устройство координированного управления летательным аппаратом

Классы МПК:G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральное государственное унитарное предприятие Московское опытно-конструкторское бюро "Марс" (ФГУП "МОКБ "Марс") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2008-05-28
публикация патента:

Изобретение относится к области приборостроения и может найти применение в бортовых системах автоматического управления летательными аппаратами с реализацией режимов координированных разворотов. Технический результат - расширение функциональных возможностей и повышение динамической точности управления. Для достижения данной цели устройство управления содержит датчик угла крена, датчик угловой скорости по крену, датчик угла курса, датчик угловой скорости по курсу, первый и второй суммирующие усилители, задатчик сигнала управления по курсу, первый и второй блоки вычитания, инвертирующий усилитель, первый и второй нелинейные элементы с ограничением. 1 ил.

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992

Формула изобретения

Устройство координированного управления летательным аппаратом, содержащее инвертирующий усилитель, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, последовательно соединенные первый нелинейный элемент с ограничением, второй блок вычитания, выход которого соединен с первым суммирующим усилителем, а второй вход с выходом датчика угла крена, датчик угла курса, выход которого соединен со вторым входом первого блока вычитания, отличающееся тем, что оно содержит второй нелинейный элемент с ограничением, вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя, а выход является выходом устройства, при этом выход второго суммирующего усилителя соединен через инвертирующий усилитель со входом первого нелинейного элемента с ограничением.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к устройствам управления для бортовых систем автоматического управления летательными аппаратами с реализацией режимов координированных разворотов.

Известны устройства управления для систем, в которых каналы управления креном и курсом содержат элементы вычитания и суммирующие усилители, формирующие по задающим воздействиям и сигналам датчиков состояния управляющие воздействия на исполнительные приводы летательного аппарата [1].

Недостатком такой реализации является ограниченность возможностей управления и невысокая динамическая точность.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является устройство координированного управления летательным аппаратом, содержащее инвертирующий усилитель, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, последовательно соединенные первый нелинейный элемент с ограничением, второй блок вычитания, выход которого соединен с первым суммирующим усилителем, а второй вход с выходом датчика угла крена, датчик угла курса, выход которого соединен со вторым входом первого блока вычитания [2].

Недостатком известного устройства являются ограниченные функциональные возможности и невысокая динамическая точность управления.

Решаемой в предложенной системе управления технической задачей является расширение функциональных возможностей и повышение динамической точности управления. Предложенным построением устройства управления достигается функциональная возможность достижения максимальной интенсивности управления и увеличение динамической точности.

Указанный технический результат достигается тем, что в известное устройство координированного управления летательным аппаратом, содержащее инвертирующий усилитель, последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену и первый суммирующий усилитель, последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу, первый блок вычитания и второй суммирующий усилитель, второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу, последовательно соединенные первый нелинейный элемент с ограничением, второй блок вычитания, выход которого соединен с первым суммирующим усилителем, а второй вход с выходом датчика угла крена, датчик угла курса, выход которого соединен со вторым входом первого блока вычитания, дополнительно введен второй нелинейный элемент с ограничением, вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя, а выход является выходом устройства, при этом выход второго суммирующего усилителя соединен через инвертирующий усилитель со входом первого нелинейного элемента с ограничением.

Действительно, при этом обеспечивается максимальная отработка угла курса посредством маневров по крену, т.е. расширение зоны разворотов с большими углами крена.

На чертеже представлена структурная схема устройства координированного управления.

Устройство координированного управления летательным аппаратом содержит инвертирующий усилитель 1 (ИУ), последовательно соединенные датчик угловой скорости по крену 2 (ДУСКр) и первый суммирующий усилитель 3 (1 СУ), последовательно соединенные задатчик сигнала управления по курсу 4 (ЗСУКур), первый блок вычитания 5 (1БВ) и второй суммирующий усилитель 6 (2СУ), второй вход которого соединен с выходом датчика угловой скорости по курсу 7 (ДУСКур), последовательно соединенные первый нелинейный элемент с ограничением 8 (1НЭСО), второй блок вычитания 9 (2БВ), выход которого соединен с первым суммирующим усилителем 3, а второй вход с выходом датчика угла крена 10 (ДУКр), датчик угла курса 11 (ДУКур), выход которого соединен со вторым входом первого блока вычитания 5. Кроме того, устройство содержит второй нелинейный элемент с ограничением 12 (2НЭСО), вход которого соединен с выходом первого суммирующего усилителя 3, а выход является выходом устройства, при этом выход второго суммирующего усилителя 6 соединен через инвертирующий усилитель 1 со входом первого нелинейного элемента с ограничением 8.

Устройство координированного управления работает следующим образом.

Основные сигналы управления в каналах курса устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 и крена устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 формируются, соответственно, блоками 4, 5, 6, 7, 11 канала курса и 1, 2, 3, 9 канала крена:

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992

где К1устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 , K2устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 - передаточные коэффициенты второго суммирующего усилителя 6;

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 - сигнал рассогласования по курсу на выходе первого блока вычитания 5;

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 - сигнал датчика угла курса 11;

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 зад - задающий сигнал по курсу на выходе задатчика сигнала управления по курсу 4;

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 у - сигнал датчика угловой скорости по курсу 7;

К1устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 , К2устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 - передаточные коэффициенты первого суммирующего усилителя 3;

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 - сигнал рассогласования по крену на выходе второго блока вычитания 9;

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 - сигнал датчика угла крена 10;

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 упр - управляющий сигнал по крену на выходе нелинейного элемента с ограничением 8;

устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 х - сигнал датчика угловой скорости по крену 2.

Сигнал устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 упр. формируется специальным каналом координированного управления, подключенным входом по сигналу устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 - к выходу второго суммирующего усилителя 6, а выходом ко входу второго блока вычитания 9. Канал содержит последовательно соединенные блоки 1 и 8. Формирование сигнала устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 упр. по сигналу курса устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 позволяет в целом достичь требуемых демпфирующих свойств процессов движения по крену.

Устройство координированного управления работает в режиме стабилизации и управления значений устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 зад через канал крена. А именно. При отработке больших сигналов устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 зад канал курса формирует устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 , а канал крена - в режиме координированного управления с отработкой сигнала устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 упрустройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 0 и с инвертированием и ограничением сигнала устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 .

Инвертирующий усилитель 1 этого канала устройства позволяет реализовать сам принцип координированного управления благодаря инвертизации входного сигнала и выбрать оптимальное значение степени усиления. Первый нелинейный элемент с ограничением 8 обеспечивает требуемое ограничение сигнала устройство координированного управления летательным аппаратом, патент № 2367992 упр для канала крена в соответствии с техническими ограничениями на летательный аппарат по углу крена. Второй нелинейный элемент с ограничением 12 обеспечивает выполнение ограничения координированного сигнала управления для подачи на рулевой привод летательного аппарата.

Все блоки устройства управления являются стандартными и могут быть реализованы на элементах автоматики и вычислительной техники.

Таким образом, предложенное устройство управления позволяет расширить функциональные возможности системы и повысить динамическую точность управления.

Источники информации

1. И.А.Михалев и др. Системы автоматического управления самолетом. - М.: Машиностроение, 1987 г., с.174.

2. Патент РФ № 2237269 от 03.04.2003 г., G05D 1/08.

Класс G05D1/00 Управление или регулирование величин, определяющих местоположение, курс, высоту или положение в пространстве наземных, водных, воздушных или космических транспортных средств, например с помощью автопилотов

датчик препятствия /варианты/ -  патент 2527196 (27.08.2014)
устройство и способ автоматического управления движением судна по расписанию -  патент 2525606 (20.08.2014)
способ помощи в навигации для определения траектории летательного аппарата -  патент 2523183 (20.07.2014)
адаптивная система для регулирования и стабилизации физических величин -  патент 2522899 (20.07.2014)
маневр боевого самолета канцера -  патент 2521189 (27.06.2014)
комплексная система управления траекторией летательного аппарата при заходе на посадку -  патент 2520872 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
автоматическая инструментальная система передачи метеорологических характеристик аэродрома и ввода их в пилотажно-навигационный комплекс управления полетом самолета -  патент 2519622 (20.06.2014)
среднемагистральный пассажирский самолет с системой управления общесамолетным оборудованием -  патент 2519465 (10.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
Наверх