система измерения малых воздушных скоростей вертолета

Классы МПК:G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ им. А.Н. ТУПОЛЕВА" (RU),
Открытое акционерное общество "УЛЬЯНОВСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2009-11-23
публикация патента:

Изобретение относится к измерительным системам, в частности к устройствам для измерения высотно-скоростных параметров вертолета. Система содержит неподвижное сферическое тело, установленное на фюзеляже в зоне вихревой колонны несущего винта, ось которого направлена вверх в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета. На верхней поверхности сферического тела на оси симметрии расположены отверстия для забора (приемник) полного давления результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны с встроенным приемником температуры торможения потока. Симметрично оси сферического тела в плоскостях, параллельной плоскости симметрии вертолета и ортогональной к ней, расположены отверстия для забора (приемники) давлений, определяющие угловое положение вихревой колонны в указанных ортогональных плоскостях. В плоскости рыскания, ортогональной двум указанным плоскостям, на поверхности сферического тела по окружности расположены отверстия для забора (приемники) статического давления результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны. Приемники давлений и температуры подключены ко входам пневмоэлектрических преобразователей, например перепада давлений или термоанемометрическим, выходы которых через мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь подключены к микропроцессору, который вычисляет три составляющие вектора истинной воздушной скорости, его модуль, углы атаки и скольжения в диапазоне малых и околонулевых скоростей полета. Технический результат заключается в упрощении конструкции, снижении массы и габаритов, снижении стоимости, повышении точности и расширении нижней границы рабочих скоростей системы. 3 з.п. ф-лы, 6 ил. система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

Формула изобретения

1. Система измерения малых воздушных скоростей вертолета, содержащая

- установленный на фюзеляже в зоне вихревой колонны несущего винта многоканальный аэрометрический приемник,

- пневмоэлектрические преобразователи, выходы которых через последовательно соединенные мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь подключены к микропроцессору,

- выход которого является выходом системы по параметрам вектора истинной воздушной скорости вертолета, отличающаяся тем, что

- аэрометрический приемник выполнен в виде сферического тела, ось которого направлена вверх в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета,

- на верхней поверхности этого сферического тела на оси симметрии выполнены отверстия, являющиеся приемниками для забора полного давления результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны,

- симметрично относительно оси симметрии сферического тела в плоскостях, параллельной плоскости симметрии вертолета и ортогональной к ней, выполнены отверстия, являющиеся приемниками для забора давлений, определяющих угловое положение вихревой колонны относительно оси симметрии сферического тела в указанных выше ортогональных плоскостях,

- в плоскости, ортогональной двум указанным плоскостям, на поверхности сферического тела выполнены отверстия, являющиеся приемниками для забора статического давления результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны,

- при этом приемники для забора полного давления соединены проточными пневмоканалами с приемниками для забора давлений, определяющих угловое положение вихревой колонны относительно оси симметрии сферического тела в указанных выше ортогональных плоскостях, содержащими пневмоэлектрические преобразователи перепада давлений, выходы которых для пневмоканалов одинаковых плоскостей соединены дифференциально.

2. Система измерения малых воздушных скоростей вертолета по п.1, отличающаяся тем, что в качестве пневмоэлектрических преобразователей перепада давлений использованы термоанемометрические преобразователи.

3. Система измерения малых воздушных скоростей вертолета по п.2, отличающаяся тем, что в качестве термоанемометрических преобразователей использованы дифференциальные термоанемометрические преобразователи, общий вход которых подключен к пневмоканалу приемника полного давления результирующего набегающего воздушного потока, а два других входа - к пневмоканалам приемников давлений, определяющих угловое положение результирующего набегающего воздушного потока в соответствующей плоскости, а выходы дифференциальных термоанемометрических преобразователей соединены дифференциально.

4. Система измерения малых воздушных скоростей вертолета по п.1, отличающаяся тем, что алгоритм вычисления микропроцессора выполнен согласно уравнениям вида

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 ;

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где P1, P2 - давления в симметричных точках сферического тела в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета; Р3, Р4 - давления в симметричных точках сферического тела в плоскости, ортогональной плоскости симметрии; РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - полное давление результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны; РСТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - статическое давление результирующего набегающего потока вихревой колонны несущего винта вертолета; ТТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - температура торможения результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны, воспринимаемая датчиком, встроенным в приемник полного давления результирующего набегающего потока вихревой колонны.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам для измерения высотно-скоростных параметров вертолета.

Известны устройства для измерения высотно-скоростных параметров самолета, реализующие аэрометрический метод измерения. В таких устройствах приемник воздушного давления, установленный в набегающем на самолет воздушном потоке, воспринимает статическое и полное давления набегающего воздушного потока, по которым определяют барометрическую высоту, индикаторную (приборную) и, используя информацию о температуре наружного воздуха, истинную воздушную скорость (Браславский Д.А. Приборы и датчики летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1970, 392 с.) [1]. С помощью установленных в набегающем потоке приемников также воспринимают давления, по которым определяют угловое положение вектора истинной воздушной скорости в связанной скоростной системе координат - углы атаки и скольжения (Петунин А.Н. Методы и техника измерения параметров газового потока. М.: Машиностроение, 1972, 392 с.) [2]. Однако применение таких устройств на вертолете позволяет достаточно точно измерить барометрическую высоту и воздушную скорость только при скоростях полета более 70система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 90 км/час, когда приемники потока выходят за пределы вихревой колонны, создаваемой несущим винтом вертолета и когда обеспечивается помехоустойчивое восприятие и преобразование воспринимаемых воздушных давлений. Диапазон измерения углов атаки и скольжения указанных устройств также ограничен значениями ±30°, в то время как для вертолета рабочими являются полеты вперед-назад, вправо-влево, в ином другом направлении в плоскости рыскания и тангажа, а также полеты в области малых и околонулевых скоростей, и даже на режиме висения.

Для получения информации о высотно-скоростных параметрах в области малых скоростей полета вертолета в известных системах воздушных сигналов (СВС) применяют несколько проточных приемников давления, размещаемых в носовой части фюзеляжа симметрично относительно продольной оси вертолета (Козицин В.К., Макаров Н.Н., Порунов А.А., Солдаткин В.М. Анализ принципов построения систем воздушных сигналов вертолета. // Авиакосмическое приборостроение, 2003, № 10, с.2-13) [3]. Экспериментальные исследования такой СВС, разработанной МПКБ "Восход", показали, что при скоростях полета менее 30 км/час погрешность измерения угла скольжения достигает около ±2°, а при скоростях более 70 км/час, когда носовая часть фюзеляжа вертолета, где установлены проточные приемники, выходит из зоны вихревой колонны, погрешность уменьшается до значений ±0,4°, приемлемых для решения задач управления и пилотирования. Однако одним из основных недостатков такой СВС и способа, реализованного в ней, является ограниченный диапазон измерения по углу скольжения значением система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 =±20° [1].

Известна система воздушных сигналов, которая позволяет получить информацию о параметрах вектора воздушной скорости вертолета и при скоростях полета менее 30система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 70 км/ч. Известные СВС вертолета типа Lassie, ХМ-143 и СВС-В1 [3] содержит свободно-ориентируемый приемник воздушных давлений, который при малых скоростях полета находится в створе вихревой колонны и ориентируется с помощью пространственного флюгера по направлению вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего воздушного потока, набегающего на свободно ориентированный приемник. Вектор система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 является суммой вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 воздушной скорости, обусловленного поступательным движением вертолета, и вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , индуктивной скорости воздушного потока, создаваемого несущим винтом вертолета. В этом случае система уравнений, по которым определяют составляющие Vx, Vy, Vz вектора истинной воздушной скорости система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , углы атаки система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и скольжения система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 вертолета имеют вид (Козицин В.К. Алгоритмическое обеспечение систем воздушных сигналов вертолета на основе свободно ориентированного приемника давлений. // Изв. вузов. Авиационная техника. 2004. № 4. С.52 - 57) [4]:

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где ix, iz - углы наклона плоскости диска несущего винта; система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK - углы скоса воздушного потока вихревой колонны относительно осей связанной (скоростной) системы координат.

Однако система на основе свободно ориентированного приемника имеет значительные погрешности определения параметров Vx, Vy, Vz, система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 вектора истинной воздушной скорости вертолета в области малых и особенно околонулевых скоростей из-за погрешностей регистрации углов система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK, система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK положения вихревой колонны из-за малости флюгерного момента, создаваемого пространственным флюгером, из-за наличия трения в кардановом подвесе и нагружения подвижной системы свободно ориентированного приемника. Это также ограничивает значение минимальной рабочей скорости полета, при которой обеспечивается устойчивое измерение параметров вектора истинной воздушной скорости вертолета. Из-за необходимости передачи воспринимаемых воздушных давлений и преобразования углов ориентации подвижного приемника с помощью пневмоколлектора и сельсинных преобразователей усложняется конструкция системы и снижается надежность ее работы, особенно при возможных резких аэродинамических возмущениях набегающего воздушного потока при стрельбе стрелкового и реактивного вооружения.

За прототип взята система измерения воздушных сигналов вертолета (патент на изобретение № 2307357 от 7.12.2005 г. [4]), в которой для регистрации углов система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK вихревой колонны несущего винта вертолета используются два неподвижных ортогонально расположенных аэрометрических приемника, трубки полного давления и полости дросселирования статического давления которых соединены с пневмоэлектрическими преобразователями, выходы которых через мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь подключены к микропроцессору, в котором вычисляются параметры вектора истинной воздушной скорости вертолета в области малых скоростей по уравнениям вида

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где асистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и асистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - коэффициенты связи боковой Vz и продольной Vx составляющих вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 воздушной скорости вертолета с углами скоса система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK вихревой колонны несущего винта вертолета в плоскости рыскания и ортогональной с ней плоскости; аР - коэффициент связи вертикальной скорости Vy со скоростью изменения дросселированного статического давления.

На фиг.1 приведена компоновка аэрометрического блока из двух неподвижных ортогонально расположенных многоканальных аэрометрических приемников системы - прототип, который устанавливается на фюзеляже вертолета в зоне вихревой колонны несущего винта.

На фиг.2 приведена структурно-функциональная схема системы прототипа.

При работе системы неподвижный проточный многоканальный аэрометрический приемник (фиг.1) в плоскости рыскания выделяет в набегающем на него воздушном потоке вихревой колонны плоскопараллельную воздушную струю, в которой формирует давления, пропорциональные дросселированному статическому давлению Рст.т и давления Pi, характеризующие угол скоса плоскопараллельной воздушной струи (потока). С помощью пневмоэлектрических, например, термоанемометрических преобразователей и схем воспринимаемые давления Рст.т и Pi преобразуют в электрические сигналы Ui, которые через мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь вводятся в микропроцессор. Проточный многоканальный аэрометрический приемник выделяет в набегающем на него воздушном потоке вихревой колонны плоскопараллельную воздушную струю в плоскости, ортогональной плоскости рыскания, в которой формируют и преобразуют в электрические сигналы давления, соответствующие дросселированному статическому давлению Рст.т, и давления Pi, характеризующие угол скоса ортогональной плоскопараллельной воздушной струи, которые через мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь (фиг.2) вводят в микропроцессор. Микропроцессор обрабатывает введенные электрические сигналы по разработанным алгоритмам, определяет углы положения (скоса) вихревой колонны, по которым вычисляет составляющие вектора воздушной скорости и определяет высотно-скоростные параметры вертолета.

При установке аэрометрического блока, выполненного в виде двух ортогонально расположенных проточных многоканальных аэрометрических приемников, в носовой части фюзеляжа вертолета имеют место два характерных режима обтекания набегающим воздушным потоком.

При скоростях полета более 70система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 90 км/ч, когда аэрометрический блок находится вне вихревой колонны несущего винта, составляющие вектора воздушной скорости система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 на оси связанной скоростной системы координат определяются в соответствии с системой уравнений вида

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 =система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 =система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - углы скольжения и атаки вертолета, равные углам скоса плоскопараллельной воздушной струи в плоскости рыскания система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и воздушной струи в ортогональной с ней плоскости система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 .

Модуль (величина) вектора истинной воздушной скорости вертолета система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 определяется по соотношению

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

Барометрическая высота Н определяется по информации о величине дросселированного статического давления Рст.т, получаемой от многоканальных аэрометрических приемников, по соотношению

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где R - газовая постоянная воздуха; Т=Т0+система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 Н - температура наружного воздуха; система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - высотный температурный градиент; Р0 и Т 0 - статическое давление и температура на уровне земли.

В области малых скоростей полета, когда аэрометрический блок с проточными многоканальными аэрометрическими приемниками находится в створе вихревой колонны несущего винта вертолета, за меру величин составляющих вектора истинной воздушной скорости вертолета используется угловое положение воздушного потока вихревой колонны несущего винта вертолета, определяемое углами скоса система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 =система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 =система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , которые регистрируются ортогонально расположенными проточными многоканальными приемниками и определяются в соответствии с уравнениями вида (2).

Как показали исследования (Kaletka J. Evaluation of the Helicopter Low Airspeed System Lassie. // Jornal of American Helicopter Society, 1983, № 4. p.p.35-43) [5], угловое положение вихревой колонны вертолета при полете на малых скоростях можно представить в виде

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и aсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , aсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - функции и коэффициенты, определяемые по результатам летных испытаний данного типа вертолета.

При этом для каждого значения система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK, находящегося в зоне вихревой колонны, можно определить два значения система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK max и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK min определяющих границы углового положения вихревой колонны в ортогональной плоскости. Следовательно, за критерий нахождения аэрометрического блока в зоне вихревой колонны для каждого значения система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 BK можно использовать условие

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

При соблюдении этого условия, т.е. при полете вертолета на малых скоростях, алгоритмы определения высотно-скоростных параметров вертолета имеют вид

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 изменения статического давления.

где аР - коэффициент связи вертикальной скорости со скоростью

В случае невыполнения условия (7) вихревая колонна не охватывает планер вертолета и полет осуществляется в режиме, когда аэрометрический блок с многоканальными аэрометрическими приемниками вышел за пределы вихревой колонны.

Выделение с помощью ортогонально расположенных проточных многоканальных аэрометрических приемников двух плоскопараллельных воздушных струй в плоскости рыскания и в ортогональной ей плоскости, формирование в них давлений, характеризующих дросселированное статическое давление в струях, и давления, характеризующие их углы скоса, преобразование давлений в электрические сигналы с помощью пневмоэлектрических, например, термоанемометрических преобразователей и последовательное определение углового положения (углов скоса) вихревой колонны несущего винта и далее параметров вектора истинной воздушной скорости и других воздушных сигналов вертолета позволяет повысить точность измерения высотно-скоростных параметров, расширить рабочие диапазоны по углу атаки и по скорости в области малых и околонулевых скоростей полета.

Однако недостатками рассматриваемой системы измерения малых воздушных скоростей вертолета является существенное усложнение конструкции, увеличение массы и габаритов аэрометрического блока с приемниками, повышение стоимости системы в целом.

Технический результат, на достижение которого направлено заявляемое изобретение, заключается в упрощении конструкции, снижении массы и габаритов аэрометрического приемника давлений, снижении стоимости системы измерения малых воздушных скоростей вертолета за счет использования одного аэрометрического приемника давлений, уменьшения числа пневмоэлектрических преобразователей, упрощении структурно-функциональной и электрической схем системы.

Использование предложенной системы измерения малых воздушных скоростей вертолета позволяет повысить безопасность полета и повысить эффективность решения задач пилотирования и боевого применения, например, точность стрельбы и бомбометания, за счет повышения надежности работы системы, в том числе в условиях возможных резких возмущений аэродинамического поля вертолета, и обеспечения высокой точности измерения параметров вектора истинной воздушной скорости вертолета в области малых и околонулевых скоростей полета.

Технический результат достигается тем, что:

1. В системе измерения малых воздушных скоростей вертолета, содержащей

- установленный на фюзеляже в зоне вихревой колонны несущего винта многоканальный аэрометрический приемник,

- пневмоэлектрические преобразователи, выходы которых через последовательно соединенные мультиплексор и аналого-цифровой преобразователь подключены к микропроцессору,

- выход которого является выходом системы по параметрам вектора истинной воздушной скорости вертолета, новым является то, что

- аэрометрический приемник выполнен в виде сферического тела, ось которого направлена вверх в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета,

- на верхней поверхности этого сферического тела на оси симметрии выполнены отверстия, являющиеся приемниками для забора полного давления результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны,

- симметрично относительно оси симметрии сферического тела в плоскостях, параллельной плоскости симметрии вертолета и ортогональной к ней, выполнены отверстия, являющиеся приемниками для забора давлений, определяющих угловое положение вихревой колонны относительно оси симметрии сферического тела в указанных выше ортогональных плоскостях,

- в плоскости, ортогональной двум указанным плоскостям, на поверхности сферического тела выполнены отверстия, являющиеся приемниками для забора статического давления результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны,

- при этом приемники для забора полного давления соединены проточными пневмоканалами с приемниками для забора давлений, определяющих угловое положение вихревой колонны относительно оси симметрии сферического тела в указанных выше ортогональных плоскостях, содержащими пневмоэлектрические преобразователи перепада давлений, выходы которых для пневмоканалов одинаковых плоскостей соединены дифференциально.

2. В системе измерения малых воздушных скоростей вертолета в качестве пневмоэлектрических преобразователей перепада давлений использованы термоанемометрические преобразователи.

3. В системе измерения малых воздушных скоростей вертолета в качестве термоанемометрических преобразователей использованы дифференциальные термоанемометрические преобразователи, общий вход которых подключен к пневмоканалу приемника полного давления результирующего набегающего воздушного потока, а два других входа - к пневмоканалам приемников давлений, определяющих угловое положение результирующего набегающего воздушного потока в соответствующей плоскости, а выходы дифференциальных термоанемометрических преобразователей соединены дифференциально.

4. В системе измерения малых воздушных скоростей вертолета алгоритм вычисления микропроцессора выполнен согласно уравнениям вида

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 ; система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 ,

где P1, P2 - давления в симметричных точках сферического тела в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета; Р3, Р4 - давления в симметричных точках сферического тела в плоскости, ортогональной плоскости симметрии; РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - полное давление результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны; PCTсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - статическое давление результирующего набегающего потока вихревой колонны несущего винта вертолета; TTсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - температура торможения результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны, воспринимаемая датчиком, встроенным в приемник полного давления результирующего набегающего потока вихревой колонны.

Сущность изобретения поясняется на фиг.3-6.

На фиг.3 приведена конструктивная схема аэрометрического приемника предлагаемой системы измерения малых воздушных скоростей вертолета в виде сферического тела 1, ось которого направлена вверх в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета. Сферическое тело 1 установлено на штанге 11, закрепленной на фюзеляже вертолета.

На верхней поверхности сферического тела 1 на оси симметрии расположено отверстие (приемник) 2 полного давления РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны несущего винта вертолета. Симметрично относительно оси симметрии тела 1 в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета, под углом система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 01 расположены отверстия (приемники) 3 и 4 для забора давлений Р1 и Р2, определяющие угловое положение система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 1 вихревой колонны относительно оси симметрии сферического тела в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета. Симметрично относительно оси симметрии сферического тела 1 в плоскости, перпендикулярной плоскости симметрии вертолета, под углом система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 02 расположены отверстия для забора (приемники) 5 и 6 давлений P3 и P4, определяющие угловое положение система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 2 вихревой колонны несущего винта в плоскости, перпендикулярной плоскости симметрии вертолета. В плоскости, ортогональной двум указанным плоскостям, на поверхности сферического тела 1 по окружности расположены объединенные в общий канал отверстия для забора (приемники) 7 дросселированного статического давления PCTсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны. Приемники давлений РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , P1, Р2, Р3, Р 4, РСТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 подключены ко входам пневмоэлектрических преобразователей 8, выходы которых (фиг.4) через мультиплексор 12 и аналого-цифровой преобразователь 13 подключены к микропроцессору 14, выход которого является выходом системы по параметрам вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 истинной воздушной скорости вертолета - составляющим V x, Vy, Vz, модулю система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , углами атаки система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и скольжения система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 вертолета. На вход микропроцессор 14 через измерительную схему 10, мультиплексор 12 и аналого-цифровой преобразователь 13 подключен приемник 9 температуры торможения TTсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны, который встроен в приемник 2 полного давления.

В целях дальнейшего уменьшения числа пневмоэлектрических преобразователей (фиг.5) отверстия для забора (приемник) 2 полного давления Р Псистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 соединяются пневмоканалами 14 с отверстиями для забора (приемниками) 3 и 4, 5 и 6 давлений P1 и P 2, Р3 и P4, определяющих угловые положения система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 1 и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 2 вихревой колонны в указанных выше ортогональных плоскостях. При этом в пневмоканалах 14 устанавливаются пневмоэлектрические преобразователи перепадов давлений 15, выходы которых для пневмоканалов одинаковых плоскостей соединены дифференциально, а разность их сигналов через мультиплексор 12 и аналого-цифровой преобразователь 13 подается на вход микропроцессора 14.

В целях повышения чувствительности, снижения нижней границы малых рабочих скоростей пневмоканалы 14 выполнены проточными, а в качестве пневмоэлектрических преобразователей перепада давлений 15 использованы термоанемометрические преобразователи. В целях дальнейшего повышения чувствительности и снижения нижней границы малых рабочих скоростей до околонулевой, а также для снижения вероятности засорения отверстий для забора (приемники) давлений P1 и Р2 , Р3 и Р4 за счет вытекания из них потока воздуха в качестве термоанемометрических преобразователей используют дифференциальные термоанемометрические преобразователи 16 (фиг.6), общий вход которых подключен к пневмоканалу отверстий для забора (приемника) полного давления РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , а два других входа - к пневмоканалам отверстий для забора (приемников) давлений P1 и Р2 , Р3 и P4, определяющих угловые система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 1 и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 2 результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны в соответствующих плоскостях, а выходы дифференциальных термоанемометрических преобразователей соединены дифференциально, при этом разность их выходных сигналов через мультиплексор 12 и аналого-цифровой преобразователь 13 подается на микропроцессор 14, вычисляющий параметры вектора истинной воздушной скорости вертолета при малых и околонулевых скоростях полета.

Система измерения малых воздушных скоростей вертолета работает следующим образом.

Неподвижный аэрометрический приемник, выполненный в виде сферического тела 1 (фиг.3), устанавливается на специальной штанге 11, закрепленной на фюзеляже в зоне вихревой колонны несущего винта вертолета. Ось сферического тела 1 направлена вверх в плоскости, параллельной плоскости симметрии вертолета, при этом плоскость, проходящая через отверстия для забора (приемники) давлений P1 и Р2, параллельна продольной оси вертолета. В плоскости, ортогональной плоскости приемников давлений Р1 и P2, расположены отверстия для забора (приемники) давлений Р3 и Р4 .

При малых скоростях полета сферическое тело 1 находится в створе вихревой колонны несущего винта вертолета и воспринимает давления РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , Р1, Р2, Р3, P 4, PCTсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и температуру TTсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 . При этом составляющие вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 истинной воздушной скорости вертолета определяются путем восприятия и регистрации указанных параметров и определения углового положения результирующего набегающего воздушного потока, обтекающего сферическое тело 1, относительно связанной с вертолетом системы координат.

Вектор система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего набегающего воздушного потока, обтекающего сферическое тело 1, является геометрической суммой вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 скорости невозмущенного воздушного потока, обусловленного поступательным движением вертолета, и вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , скорости индуктивного потока несущего винта, т.е. система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

Для конкретного места установки аэрометрического приемника в виде сферического тела 1 на фюзеляже вертолета составляющие Vix, Viy, Viz вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 в связанной системе координат можно описать уравнениями вида [4]:

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где Kix, Kiy, Kiz - безразмерные коэффициенты, зависящие от величины (модуля) вектора скорости система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 невозмущенного воздушного потока, равного по величине V=VB, а также от углов атаки система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и скольжения система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 вертолета; система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - модуль вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 скорости индуктивного потока на режиме висения (V=0);, G - текущий вес вертолета; система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - нормальная перегрузка; система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 H - плотность невозмущенного воздушного потока на данной высоте Н; F - площадь, сметаемая несущим винтом вертолета; система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 - коэффициент заполнения диска несущего винта; g=9,80665 - ускорение свободного падения.

Величину V система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 скорости и плотность система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего набегающего воздушного потока можно определить по полному РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и статическому РСТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 давлениям и температуре ТТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 заторможенного результирующего воздушного потока, воспринимаемой приемником температуры торможения, встроенным в приемник полного давления, используя стандартные зависимости по ГОСТ 5212-74 и ГОСТ 4701-81 (ГОСТ 5212-74. Таблица аэродинамическая. Динамические давления и температура торможения воздуха для скорости от 10 до 4000 км/ч. Параметры. М.: Изд-во Стандартов, 1974. - 239 с. [6] и ГОСТ 4701-81. Атмосфера стандартная. Параметры. М.: Изд-во Стандартов, 1981. - 179 с. [7]):

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где параметры, входящие в формулы (11) и (12), имеют размерности в единицах системы СИ.

Используя соотношение (11) по давлениям РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , РСТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и температуре ТТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 можно определить Vсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и проекции вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего воздушного потока на оси связанной с вертолетом системы координат как

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 1 и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 2 - углы, определяющие положение вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего набегающего потока вихревой колонны относительно плоскостей приемников давлений Р1, P2 и Р3, Р4.

Используя соотношения, приведенные в работе [2, стр.122], связь давлений P1 , Р2 и Р3, Р4, воспринимаемых отверстиями для забора (приемниками) 3, 4 и 5, 6 можно представить в виде

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

Тогда углы система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 1 и система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 2, определяющие положение вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующей скорости набегающего воздушного потока вихревой колоны, будут определяться соотношениями

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

В соответствии с уравнением система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , получим уравнения для составляющих Vx, V y, Vz вектора система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 истинной воздушной скорости вертолета вида

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

где Vсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 определяется по соотношению (11), т.е. Vсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 =f4Псистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , РСТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , ТТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 ).

Как показали исследования (см. Козицин В.К. Система воздушных сигналов вертолета на основе свободно ориентированного приемника давлений. Диссертация на соискание ученой степени кандидата технических наук. Ульяновск. ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения». 2006. - 313 с.[8]), для конкретного места установки аэрометрического приемника давлений на вертолете на каждом из режиме полета по результатам летных испытаний можно определить значения коэффициентов Kix , Kiy, Kiz с достаточной достоверностью.

Тогда по давлениям Р1 и Р2, Р3 и Р4, РПсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и РСТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 и по температуре торможения ТТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 , воспринимаемым неподвижным аэрометрическим приемником в виде сферического тела после их преобразования в электрические сигналы с помощью пневмоэлектрических преобразователей 8, и вводя через мультиплексор 12 и аналого-цифровой преобразователь 13 в микропроцессор 14 параметры вектора истинной воздушной скорости вертолета в области малых и околонулевых скоростей, вычисляются в соответствии с уравнениями вида

система измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995

Следует отметить, что за счет расположения отверстий для забора (приемники) статического давления Р СТсистема измерения малых воздушных скоростей вертолета, патент № 2426995 результирующего набегающего потока по всей окружности сферического тела существенно снижается влияния углового положения вихревой колонны и усредняются пульсации результирующего набегающего воздушного потока.

Таким образом, предлагаемое выполнение неподвижного аэрометрического приемника в виде сферического тела с расположенными на нем отверстиями для забора (приемниками) полного и статического давлений результирующего набегающего воздушного потока вихревой колонны, приемника температуры торможения результирующего потока, отверстий для забора (приемников) давлений, определяющих угловое положение вихревой колонны относительно осей связанной системы координат позволило существенно упростить конструкцию, снизить массу и габариты аэрометрического приемника и системы, снизить стоимость система измерения малых воздушных скоростей вертолета за счет использования одного аэрометрического приемника, уменьшения числа пневмоэлектрических преобразователей, упрощения структурно-функциональной и электрической схем системы, повысить точность измерения и расширить нижнюю границу рабочих скоростей до области околонулевых.

Применение системы измерения малых воздушных скоростей на различных классах вертолетов позволяет повысить безопасность полета, повысить эффективность пилотирования и боевого применения, повысить надежность работы системы в условиях возможных резких возмущений аэродинамического поля вертолета, повысить точность измерения параметров вектора истинной воздушной скорости вертолета в области малых и околонулевых скоростей полета.

Класс G01P5/00 Измерение скорости текучих сред, например воздушных потоков; измерение скорости твердых тел, например судов, самолетов и тп, относительно текучей среды

термоанемометр и способ нагрева его терморезисторной структуры -  патент 2528572 (20.09.2014)
анемометрический зонд с одной или несколькими проволочками и способ его осуществления -  патент 2524448 (27.07.2014)
способ бесконтактной оптико-лазерной диагностики нестационарного гидропотока и устройство для его реализации -  патент 2523737 (20.07.2014)
устройство для измерения эмиссии парниковых газов из почвы и растений -  патент 2518979 (10.06.2014)
система воздушных сигналов вертолета -  патент 2518871 (10.06.2014)
устройство регулирования анемометра с проволочкой -  патент 2510027 (20.03.2014)
способ измерения скорости потока и устройство для его осуществления -  патент 2506597 (10.02.2014)
вихревой датчик аэродинамического угла и истинной воздушной скорости -  патент 2506596 (10.02.2014)
автономное устройство для регистрации скорости и направления течения жидкости и газа -  патент 2503962 (10.01.2014)
электромагнитный лаг-дрейфомер -  патент 2503014 (27.12.2013)
Наверх