способ улучшения качества углеводородных топлив

Классы МПК:C10L1/04 на основе смесей углеводородов 
C10G15/08 с помощью электрических средств или электромагнитных или механических колебаний
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Литвиненко Анатолий Николаевич (RU),
Варнаков Валерий Валентинович (RU),
Артемов Вячеслав Вячеславович (RU),
Ботоногов Евгений Валерьевич (RU),
Андреев Андрей Александрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-04-28
публикация патента:

Изобретение относится к способу повышения качества углеводородных топлив с улучшенным комплексом эксплуатационных, физико-химических и экологических свойств и может использоваться в нефтеперерабатывающей, автомобильной промышленности и различных областях техники. Изобретение касается способа улучшения качества углеводородных топлив, в котором подают топливо в поле центробежных сил и подвергают цепной реакции крекинга молекул углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская через электрическое поле напряженностью 2,12-7,54 кВ/мм, силой тока 1,48-3,35 А, частотой импульсов 0,46-1,0 кГц и напряжением 10-30 кВт. Изобретение позволяет улучшить комплекс эксплуатационных и физико-химических свойств углеводородных топлив, таких как октановое число автомобильных бензинов, цетановое число дизельных топлив, кинематическая вязкость, фракционный и углеводородный состав, а также улучшить экологические свойства топлива. 4 табл., 2 ил.

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

Формула изобретения

Способ улучшения качества углеводородных топлив, включающий поляризацию молекул углеводородов путем возбуждения пульсаций и резонансной вибрации в движущемся потоке жидкости, отличающийся тем, что углеводородное топливо подают в поле центробежных сил и подвергают цепной реакции крекинга молекулы углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская его через электрическое поле напряженностью 2,12-7,54 кВ/мм, силой тока 1,48-3,35 А, частотой импульсов 0,46-1,0 кГц и напряжением 10-30 кВт.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к способам повышения качества углеводородных топлив с улучшенным комплексом эксплуатационных, физико-химических и экологических свойств и может использоваться в нефтеперерабатывающей, автомобильной промышленности и различных областях техники.

Известен способ получения углеводородного топлива, включающий подачу углеводородной жидкости под давлением в резервуар с газом, который надо в этой жидкости растворить. Давление, при котором подается жидкость, зависит от конструкции распыляющего устройства. В качестве углеводородной жидкости используют бензин или керосин. Используемый газ: метан, этан, пропан, бутан, природный газ [1].

Основными недостатками указанного способа является то, что легкие углеводородные газы - метан и этан - характеризуются весьма высоким давлением паров, хотя и обладают хорошим октановым числом, они вызывают резкое повышение давление насыщенных паров смесевого бензина, что приводит к весьма значительным его потерям при хранении и эксплуатации. Это побуждает хранить такие бензины лишь под давлением в специальных резервуарах, что резко ограничивает использование данного способа. К тому же эксплуатация двигателя на этом бензине сопряжена с образованием газовых пробок и перебоями в работе двигателя.

Известен способ получения топлива для двигателей внутреннего сгорания [2], включающий изомеризацию прямогонной бензиновой фракции при повышенных температуре и давлении в присутствии катализатора. В качестве сырья используют прямогонную бензиновую фракцию, выкипающую в интервале температур 30способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 160°С, и изомеризацию проводят при температуре 300способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 380°С и давлении 3способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 5 МПа в присутствии цеолитсодержащего молибденового и/или никель-молибденового катализатора с последующим удалением из продуктов реакции метана и этана. Полученный изомеризат смешивают с прямогонной бензиновой фракцией в соотношении от 1-4 до 4-1.

Основными недостатками данного способа являются отсутствие возможности изменения характеристик электрического поля в зависимости от исходных показателей качества используемого топлива и как следствие низкая эффективность топливоподготовки, не позволяющая существенно повысить качество комплекса эксплуатационных, физико-химических и экологических свойств углеводородных топлив, а также сложность исполнения и применения на технике.

Наиболее близким к предлагаемому способу улучшения углеводородных топлив по технической сущности и достигаемому эффекту является способ улучшения физических свойств нефтяных топлив [3], выбранный в качестве прототипа.

Способ-прототип включает возбуждение пульсаций в движущемся потоке жидкости при условии возникновения колебаний амплитуд давления, скорости и ускорения, которые способствуют дроблению капель и пузырей в сплошной жидкости. Согласно изобретению вначале поляризуют молекулы углеводородов, пропуская через электромагнитное поле напряженностью 0,2-0,3 Тл, затем подвергают макромолекулы и коллоиды резонансной вибрации частотой 20-30 Гц для увеличения амплитуды колебания, повышают давление насосом до 6,0-8,0 МПа на входе в суживающее и расширяющее устройство, где топливо разгоняют до 120-140 м/с с последующим торможением, достигая при этом давления 0,02способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 0,01 МПа, затем разделяют поток на легкие и тяжелые фракции в трубке Ранка, легкие фракции направляют или на хранение или на сжигание после поляризации молекул в электромагнитном поле, а тяжелые горячие фракции в количестве 10-15% от общего потока возвращают по трубопроводу в емкость с исходным топливом для повторной обработки.

Основными недостатками указанного способа является отсутствие возможности изменения характеристик электрического поля в зависимости от исходных показателей качества используемого топлива, а следовательно, недостаточная эффективность топливоподготовки, не позволяющая существенно повысить качество комплекса эксплуатационных, физико-химических и экологических свойств углеводородных топлив, а также сложность исполнения и отсутствие возможности применения на ДВС.

Предлагаемое изобретение решает задачу улучшения комплекса эксплуатационных и физико-химических свойств углеводородных топлив, таких как октановое число автомобильных бензинов, цетановое число дизельных топлив, кинематическая вязкость, фракционный и углеводородный состав, а также улучшения экологических свойств топлив.

Поставленная задача достигается способом улучшения качества углеводородных топлив, в котором подают топливо в поле центробежных сил и подвергают цепной реакции крекинга молекул углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская через электрическое поле напряженностью 2,12способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 7,54 кВ/мм, силой тока 1,48способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 3,35 А, частотой импульсов 0,46способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 1,0 кГц и напряжением 10способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 30 кВт.

Указанные отличительные признаки являются существенными для решения задачи предлагаемого изобретения.

Способ осуществляется следующим образом.

Топливо подают в поле центробежных сил, где подвергают цепной реакции крекинга молекулы углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская через электрическое поле напряженностью 2,12способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 7,54 кВ/мм, силой тока 1,48способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 3,35 А, частотой импульсов 0,46способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 1,0 кГц и напряжением 10способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 30 кВт.

Данные параметры электрического поля и тока обусловлены энергией, необходимой для изменения строения исходных углеводородов.

С молекулами углеводородов в электрическом поле происходят радикально-цепные превращения.

В качестве иллюстрации механизма радикально-цепного процесса представлен крекинг молекулы в виде последовательных радикальных реакций:

1. способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

2. способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

3. способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

4. способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

Данный механизм не нов и описан рядом ученых [4]. Уникальность и принципиальное отличие разработанного способа заключается в изменении углеводородного состава топлив без повышения температуры, давления и присутствия катализатора.

Зарождение цепи происходит в результате передачи энергии электрического поля и совпадения собственной частоты колебаний молекул углеводородов топлив с частотой импульсов электрического поля.

Выведены математические зависимости силы, действующей на свободные радикалы, и скорости их движения от характеристик топлива и электрического поля.

На фиг.1 показаны силы, действующие на свободный радикал молекулы углеводорода, образующийся в результате цепной реакции крекинга.

Сила, действующая на свободный радикал, зависит от диэлектрической проницаемости, плотности линейного заряда и размеров радикалов, определяется по формуле:

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

где способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 - плотность линейного заряда;

l - расстояние от центра радикала до заряда.

a - радиус свободного радикала;

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 a, способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 i - диэлектрические проницаемости топлива и радикалов соответственно.

На скорость движения свободного радикала оказывают существенное влияние напряжение, диэлектрическая проницаемость и динамическая вязкость топлива:

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

где U - напряжение;

r - расстояние от радикала до электрода;

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 - плотность топлива;

d - диаметр электрода;

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 - динамическая вязкость среды;

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 0 - диэлектрическая постоянная.

Вывод данных математических зависимостей позволил управлять развитием радикально-цепного процесса.

Обрыв цепи процесса происходит реакциями рекомбинации и диспропорционирования радикалов.

Эффективность применения данных параметров электрического поля доказывают результаты проведенных экспериментов (фиг.2). Результаты исследования воздействия электрического поля на кинематическую вязкость дизельного топлива марки (Л-0.2-40 ГОСТ 305) в соответствии со стандартной методикой по ГОСТ 33 приведены в таблице 1.

В результате обработки полученных результатов с использованием программы STATISTICА 6.0 получены графические зависимости (фиг.2) и математическая зависимость:

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

где v - кинематическая вязкость, мм 2/с;

Е - напряженность электрического поля, кВ/мм;

f - частота импульсов, Гц.

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

Как видно из таблицы 1 и фиг.2, наиболее эффективными являются параметры электрического поля напряженностью 2,12способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 7,54 кВ/мм, силой тока 1,48способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 3,35 А, частотой импульсов 0,46способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 1,0 кГц и напряжением 10способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 30 кВт, которые обеспечивают экономию энергозатрат, прохождение радикально-цепного процесса в топливе, улучшение комплекса эксплуатационных и физико-химических свойств углеводородных топлив, таких как октановое число автомобильных бензинов, цетановое число дизельных топлив, кинематическая вязкость, фракционный и углеводородный состав, а также улучшение экологических свойств топлив.

Необходимо отметить, что оптимальные параметры электрического поля будут различаться в зависимости от показателей качества исходного топлива.

Это подтверждается следующим:

Изменение углеводородного состава автомобильного бензина марки "Регуляр-92" по ГОСТ Р 51105, полученные на аппарате AREX -2000 в Федеральном государственном унитарном предприятии 25 Государственный научно-исследовательский институт Министерства обороны, в результате топливоподготовки приведены в таблице 2.

Таблица 2

Изменение углеводородного состава автомобильного бензина «Регуляр 92» (ГОСТ Р 51105) в результате электрической обработки
Группа углеводородов До топливоподготовки После топливоподготовки
Ароматические углеводороды, в % 30,337,6
Непредельные углеводороды, в %11,0 9,4
Предельные углеводороды, в % 58,753,0

Изменение фракционного состава дизельного топлива марки Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 в результате электрической обработки установлено по стандартной методике ГОСТ 2177 и представлено в таблице 3.

Таблица 3

Изменение фракционного состава дизельного топлива Л-0,2-40 ГОСТ 305-82 в результате топливоподготовки
Точки регистрации температур, % Температура выкипания, ºС
До топливоподготовки После топливоподготовки
начало перегонки, 134102
10% перегонки, 216 205
20% перегонки,232 227
30% перегонки,246 239
40% перегонки,262 256
50% перегонки,280 272
60% перегонки,300 305
70% перегонки,320 314
80% перегонки,342 336
90% перегонки,368 365
96% перегонки,388 375

Проведены испытания топлива после подготовки к применению на двигателе УМ3-4178 на стенде КИ-5543 ГОСНИТИ по стандартной методике, результаты которых представлены в таблице 4.

способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646

Примечание:

После топливоподготовки испытываемый двигатель показал следующие результаты:

1. Эффективная мощность возрастает на 4способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 14 кВт.

2. Удельный эффективный расход топлива снизился на 11способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 31 г/кВт·ч.

Таким образом, все признаки, указанные в формуле изобретения, необходимы в совокупности для решения поставленной задачи изобретения.

Проведенная топливоподготовка обеспечивает проведение цепной реакции крекинга молекул углеводородов смеси при нормальных условиях, что в конечном итоге позволяет значительно снизить токсичность отработавших газов и повысить экономичность двигателя внутреннего сгорания за счет интенсификации процесса смесеобразования и сгорания путем увеличения тонкости распыла капель топлива из-за снижения сил поверхностного натяжения топлива, возникающего под действием электрического поля, за счет изменения углеводородного состава.

Таким образом, предлагаемый способ улучшения качества углеводородных топлив путем подачи топлива в поле центробежных сил и обеспечения условий проведения цепной реакции крекинга молекул углеводородов топлива при нормальных условиях, пропуская его через электрическое поле напряженностью 2,12способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 7,54 кВ/мм, силой тока 1,48способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 3,35 А, частотой импульсов 0,46способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 1,0 кГц и напряжением 10способ улучшения качества углеводородных топлив, патент № 2368646 30 кВт, обеспечивает улучшение комплекса эксплуатационных и физико-химических свойств углеводородных топлив, таких как октановое число автомобильных бензинов, цетановое число дизельных топлив, кинематическая вязкость, фракционный и углеводородный состав, а также улучшение экологических свойств топлив.

Литература

1. Патент Франции № 2106695, кл. C10L 1/00, опублик. 1972 г.

2. Патент RU № 2090591, кл. C10G 45/58, C10G 45/04, опублик. 1997

3. Патент RU № 2283967, F02M 27/08, F02M 27/04, B01J 19/10, опублик. 2006. - прототип.

4. Коллоидные жидкости /Никитенко В.И./. - М.: Химия, 1965. - 734 с.

Класс C10L1/04 на основе смесей углеводородов 

способ получения низкозастывающего дизельного топлива -  патент 2527564 (10.09.2014)
способ получения оксигенатов, повышающих эксплуатационные свойства топлив для двигателей внутреннего сгорания (варианты) -  патент 2522764 (20.07.2014)
способ получения реактивного топлива из биоэтанола -  патент 2510389 (27.03.2014)
углеводородная композиция, используемая в качестве топлива и горючего, полученная из компонентов нефти и биологического компонента -  патент 2505582 (27.01.2014)
топливная композиция авиационного бензина -  патент 2503711 (10.01.2014)
способ получения и состав присадки к жидкому топливу -  патент 2502790 (27.12.2013)
котельное топливо -  патент 2500792 (10.12.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
интегрированный способ получения дизельного топлива из биологического материала, продукты, применение и установка, относящиеся к этому способу -  патент 2491319 (27.08.2013)
горючее ракетное топливо (варианты) и способ его приготовления -  патент 2486230 (27.06.2013)

Класс C10G15/08 с помощью электрических средств или электромагнитных или механических колебаний

способ быстрого пиролиза биомассы и углеводородсодержащих продуктов и устройство для его осуществления -  патент 2524110 (27.07.2014)
способ получения смазочной композиции -  патент 2483101 (27.05.2013)
способ электротермолиза нефтепродуктов и установка для его осуществления -  патент 2479621 (20.04.2013)
способ электрохимического крекинга углеводородного сырья -  патент 2473666 (27.01.2013)
способ скоростной деструкции нефтяных остатков и загрязнений -  патент 2462500 (27.09.2012)
способ кавитационной обработки жидких нефтепродуктов -  патент 2455341 (10.07.2012)
способ крекинга нефти и нефтепродуктов путем воздействия импульсными электрическими разрядами и устройство для его осуществления -  патент 2453581 (20.06.2012)
способ крекинга нефти и нефтепродуктов путем воздействия импульсными электрическими разрядами и устройство для его осуществления -  патент 2452763 (10.06.2012)
способ и устройство для получения ацетилена -  патент 2451658 (27.05.2012)
способ снижения вязкости сырой нефти в потоке и устройство для его реализации -  патент 2436835 (20.12.2011)
Наверх