства, например для кожуха турбин 

Патенты РФ в классе F01D25/28:
усовершенствованная турбина для расширения газа/пара -  патент 2528888 (20.09.2014)
способ технического обслуживания газотурбинного двигателя (варианты) и газотурбинный двигатель -  патент 2525038 (10.08.2014)
цех подготовки авиационных двигателей к транспортировке -  патент 2520262 (20.06.2014)
самоцентрирующееся опорное устройство для вращающихся цилиндрических элементов -  патент 2511899 (10.04.2014)
конструктивный каркас для газотурбинного двигателя и газотурбинный двигатель -  патент 2506437 (10.02.2014)
съемная опора для газотурбинного двигателя и способ монтажа опоры на газотурбинном двигателе -  патент 2482283 (20.05.2013)
способ и устройство для совместного закрепления и выравнивания роторных установок в осевом и поперечном направлениях -  патент 2473814 (27.01.2013)
опорная планка с регулируемой прокладкой для диафрагм турбины -  патент 2468211 (27.11.2012)
блок-контейнер компрессорного агрегата и способ его установки на фундамент -  патент 2464449 (20.10.2012)
опора турбины газотурбинного двигателя -  патент 2464435 (20.10.2012)

Наверх