ПАТЕНТНЫЙ ПОИСК В РФ
НОВЫЕ ПАТЕНТЫ, ЗАЯВКИ НА ПАТЕНТ
БИБЛИОТЕКА ПАТЕНТОВ НА ИЗОБРЕТЕНИЯ

способ получения экологически чистого дизельного топлива

Классы МПК:C10G21/20 азотсодержащие соединения 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Астраханский государственный технический университет (ФГОУ ВПО АГТУ) (RU),
Пыхалова Наталья Владимировна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2010-04-21
публикация патента:

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения экологически чистого дизельного топлива. Изобретение касается способа, в котором исходную гидроочищенную дизельную фракцию разделяют методом ректификации на легкий и тяжелый компоненты, подвергают жидкостной экстракции тяжелый компонент дизельной фракции с последующей регенерацией растворителя из рафинатного и экстрактного растворов и компаундированием полученного рафината с легким компонентом дизельной фракции. При этом в качестве растворителя в процессе жидкостной экстракции используют N-метилпирролидон. В качестве легкого компонента используют гидроочищенные дизельные фракции с концом кипения до 300°С. В качестве тяжелого компонента используют гидроочищенные дизельные фракции с началом кипения не ниже 260°С. Массовое соотношение тяжелого компонента гидроочищенной дизельной фракции и N-метилпирролидона лежит в пределах от 1:0,5 до 1:2. Температура в процессе жидкостной экстракции поддерживается на уровне от 40°С до 70°С. Технический результат - получение дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами при использовании в процессе жидкостной экстракции ароматических углеводородов малотоксичного растворителя в меньших объемах для более узкой дизельной фракции. 1 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности и может быть использовано для получения экологически чистого дизельного топлива.

Известен способ извлечения ароматических углеводородов из дизельных фракций в процессах экстракции с использованием различных растворителей: фурфурола, производных имидазолина, способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 -метоксипропионитрила, N,N-диметилимидазолидона и др. (Красногорская Н.Н., Габдикеева А.Р., Грушевенко А.Э., Хлесткин Р.Н. Экстракция средних нефтяных фракций. - М.: Химия, 1989. - 72 с.). Его недостатки - в процесс экстракции вовлекается вся дизельная фракция, для ее обработки требуется значительное количество растворителя, кроме того, практически все вышеуказанные растворители высокотоксичны.

Наиболее близким по технической сути и достигаемому эффекту к предлагаемому изобретению является способ получения экологически чистого дизельного топлива путем жидкостной экстракции ароматических углеводородов из гидроочищенной дизельной фракции гетерогенной смесью растворителей, содержащей ацетонитрил или ацетонитрил с 2-5 мас.% воды и пентан (см. патент РФ № 2148070, 2000 г.). Недостатками процесса являются применение высокотоксичного растворителя - ацетонитрила (ПДК 10 мг/м 3), довольно высокая кратность разбавления сырья к ацетонитрилу 1:3÷5, а также вовлечение в процесс широкой фракции дизельного топлива с пределами выкипания от 222°С до 375°С.

Техническая задача данного изобретения - получение экологически чистого дизельного топлива путем использования в процессе жидкостной экстракции ароматических углеводородов малотоксичного растворителя, взятого в меньшем массовом соотношении к исходному сырью - тяжелому компоненту дизельной фракции, полученному в результате разделения дизельной фракции методом ректификации на легкий и тяжелый компоненты с последующей регенерацией растворителя из рафинатного и экстрактного растворов и компаундированием полученного рафината с легким компонентом.

Технический результат - получение дизельного топлива с улучшенными экологическими свойствами при использовании в процессе жидкостной экстракции ароматических углеводородов малотоксичного растворителя в меньших объемах для более узкой дизельной фракции.

Он достигается тем, что исходную гидроочищенную дизельную фракцию разделяют методом ректификации на легкий и тяжелый компоненты, подвергают жидкостной экстракции тяжелый компонент дизельной фракции с последующей регенерацией растворителя из рафинатного и экстрактного растворов и компаундированием полученного рафината с легким компонентом дизельной фракции. При этом в качестве растворителя в процессе жидкостной экстракции используют N-метилпирролидон. В качестве легкого компонента используют дизельные фракции с концом кипения до 300°С. В качестве тяжелого компонента используют дизельные фракции с началом кипения не ниже 260°С. Массовое соотношение тяжелого компонента дизельной фракции и N-метилпирролидона лежит в пределах от 1:0,5 до 1:2. Температура в процессе жидкостной экстракции поддерживается на уровне от 40°С до 70°С.

Возможность регенерации N-метилпирролидона из рафинатного и экстрактного растворов методом ректификации обеспечивается тем, что минимальное значение температуры начала кипения тяжелого компонента дизельной фракции, направляемого на жидкостную экстракцию ароматических углеводородов, составляет 260°С, что на 56°С выше температуры кипения N-метилпирролидона. Достигаемое снижение концентрации ароматических углеводородов в тяжелой фракции составляет от 33 до 45% масс. Снижение токсичности процесса экстракции ароматических углеводородов достигается благодаря тому, что ПДК N-метилпирролидона в 10 раз ниже ПДК ацетонитрила и составляет 100 мг/м3 .

Проведенные авторами лабораторные исследования экстракции тяжелого компонента гидроочищенной дизельной фракции астраханского газового конденсата N-метилпирролидоном показали значительное снижение концентрации ароматических углеводородов и повышение цетанового числа. Полученные экспериментальные данные по облагораживанию гидроочищенной дизельной фракции астраханского газового конденсата приведены в табл.1.

Таблица 1
Результаты опытов по облагораживанию гидроочищенной дизельной фракции
Наименование показателя Исходная дизельная фракция Тяжелый компонент дизельной фракции с началом кипения
260°С способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 300°С способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055
до экстракциипосле экстракциидо экстракции после экстракции
Цетановое число41,7 47,2- -53,5
Показатель преломления 1,465 1.4821,468 1,485 1,475
Плотность при0,8160 0,8566 0,84250,8579 0,8480
20°С способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055
Содержание25,5 21,4 11,823,9 18,6
ароматических способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055
углеводородовспособ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055
Молекулярный173 225 204227 212
вес, кг/кмольспособ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055 способ получения экологически чистого дизельного топлива, патент № 2441055

Пример 1.

Исходную гидроочищенную дизельную фракцию 180-350°С астраханского газового конденсата разделяли на фракции 180-260°С (легкий компонент дизельной фракции ) и 260-350°С (тяжелый компонент дизельной фракции ). При этом выход фракции 260-350°С составил 30 об.% на исходную фракцию. В экстрактор, представляющий собой воронку объемом 500 мл с рубашкой для подачи нагревательной воды с заданной температурой от термостата, оборудованную мешалкой, помещали 161 г навески тяжелого компонента и 196 г навески N-метилпирролидона (массовое соотношение тяжелый компонент дизельной фракции:N-метилпирролидон составляет 1:0,8). Смесь растворителя и тяжелого компонента дизельной фракции термостатировали при температуре 55°С и непрерывно перемешивали в течение 5 минут. Затем после отстаивания и появления границы раздела фаз разделяли экстрактный и рафинатный растворы, сливая экстрактный раствор из нижней части воронки. Выход рафинатного раствора составил 130,64 г, т.е. 36,6 % мас. Выход экстрактного раствора составил 224,91 г, то есть 63 % мас. Потери в ходе экстракции составили 1,45 г - 0,4%мас.

Из рафинатного раствора отделили N-метилпирролидон (21,91 г) методом простой перегонки в токе азота. Выход рафината составил 107,52 г, то есть 67% мас. от исходного сырья. Потери при перегонке составили 1,21 г.

Цетановое число исходной дизельной фракции и тяжелого компонента дизельной фракции определяли экспресс-методом. Оно составило соответственно 47,2 и 41,2пунктов. Цетановое число полученного рафината точно определить не удалось, так как оно было выше верхнего предела шкалы прибора. Содержание ароматических углеводородов в исходной дизельной фракции, тяжелом компоненте дизельной фракции и рафинате определяли расчетным путем по показателю преломления, который определяли рефрактометрическим методом. Содержание ароматических углеводородов в исходной дизельной фракции, тяжелом компоненте дизельной фракции и рафинате составило соответственно 20,8, 21,4 и 11,8 мас.%. После смешения рафината с легким компонентом в соотношении 30:70 об.% полученное дизельное топливо имело цетановое число 61,6 пунктов, а содержание ароматических углеводородов - 17,9%.

Пример 2.

Исходную гидроочищенную дизельную фракцию 180-350°С астраханского газового конденсата разделяли на фракции 180-300°С (легкий компонент дизельной фракции ) и 300-350°С (тяжелый компонент дизельной фракции). При этом выход тяжелого компонента дизельной фракции составил 12 об.% на исходную дизельную фракцию. В экстрактор, представляющий собой воронку объемом 500 мл с рубашкой для подачи нагревательной воды с заданной температурой от термостата, оборудованную мешалкой, поместили 80 г навески тяжелого компонента дизельной фракции и 80 г навески N-метилпирролидона (массовое соотношение N-метилпирролидон:тяжелый компонент дизельной фракции составило 1:1). Смесь растворителя и тяжелого компонента дизельной фракции термостатировали при температуре 65°С и непрерывно перемешивали в течение 5 минут. Затем после отстаивания и появления границы раздела фаз, разделили экстрактный и рафинатный растворы, сливая экстрактный раствор из нижней части воронки. Выход рафинатного раствора составил 70,85 г или 44,3% мас. Выход экстрактного раствора составил 87,54 г или 54,7% мас. Потери в ходе экстракции составили 1,61 г или 1% мас.

Из рафинатного раствора отделили N-метилпирролидон (11,54 г) методом простой перегонки в токе азота. Выход рафината составил 57,87 г или 72% мас. от исходного сырья (тяжелого компонента дизельной фракции). Потери при перегонке 1,44 г.

Цетановое число исходной дизельной фракции и рафината определяли экспресс-методом. Оно составило соответственно 41,7 и 53,5 пунктов. Цетановое число тяжелого компонента дизельной фракции определить не удалось, так как оно было ниже нижнего значения шкалы прибора. Содержание ароматических углеводородов в исходной дизельной фракции, тяжелом компоненте и рафинате определяли расчетным путем по показателю преломления, определенному рефрактометрическим методом. Содержание ароматических углеводородов в исходной дизельной фракции, тяжелом компоненте дизельной фракции и рафинате составило соответственно 20,8; 23,9 и 18,6%

мас. После смешения рафината с легким компонентом в соотношении 12:88 об.% полученное дизельное топливо имело цетановое число 50,8 пунктов, а содержание ароматических углеводородов - 20,3%.

Способ позволяет повысить цетановое число дизельного топлива до 51 пункта, снизить содержание ароматических углеводородов до 17,9% мас. и, таким образом, получить дизельное топливо с улучшенными экологическими свойствами.

ФОРМУЛА ИЗОБРЕТЕНИЯ

Способ получения экологически чистого дизельного топлива путем жидкостной экстракции из гидроочищенной дизельной фракции, отличающийся тем, что гидроочищенную дизельную фракцию разделяют методом ректификации на легкий и тяжелый компоненты, подвергают жидкостной экстракции тяжелый компонент гидроочищенной дизельной фракции с последующей регенерацией растворителя из рафинатного и экстрактного растворов и компаундированием полученного рафината с легким компонентом гидроочищенной дизельной фракции, в качестве растворителя в процессе жидкостной экстракции используют N-метилпирролидон, в качестве легкого компонента используют гидроочищенные дизельные фракции с концом кипения до 300°С, а в качестве тяжелого компонента используют гидроочищенные дизельные фракции с началом кипения не ниже 260°С, при этом массовое соотношение тяжелого компонента гидроочищенной дизельной фракции и N-метилпирролидона лежит в пределах от 1:0,5 до 1:2, а температуру в процессе жидкостной экстракции поддерживают на уровне от 40°С до 70°С.


Скачать патент РФ Официальная публикация
патента РФ № 2441055

patent-2441055.pdf
Патентный поиск по классам МПК-8:

Класс C10G21/20 азотсодержащие соединения 

Патенты РФ в классе C10G21/20:
способ очистки моторного масла от продуктов старения и загрязнений -  патент 2528421 (20.09.2014)
способ получения нефтяного пластификатора -  патент 2513099 (20.04.2014)
состав селективного растворителя для выделения методом жидкостной экстракции из прямогонной дизельной фракции алкилдибензотиофенов и азотсодержащих соединений -  патент 2513020 (20.04.2014)
способ деароматизации бензиновой фракции - сырья пиролиза -  патент 2501842 (20.12.2013)
способ получения экологически чистого дизельного топлива -  патент 2497931 (10.11.2013)
способ очистки легких углеводородных фракций -  патент 2492213 (10.09.2013)
способ деазотирования дизельного топлива -  патент 2490309 (20.08.2013)
способ очистки углеводородных смесей от азотсодержащих гетероциклических соединений -  патент 2460760 (10.09.2012)
способ получения дизельного топлива -  патент 2458104 (10.08.2012)
способ селективной очистки масляного дистиллята под воздействием магнитного поля -  патент 2427609 (27.08.2011)


Наверх