устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины

Классы МПК:F16D29/00 Выключаемые муфты и системы муфт, снабженные как гидравлическими или пневматическими, так и электромагнитными механизмами или как пневмогидравлическими, так и электрическими механизмами
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Оренбургский государственный университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-05-21
публикация патента:

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в транспортных машинах. Устройство содержит генератор постоянного тока, реле-регулятор, аккумуляторную батарею, токосъемное устройство, обмотку электромагнита, предохранитель, амперметр, выключатели, потенциометр. Подвижный элемент потенциометра связан с педалью газа, включенный как потребитель в цепь генератора и как источник питания - в цепь электромагнита. Технический результат заключается в повышении плавности включения сцепления. 1 ил.

устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной   машины, патент № 2383793

Формула изобретения

Устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины, содержащее генератор постоянного тока, реле-регулятор, аккумуляторную батарею, токосъемное устройство, обмотку электромагнита, предохранитель, амперметр, выключатели, отличающееся тем, что оно снабжено регулятором плавности включения, представляющим собой потенциометр, подвижный элемент которого связан с педалью газа, включенный как потребитель в цепь генератора и как источник питания - в цепь обмотки электромагнита и плавно изменяющий от нуля до заданного значения напряжение, а, следовательно, и ток в ней, подаваемое на обмотку электромагнита при перемещении педали газа.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое устройство относится к машиностроению и может найти применение в транспортных машинах.

Известно устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины (а.с. СССР № 166578, кл. МКИ F16D 29/00, 1960), содержащее генератор постоянного тока, реле-регулятор, аккумуляторную батарею, сервокамеру, ресивер, два реле с нормально замкнутыми контактами, два электромагнитных клапана и т.д.

Недостатком данного устройства является сложность конструкции.

Наиболее близким к предлагаемому устройству является устройство для управления электромагнитом транспортной машины (а.с. СССР № 846865, 15.07.1981), содержащее генератор постоянного тока, реле-регулятор, аккумуляторную батарею, переключатель питания, кнопку выключения сцепления на рычаге коробки передач, управляющее реле с замыкающими контактами, токосъемное устройство, обмотку электромагнита, предохранитель, амперметр, резистор и выключатель.

Недостатком данного устройства является недостаточная плавность включения сцепления, обусловленная применением управляющего реле с контактами и резистора с шунтируемым выключателем, не обеспечивающих в процессе включения сцепления плавного бесступенчатого изменения напряжения и тока (от нуля до заданного значения), подаваемого на обмотку электромагнита.

Техническим результатом предлагаемого устройства для управления электромагнитом сцепления транспортной машины является повышение плавности включения и упрощение конструкции за счет устранения управляющего реле с контактами в цепи обмотки электромагнита и резистора с шунтирующим выключателем.

Указанный технический результат достигается тем, что устройство для управления электромагнитом сцепления транспортной машины, содержащее генератор постоянного тока, реле-регулятор, аккумуляторную батарею, токосъемное устройство, обмотку электромагнита, предохранитель, амперметр, выключатели, снабжено регулятором плавности включения, представляющим собой потенциометр, подвижный элемент которого связан с педалью газа, включенный как потребитель в цепь генератора и как источник питания - в электрическую цепь обмотки электромагнита, и плавно изменяющий от нуля до заданного значения напряжение (а следовательно, и ток), подаваемое на обмотку электромагнита, при перемещении педали газа.

На чертеже изображена принципиальная схема предлагаемого устройства.

Устройство содержит генератор постоянного тока 1, реле-регулятор 2, аккумуляторную батарею 3, токосъемное устройство 4, обмотку электромагнита 5, предохранитель 6, амперметр 7, выключатели 8, 9 и регулятор плавности включения, включающий потенциометр 10, диэлектрическую тягу 11, педаль газа 12 и возвратную пружину 13.

Работает предлагаемое устройство следующим образом.

При положении подвижного элемента регулятора плавности включения, показанном на чертеже, холостых оборотах двигателя и включенном выключателе 8 напряжение с регулятора на обмотку электромагнита не подается (равно нулю), ток в обмотке отсутствует - сцепление выключено. Для трогания транспортной машины с места водитель включает выключатель 8 (питание от генератора) и нужную передачу. При перемещении водителем педали газа (увеличении оборотов двигателя) подвижный элемент регулятора через тягу 11 перемещается вправо, и с регулятора на обмотку электромагнита подается плавно возрастающее от нуля напряжение, по ней протекает плавно возрастающий ток, и сцепление плавно включается.

Плавность включения сцепления определяется также интенсивностью нажатия на педаль газа. При медленном нажатии подаваемое напряжение и ток в цепи электромагнита растут медленнее, и время включения сцепления увеличивается. При быстром нажатии на педаль газа напряжение и ток растут быстрее, и время включения сцепления уменьшается.

Во всех случаях сцепление выключается отпусканием (сбрасыванием) педали газа, может также использоваться и выключатель 8.

Для торможения двигателем включают выключатель 9 - питание обмотки электромагнита от аккумуляторной батареи - и при возникновении необходимости торможения отпускают педаль газа, сцепление при этом остается включенным.

Для более резкого включения сцепления (например, трогание на крутом подъеме) оба выключателя 8 и 9 устанавливают в выключенное положение, увеличивают обороты двигателя, а затем включают выключатель 8 или 9.

При необходимости соотношение напряжения (положения подвижного элемента), подаваемого регулятором на обмотку электромагнита, с нагрузкой (положением дроссельной заслонки) может изменяться величиной свободного хода элементов педали газа относительно механизма привода дроссельной заслонки. Тогда момент начала открытия дроссельной заслонки при перемещении педали газа будет наступать при смещенном вправо (по отношению к исходному - как на чертеже) положении подвижного элемента регулятора. При увеличении свободного хода между педалью газа и механизмом привода дроссельной заслонки на обмотку электромагнита сцепления при тех же положениях дроссельной заслонки будут подаваться большие величины напряжения и наоборот. Правое крайнее относительно сопротивления регулятора положение подвижного элемента соответствует 80-100% открытия дроссельной заслонки, левое крайнее - холостым оборотам двигателя.

Предлагаемое устройство проще по конструкции и обеспечивает более высокую плавность включения сцепления.

Наверх