способ обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия

Классы МПК:B62D41/00 Оборудование для опознавания транспортных средств в случае столкновения; оборудование для указания или регистрации места столкновения
G07C5/08 контроль и регистрация показателей работы, отличных от времени передвижения и ожидания, рабочего времени и времени холостого пробега с регистрацией или без регистрации этого времени 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-09-05
публикация патента:

Изобретение относится к технике опознавания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств. Способ заключается в размещении информации о государственном номерном знаке автотранспортного средства на структурах данного транспортного средства, разделяющихся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные части, обеспечении попадания данных частей структур при дорожно-транспортном происшествии в зону совершения дорожно-транспортного происшествия и последующем проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных частях структур. В качестве упомянутых структур автотранспортного средства используют совокупность отдельных самостоятельных элементов, каждый из которых несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства. При этом этим элементам придают специфические опознавательные физические свойства, обеспечивают возможность импульсного разбрасывания элементов в момент совершения дорожно-транспортного происшествия в разные стороны от дорожного полотна на обочины. Обнаруживают данные элементы на обочинах с помощью датчиков, реагирующих на их специфические опознавательные физические свойства. Способ характеризуется высокой информативностью и обеспечивает повышенную эффективность розыскных работ по обнаружению виновников дорожно-транспортных происшествий. 1 ил.

способ обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, патент № 2375232

Формула изобретения

Способ обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, заключающийся в размещении информации о государственном номерном знаке автотранспортного средства на структурах данного транспортного средства, разделяющихся в процессе совершения дорожно-транспортного происшествия на отдельные части, обеспечении попадания данных частей структур при дорожно-транспортном происшествии в зону совершения дорожно-транспортного происшествия и последующем проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных частях структур, отличающийся тем, что в качестве упомянутых структур автотранспортного средства используют совокупность отдельных самостоятельных элементов, каждый из которых несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, придают этим элементам специфические опознавательные физические свойства, обеспечивают возможность импульсного разбрасывания элементов в момент совершения дорожно-транспортного происшествия в разные стороны от дорожного полотна на обочины, после чего обнаруживают данные элементы на обочинах с помощью датчиков, реагирующих на их специфические опознавательные физические свойства.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области организации и управления движением автотранспорта, в частности к методам опознания виновников столкновений и наездов автотранспортных средств.

Известны способы идентификации автотранспортных средств, заключающиеся в том, что размещают носители их номерных знаков на узлах и деталях транспортного средства путем специальной обработки их поверхностей, либо закрывают эти носители в специальный корпус, помещаемый внутрь маркируемой части автотранспортного средства, либо выполняют носители номерных знаков в виде накладных элементов из полимерной пленки с адгезионным материалом на тыльной стороне с фрагментами изображений цифр, букв и символов /см., например, патент РФ на полезную модель № 32059, кл. B60R 25/00, 2003 [1]; патент РФ на полезную модель № 51574, кл. B60R 13/00, 2005 [2]; патент РФ на полезную модель № 29015, кл. B60R 13/10, 2002 [3]/.

Недостатками известных способов являются низкая информационная ценность и эффективность проведения розыскных работ для опознания участников дорожно-транспортных происшествий /ДТП/.

Известен также способ обнаружения участников ДТП, заключающийся в том, что фиксируют обстоятельства ДТП на установленное на автотранспортном средстве видеозаписывающее устройство с цифровой широкоугольной видеокамерой, подключенное к устройству хранения записанной видеоинформации с энергозависимой камерой и датчиком аварийной ситуации, и далее выявляют по записи участников и виновников ДТП /см. патент РФ на полезную модель № 55702, кл. B60R 1/00, 2006 [4]/.

Недостатками известного способа являются значительные сложность и стоимость при массовом использовании на автотранспортных средствах, а также низкая информативность с точки зрения обнаружения виновников ДТП, практическая невозможность обнаружения виновника в случае наезда и малая вероятность обнаружения виновника в случае столкновения автотранспортных средств.

Известен также способ обнаружения участников ДТП, заключающийся в размещении на автотранспортном средстве легкоразрушаемой от удара поверхности, содержащей информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, и проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных на месте совершения ДТП отдельных частях данной поверхности /см.заявку ФРГ № 2935786, кл. B62D 41/00, 1981 [5]/.

Недостатком известного способа является низкая информативная ценность и, соответственно, низкая эффективность розыскных работ, что объясняется легкостью уничтожения или сбора с дорожного полотна виновником ДТП частей разрушенной поверхности с фрагментами номерных знаков перед самовольным покиданием им места совершения ДТП, а также сложностью или даже невозможностью определения номерного знака по отдельным фрагментам поверхности при ее значительных разрушениях в случаях серьезных ДТП.

Наиболее близким способом того же назначения к заявленному изобретению по совокупности существенных признаков является способ обнаружения участников ДТП, заключающийся в размещении на автотранспортном средстве легкоразрушаемой от удара поверхности, содержащей информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, выполненной в виде двух стеклянных стержней, закрепленных в оправах кузова, обеспечении попадания частей данной поверхности с фрагментами номерного знака в процессе совершения ДТП под автотранспортное средство на дорожное полотно и последующем проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных частях поверхности /см. а.с. СССР № 1516415, кл. B62D 41/00, 1987 [6]/, и принятый за прототип.

Недостатком способа-прототипа является низкая информативная ценность и, соответственно, низкая эффективность розыскных работ по опознанию виновников ДТП, что объясняется легкостью уничтожения или сбора с дорожного полотна непосредственно виновником ДТП перед покиданием им места совершения ДТП фрагментов разрушенной поверхности с информацией о номерном знаке автотранспортного средства, а также сложностью или даже невозможностью определения номерного знака по найденным фрагментам поверхности в случаях ее значительных разрушений.

Сущность изобретения заключается в создании достаточно простого и надежного способа, обладающего высокой информативной ценностью и эффективностью розыскных работ по обнаружению виновника ДТП, за счет как практической невозможности обнаружения и уничтожения виновником ДТП оставленных в зоне места совершения ДТП на обочине дорожного полотна элементов с номером автотранспортного средства, так и легкости обнаружения этих элементов сотрудниками розыскных служб, оснащенными специальными датчиками, сохранения указанными самостоятельными элементами с полной информацией о номерном знаке своей целостности в процессе совершения ДТП.

Технический результат - повышение информативной ценности способа и эффективности розыскных работ.

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном способе обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия, заключающемся в размещении информации о государственном номерном знаке автотранспортного средства на специальных структурах данного средства, разделяющихся в процессе совершения ДТП на отдельные части, обеспечении попадания данных частей структур при ДТП в зону совершения ДТП и последующем проведении розыскных работ с учетом информации на обнаруженных частях структур, особенность заключается в том, что в качестве специальных структур автотранспортного средства используют совокупность отдельных самостоятельных элементов, каждый из которых несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, придают этим элементам специфические опознавательные свойства, обеспечивают возможность импульсного разбрасывания элементов в момент совершения ДТП в разные стороны от дорожного полотна на обочины, после чего обнаруживают данные элементы на обочинах с помощью датчиков, реагирующих на их специфические опознавательные свойства.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где схематично на общем виде изображено устройство для реализации предлагаемого способа обнаружения участников ДТП.

Устройство выполнено в виде плотно закрытой металлической трубки 1, жестко закрепленной на раме 2 автотранспортного средства либо с передней, либо с задней его сторон, либо в нижней части под днищем, при этом продольная ось трубки 1 перпендикулярна продольной оси автотранспортного средства так, что концы трубки 1 обращены в стороны обочин дорожного полотна. В центральной части трубки 1, в ее стенке, жестко герметично закреплен пиропатрон 3 так, что его головка с капсулем /на чертеже последний не показан/ помещена внутрь трубки 1. Соосно с пиропатроном 3 на противоположной стенке трубки 1 внутри трубки на плоской, консольно прикрепленной к стенке пружине 4 установлен шток 5 с острием, находящимся в зоне капсуля, концы трубки 1 плотно закрыты пластмассовыми пробками 6, а в осевое отверстие трубки 1 с обеих сторон от пиропатрона 3 свободно концентрично трубке 1 помещены наборы круглых плоских пластинок /дисков/ 7 из ферромагнитного материала, при этом на одной из плоскостей каждого диска 7 нанесен /выцарапан/ номерной знак автотранспортного средства. В качестве ферромагнитного материала для дисков может быть использована электротехническая сталь любой марки либо сплав "Армко".

Предлагаемый способ обнаружения участников ДТП с помощью приведенного выше устройства осуществляется следующим образом.

При столкновении автотранспортного средства с препятствием или другим автотранспортным средством за счет инерционных сил ударного взаимодействия острие штока 5, прикрепленного к плоской пружине 4, ударяет в капсуль пиропатрона 3, последний срабатывает. За счет размещения головки пиропатрона 3 внутри трубки 1 и герметизации места вставки пиропатрона 3 в трубку 1 в последней с обеих сторон от пиропатрона 3 создается импульсный скачок давления, в результате чего пробки 6 выскакивают из концов трубки 1 наружу, а свободно размещенные в полости трубки 1 пластинки /диски/ 7 с большой скоростью разлетаются по разные стороны от автотранспортного средства на обе обочины дорожного полотна. Данные пластины /диски/ 7 представляют собой отдельные самостоятельные элементы, каждый из которых, с одной стороны, несет полную информацию о государственном номерном знаке автотранспортного средства, а с другой стороны, ему приданы специфические опознавательные физические свойства. В данном конкретном устройстве в качестве такого свойства использован ферромагнетизм. Далее, в процессе розыскных работ данные самостоятельные элементы 7 работники службы поиска обнаруживают на обочинах дороги в зоне совершения ДТП с помощью специальных датчиков, реагирующих именно на приданные элементам 7 специфические опознавательные физические свойства. В данном конкретном случае для нахождения ферромагнитных элементов 7 службы поиска используют, например, универсальный магнитометр Ferex - 4.021 L /Германия/, предназначенный для поиска как в грунте, так и в воде. При сообщении элементам 7 ферромагнитных свойств задача поисковых служб облегчается тем, что для поиска может быть использован любой металлоискатель типов "ИМП", "Ирис", металлодетектор типов "СХ-II", "СХ-III", а также металлоискатели фирм "Garret" /США/, "Garret CX-II "и т.д., позволяющие отыскивать черные и цветные металлы. Наличие магнитометров ускоряет поиск и повышает его эффективность за счет невосприимчивости к посторонним металлическим, но не ферромагнитным предметам, которые могут находиться на обочинах дорожного полотна.

Очевидно, что предлагаемый способ обнаружения участников ДТП отличается повышенной информативной ценностью и эффективностью розыскных работ. В отличие от ближайших способов-аналогов виновник ДТП в данном случае, особенно при сбитии пешехода в случае отсутствия свидетелей, не может быстро собрать элементы разрушенной при ударе поверхности с номерным знаком и покинуть место совершения ДТП. В данном случае отдельные элементы с номерным знаком разбрасываются по обочине /в кусты, траву, гравий, воду и т.п./, то есть довольно быстро их найти без оснащения специальными датчиками практически невозможно. Более того, если при известном способе какие-либо элементы разрушенной поверхности и будут обнаружены на дорожном полотне/виновник ДТП не успел все полностью убрать/, то имеется большая вероятность, что именно по этим элементам номерной знак нельзя точно восстановить. В предлагаемом способе достаточно обнаружение одного элемента с номером, и далее в поиске нет необходимости. Кроме того, в известном способе не исключен вариант, когда в результате сильного разрушения поверхности с номерным знаком по остаткам поверхности не удастся восстановить полностью номерной знак, даже если виновник покинет место ДТП, не собирая остатков разрушенной поверхности с дорожного полотна.

Класс B62D41/00 Оборудование для опознавания транспортных средств в случае столкновения; оборудование для указания или регистрации места столкновения

способ автоматизированного составления схемы дорожно-транспортного происшествия -  патент 2507101 (20.02.2014)
устройство и способ обеспечения целостности данных транспортного средства в реальном масштабе времени и система чёрного ящика транспортного средства с их использованием -  патент 2500027 (27.11.2013)
бортовое устройство и способ контроля параметров движения транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии -  патент 2480834 (27.04.2013)
способ и мобильный стенд для определения скорости столкновения или наезда автотранспортных средств -  патент 2457140 (27.07.2012)
устройство для обнаружения участников дорожно-транспортного происшествия -  патент 2375231 (10.12.2009)
способ управления системой видеонаблюдения транспортного средства и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2370822 (20.10.2009)
способ определения размеров дефектов автотранспортных средств при дорожно-транспортных происшествиях -  патент 2276404 (10.05.2006)
идентификационная лента безопасности транспортного средства -  патент 2256565 (20.07.2005)
способ восстановления скорости и траектории движения транспортного средства по зарегистрированным данным при дорожно-транспортном происшествии и устройство для его осуществления -  патент 2232097 (10.07.2004)
способ определения факторов дорожно-транспортных происшествий -  патент 2196697 (20.01.2003)

Класс G07C5/08 контроль и регистрация показателей работы, отличных от времени передвижения и ожидания, рабочего времени и времени холостого пробега с регистрацией или без регистрации этого времени 

тахограф, бортовой блок для сбора за пользование дорогой (maut-on-board-unit), индикаторный прибор и система -  патент 2506642 (10.02.2014)
устройство контроля и регистрации расхода топлива на транспортном средстве -  патент 2505861 (27.01.2014)
система поддержки водителя для автомобиля и соответствующий способ эксплуатации -  патент 2501682 (20.12.2013)
контрольный прибор -  патент 2491639 (27.08.2013)
система обратной связи для использования в коробке передач транспортного средства -  патент 2482361 (20.05.2013)
устройство контроля параметров движения транспортного средства -  патент 2481641 (10.05.2013)
бортовое устройство и способ контроля параметров движения транспортного средства при дорожно-транспортном происшествии -  патент 2480834 (27.04.2013)
моделирование дистанционной диагностики -  патент 2479042 (10.04.2013)
устройство обратной связи об уклоне -  патент 2477690 (20.03.2013)
способ контроля эксплуатации транспортных средств -  патент 2474879 (10.02.2013)
Наверх