антифриз

Классы МПК:C09K5/10 жидкие материалы
C23F11/14 азотсодержащие соединения 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное учреждение "21 Научно-исследовательский испытательный институт Министерства обороны Российской Федерации" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-04-11
публикация патента:

Изобретение относится к антифризу, который содержит нитрит натрия 0,1-0,2 мас.%, нитрат натрия 0,2-0,3 мас.%, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола 3,0-4,0 мас.%, борат этаноламина 2,0-4,0 мас.%, этиленгликоль 50,0-60,0 мас.% и воду остальное. Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств антифриза по отношению к стали, чугуну и алюминию. 4 табл.

Формула изобретения

Антифриз, включающий нитрит натрия, нитрат натрия, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола, этиленгликоль и воду, отличающийся тем, что он дополнительно содержит борат этаноламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Нитрит натрия0,1-0,2
Нитрат натрия 0,2-0,3
Натриевая соль 2-меркаптобензтиазола 3,0-4,0
Борат этаноламина 2,0-4,0
Этиленгликоль 50,0-60,0
ВодаОстальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к антифризам - низкозамерзающим охлаждающим жидкостям и может быть использовано для охлаждения двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей, сельскохозяйственных машин, специальной техники, а также в качестве теплоносителя в теплообменных аппаратах.

К жидкостям, используемым в системе охлаждения ДВС автомобильной техники, предъявляются жесткие требования по нижнему пределу температуры эксплуатации, а также по коррозионному и химическому воздействию на металлические и резиновые детали двигателей.

Известен антифриз, включающий, мас.%: этиленгликоль 93,0-93,5, бензоат щелочного металла 2,90-3,10, салицилат щелочного металла 0,08-0,12, гидроксид щелочного металла 0,20-0,30, тетраборат натрия (безводный) 0,65-0,75, циклогексанон 0,28-0,32, соль щелочного металла 2-меркаптобензтиазола 0,01-0,02, бензотриазол 0,27-0,28, N-бензилиденциклогексиламин 0,28-0,32, нитрит щелочного металла 0,15-0,20, кремнийорганический пеногаситель 0,02-0,03, краситель 0,0015-0,035 и воду остальное (RU 2050396 С1, кл. С09К 5/10, С23F 11/12, 11/14, 20.12.1995).

Недостатком данного антифриза является многокомпонентный сложный состав, включающий 9 антикоррозионных присадок при их суммарном содержании от 4,82 до 5,41 мас.%, что значительно усложняет технологию получения охлаждающей жидкости.

Наиболее близким аналогом предложенного технического решения является антифриз, включающий, мас.%: нитрит натрия 0,1-0,2, нитрат натрия 0,1-0,2, бензоат натрия 0,5-5,0, тетраборат натрия 0,1-0,5, фосфат гексаметилендиамина 0,1-5,0, бензотриазол 0,20 или натриевую соль 2-меркаптобензтиазола (каптакс) 0,80-0,95, этиленгликоль 79,8-98,1 и воду остальное. При необходимости в состав антифриза вводят пеногаситель и краситель (заявка Великобритании № 1397792, кл. С09К 5/00, 18.06.1975).

Недостатком данного состава является то, что он довольно агрессивен по отношению к черным металлам и алюминию.

Техническим результатом изобретения является повышение защитных свойств антифриза по отношению к стали, чугуну и алюминию.

Данный результат достигается тем, что антифриз, включающий нитрит натрия, нитрат натрия, натриевую соль 2-меркаптобензтиазола, этиленгликоль и воду, дополнительно содержит борат этаноламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Нитрит натрия 0,1-0,2
Нитрат натрия 0,2-0,3
Натриевая соль 2-меркаптобензтиазола 3,0-4,0
Борат этаноламина 2,0-4,0
Этиленгликоль50,0-60,0
Вода Остальное

Отличительной особенностью предложенного технического решения является то, что введение в состав бората этаноламина при заявленном соотношении компонентов позволяет получить антифриз, обладающий высокими защитными свойствами по отношению к черным и цветным металлам.

Бораты этаноламинов (БЭА) представляют собой продукты взаимодействия борной кислоты с моно-, ди- или триэтаноламином. Борат моноэтаноламина (БМЭА) получают по следующей схеме:

H2NCH2CH2OH+Н 3ВО3антифриз, патент № 2370513 Н2NСН2СН2ОВ(ОН)2 .

Борат диэтаноламина (БДЭА) получают по схеме:

HN(CH2CH2OH)2+H 3BO3антифриз, патент № 2370513 HN(CH2CH2O)2BOH.

Борат триэтаноламина (БТЭА) получают по схеме:

N(CH2CH2OH)33ВО 3антифриз, патент № 2370513 N(CH2CH2O)3B.

Введение БЭА в состав антифриза в количестве менее 2,0 мас.% не позволяет значительно повысить противокоррозионные свойства жидкости по отношению к черным металлам. Введение БЭА в количестве более 4,0 мас.% нецелесообразно, так как дальнейшего повышения защитных свойств не происходит.

Технология получения БЭА заключается в следующем.

В колбу, снабженную механической мешалкой, термометром и насадкой Дина-Старка, загружают 2 моля ЭА (121 г МЭА, 210 г ДЭА или 298 г ТЭА). После нагревания ЭА до 100-110°С в колбу вводят 62 г (1 моль) борной кислоты и проводят реакцию конденсации при температуре 160-180°С до прекращения выделения воды. После охлаждения до 70-80°С в полученный продукт добавляют 132 г воды. Бораты этаноламинов представляют собой прозрачные светло-желтые растворы с рН 10-11 и аминным числом 185-195 мг НCl/г.

Технология приготовления антифриза заключается в следующем.

В емкость с мешалкой последовательно загружают расчетные количества воды (умягченной), нитрита и нитрата натрия, БЭА, полученного, как описано выше, и натриевой соли 2-меркаптобензтиазола (ТУ 113-00-05761631-23-91). После перемешивания в течение 10-15 мин к полученному водному раствору добавляют этиленгликоль и процесс перемешивания продолжают еще 30-40 мин. При необходимости в состав антифриза могут быть добавлены любые нейтральные красители, в частности Na-флюоресцеин для светло-зеленой окраски и другие.

Составы образцов антифриза представлены в табл.1.

Испытания жидкостей на коррозионное воздействие на металлы при 88±2°С в течение 336 ч проводили по методикам, описанным в ГОСТ 28084-89, которые находятся в полном соответствии с методиками ASTM.

Результаты коррозионных испытаний составов предложенного антифриза в сравнении с составом по прототипу представлены в табл.2.

Испытания резины на набухание в предложенном антифризе проводили по ГОСТ 9.030 при температуре 100°С в течение 70 ч.

Результаты испытания резины на набухание приведены в табл.3.

Основные физико-химические свойства предлагаемого антифриза приведены в табл.4.

Использование предложенного антифриза в двигателях внутреннего сгорания автомобильной, сельскохозяйственной и специальной техники позволит защитить узлы и детали ДВС, выполненные из черных и цветных металлов, от коррозионного поражения.

Таблица 1

Составы предложенного антифриза
Компоненты Содержание компонентов по примерам, мас.%
12 34 5
Нитрит натрия0,10 0,15 0,200,05 0,25
Нитрат натрия0,20 0,25 0,300,15 0,35
Каптакс 3,0 3,54,0 2,54,5
БМЭА 4,0- -- 4,5
БДЭА - 3,0- 1,5-
БТЭА -- 2,0- -
Этиленгликоль 60,0 55,050,0 45,065,0
Вода 32,738,1 43,550,8 25,4

Таблица 2

Результаты коррозионных испытаний антифризов
Состав антифриза Материал
медьлатунь припой чугунсталь алюминий
Потеря массы, г/м2. сут
Пример 10,03 0,04 0,050,03 0,020,05
Пример 2 0,020,03 0,040,02 0,010,03
Пример 3 0,030,04 0,040,03 0,020,03
Пример 4 0,050,04 0,060,09 0,070,09
Пример 5 0,040,03 0,050,04 0,040,06
Прототип 0,050,04 0,060,1 0,090,08
Требования ГОСТ 28084-89не более 0,1не более 0,1 не более 0,2 не более 0,1 не более 0,1не более 0,1

Таблица 3

Результаты испытаний резины на набухание в антифризах
Показатели Значение показателя по примерам Прототип Норма по ГОСТ
12 34 5
Набухание резины, %: стандартные образцы резины марки 57-5006

стандартные образцы резины марки 57-7011
антифриз, патент № 2370513 антифриз, патент № 2370513 антифриз, патент № 2370513 антифриз, патент № 2370513 антифриз, патент № 2370513 антифриз, патент № 2370513 антифриз, патент № 2370513
1,61,3 1,42,2 1,73,5 не более 5
1,10,9 1,01,5 1,22,7 не более 5

Таблица 4

Основные физико-химические свойства предложенного антифриза
ПоказательАнтифриз с БМЭААнтифриз с БДЭААнтифриз с БТЭА
Плотность при 20°С, г/см3 1,0701,072 1,076
Температура кипения при давлении 110,3 кПа (760 мм рт.ст.),°С 107,5 109110,5
Водородный показатель (рН) при температуре 20°С 10,110,0 9,0
Резерв щелочности, см3 23,523,1 20,3
Температура начала кристаллизации,°С -40-43 -44

Класс C09K5/10 жидкие материалы

охладитель -  патент 2515289 (10.05.2014)
способ переноса тепла на жидкую смесь, содержащую, по меньшей мере, один (мет)акрилмономер -  патент 2469054 (10.12.2012)
противообледенительные и теплообменные жидкие составы -  патент 2465298 (27.10.2012)
охлаждающая жидкость -  патент 2370512 (20.10.2009)
антифризная охлаждающая композиция для применения при высоких температурах -  патент 2360939 (10.07.2009)
теплохладоноситель -  патент 2318009 (27.02.2008)
композиция концентрата охлаждающей жидкости топливного элемента -  патент 2315797 (27.01.2008)
охлаждающая жидкость для высокофорсированных двигателей внутреннего сгорания и тяжелых условий эксплуатации -  патент 2313555 (27.12.2007)
теплопередающая жидкость -  патент 2296790 (10.04.2007)
жидкотекучая среда, содержащая диспергированные наночастицы металлов и подобных материалов -  патент 2291889 (20.01.2007)

Класс C23F11/14 азотсодержащие соединения 

способ защиты стали от коррозии в минерализованных водно-нефтяных средах, содержащих диоксид углерода -  патент 2524527 (27.07.2014)
композиция и способ контроля уноса меди и эрозии медных сплавов в промышленных системах -  патент 2520931 (27.06.2014)
ингибитор коррозии пролонгированного действия для защиты нефтепромыслового и нефтеперерабатывающего оборудования (варианты) -  патент 2518034 (10.06.2014)
ингибитор углекислотной коррозии для паровых котлов среднего и высокого давления аминат пк-2 -  патент 2516176 (20.05.2014)
ингибитор углекислотной коррозии для парогенерирующих установок низкого и среднего давления аминат пк-1 -  патент 2515871 (20.05.2014)
ингибиторы коррозии на основе вольфрамата -  патент 2509178 (10.03.2014)
композиция из окисленных и малеинированных производных -  патент 2506994 (20.02.2014)
состав для предотвращения гидратных, солевых отложений и коррозии -  патент 2504571 (20.01.2014)
ингибитор углекислотной коррозии для паро-конденсатных установок аминат пк-3 -  патент 2500835 (10.12.2013)
способ ингибирования коррозии металлов -  патент 2488648 (27.07.2013)
Наверх