способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем спутниковых радионавигационных систем

Классы МПК:G01S5/00 Определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных направлений; определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных расстояний
G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Иркутское высшее военное авиационное инженерное училище (военный институт)" Министерства обороны Российской Федерации (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-09-24
публикация патента:

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для повышения непрерывности обслуживания пользователей широкозонных дифференциальных подсистем (ШДПС) спутниковых радионавигационных систем (СРНС) GPS (Global Positioning System) и ГЛОНАСС (Глобальная навигационная система) в условиях воздействия внезапных неблагоприятных факторов, таких как геомагнитные возмущения, мощные кратковременные радиошумы, локальные шумы многолучевости. В предлагаемом способе предупреждения о возможном нарушении целостности ШДПС формируются на основании анализа текущего регионального распределения реальных значений геометрического фактора. Достигаемым техническим результатом изобретения является повышение достоверности предупреждений о нарушении целостности системы, поскольку анализируется реальная картина текущей геометрии навигационного созвездия, отражающая воздействие внезапных неблагоприятных факторов, а также обеспечение непрерывности обслуживания пользователей СРНС за счет выдачи своевременного и достоверного предупреждения о нарушении целостности ШДПС.

Формула изобретения

Способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем спутниковых радионавигационных систем (ШДПС) при обслуживании пользователей, отличающийся тем, что возможность предупреждения о нарушении целостности ШДПС и соответственно о снижении точности определения пространственного местоположения пользователя ниже допустимого уровня обеспечивается в аппаратуре пользователя на основании оперативного анализа текущего регионального распределения реальных значений пространственного геометрического фактора, получаемых посредством двумерной сплайн-интерполяции ожидаемых погрешностей определения пространственного местоположения пользователя, вычисляемых на сети опорных станций ШДПС с учетом реально наблюдаемого навигационного созвездия спутников, и заключается в проверке условия PDOPi·способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 R,iспособ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 sf,max, способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 R,i - эквивалентная дальномерная погрешность определения пространственного местоположения, определяемая пользователем по текущим измерениям на сети опорных станций ШДПС в i-й момент времени, способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 sf,max - установленный по категориям требований к точности предельно допустимый уровень погрешности определения пространственного местоположения пользователя, PDOPi - значение пространственного геометрического фактора, вычисленное в аппаратуре пользователя в произвольной точке региона в i-й момент времени по данным прямоугольных геометрических координат i-го навигационного спутника, прямоугольных геоцентрических координат пользователя ШДПС и псевдодальностям опорных станций до i-го навигационного спутника, при этом в случае невыполнения указанного условия в аппаратуре пользователя ШДПС формируется предупреждение о недопустимо низкой точности определения местоположения для перехода пользователя на резервные источники навигационной информации.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к радиотехнике и может быть использовано для повышения непрерывности обслуживания пользователей широкозонных дифференциальных подсистем (ШДПС) спутниковых радионавигационных систем (СРНС) GPS (Global Positioning System) и ГЛОНАСС (Глобальная навигационная система) в условиях воздействия внезапных неблагоприятных факторов, таких как геомагнитные возмущения, мощные кратковременные радиошумы, локальные шумы многолучевости.

Известен способ-прототип, обеспечивающий автономный контроль целостности ШДПС WAAS (Wide Area Augmentation System) американской СРНС GPS и выдачу предупреждений о снижении точности координатных определений ниже допустимого уровня. Сущность способа заключается в оперативном анализе значений геометрического фактора, оценке соответствующих погрешностей определения местоположения пользователя и выдаче пользователю предупреждений об опасном снижении точности определения координат. Известно, что погрешность измерения радионавигационных параметров (псевдодальностей до видимых навигационных спутников) связана с погрешностью определения местоположения следующей общей зависимостью:

способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231

где способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 - пространственная погрешность определения местоположения; способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 R - эквивалентная дальномерная погрешность.

Пространственный геометрический фактор (PDOP) определяется следующим образом:

способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 ,

способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231

где Xi, Yi, Z i - прямоугольные геоцентрические координаты i-го навигационного спутника (НС);

Xus, Yus, Zus - прямоугольные геоцентрические координаты пользователя СРНС;

Ri - псевдодальность до i-го НС [1].

Геометрический фактор (2) оценивается на каждой опорной станции ШДПС WAAS для идеального случая, т.е. на основании расчетов геометрии наблюдаемого созвездия по эфемеридам навигационных спутников без учета текущей реальной ситуации [1, 2]. Однако известно, что во время сильных геомагнитных возмущений, всплеска радиошумов Солнца и других источников возможна одновременная потеря сопровождения до восьми НС из состава текущего наблюдаемого созвездия [3, 4]. Такие ситуации, правда, достаточно редки [5], но даже изъятие 1-2 НС из наблюдаемого созвездия тоже может привести к существенному возрастанию геометрического фактора и вероятности сбоя в определении координат [1].

Таким образом, в способе-прототипе не учитывается действие неблагоприятных факторов, которые могут привести к внезапному ухудшению геометрии навигационного созвездия и снижению точности координатных определений.

Задачей изобретения является устранение указанного существенного недостатка способа-прототипа с сохранением высокой достоверности, которая присуща такому подходу вообще для контроля целостности ШДПС.

В сравнении со способом-прототипом, где предупреждения о возможном нарушении целостности ШДПС формируются на основании усредненных значений геометрического фактора, рассчитанных по эфемеридам для навигационного созвездия в идеальном случае, в предлагаемом способе такие предупреждения формируются на основании анализа текущего регионального распределения реальных значений геометрического фактора (2).

Для обеспечения пользователя ШДПС оперативной информацией об ожидаемом уровне погрешности в произвольной точке в пределах рабочей зоны ШДПС необходимо располагать непрерывным распределением значений геометрического фактора в пределах данной рабочей зоны. С этой целью предлагается использовать метод двумерной сплайн-интерполяции территориального распределения текущих значений геометрического фактора, заключающийся в следующем [6]. Выражение, описывающее двумерную сплайн-поверхность текущих значений геометрического фактора, проходящую через точки, соответствующие измерениям геометрического фактора на каждой из опорных станций ШДПС, имеет вид

способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231

где N - количество опорных станций ШДПС;

способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 i, способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 i, - геодезические координаты опорных станций ШДПС;

С1, С2, способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 , СN+3 - коэффициенты двумерного сплайна;

S(способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 , способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 ) - вычисленное текущее значение геометрического фактора для потребителя в точке с геодезическими координатами (способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 , способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 ).

Восстановленное с помощью формулы (3) поле текущих значений геометрического фактора предлагается использовать в аппаратуре пользователя ШДПС для оперативного контроля целостности ШДПС и формирования своевременного предупреждения о снижении точности определения местоположения ниже допустимого уровня. Алгоритм контроля целостности ШДПС в аппаратуре пользователя заключается в проверке выполнения условия:

способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231

где способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 sf,max - установленный по категориям требований к точности предельно допустимый уровень погрешности определения пространственного местоположения пользователя;

PDOPi - значение пространственного геометрического фактора, вычисленное в аппаратуре пользователя в произвольной точке региона с помощью формулы (3) в i-й момент времени;

способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 способ контроля целостности широкозонных дифференциальных подсистем   спутниковых радионавигационных систем, патент № 2361231 R,i - эквивалентная дальномерная погрешность, определенная по текущим измерениям на сети опорных станций ШДПС в i-момент времени.

В случае невыполнения условия (4) в аппаратуре пользователя ШДПС формируется предупреждение о недопустимо низкой точности определения местоположения. При этом пользователь имеет возможность перейти на резервные источники навигационной информации (в случае использования бортового навигационного комплекса).

Использование предлагаемого способа позволяет повысить достоверность предупреждений о нарушении целостности системы, поскольку анализируется реальная картина текущей геометрии навигационного созвездия, отражающая воздействие внезапных неблагоприятных факторов, а также повысить непрерывность обслуживания пользователей СРНС за счет выдачи своевременного и достоверного предупреждения о нарушении целостности ШДПС, что позволяет пользователям принять соответствующие меры по поддержанию координатных определений на требуемом уровне точности и непрерывности.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Kaplan E.D. Understanding GPS: Principles and applications. // Artech House. 1996.

[2] FAA/William J. Hughes Technical Center, NSTB/WAAS T&E Team, "Wide-Area Augmentation System Performance Analysis Report": Reports 6-8. fip://ftp.nstb.tc.faa.gov/pub/archive/REPORTS/.

[3] Coster A.J., J.C.Foster, P.J.Erickson, F.J.Rich. Regional GPS Mapping of Storm Enhanced Density During the July 15-16 2000 Geomagnetic Storm.

Proceedings of International Beacon Satellite Symposium, June 4-6, 2001, Boston College, Institute for Scientific Research, Chestnut Hill, MA, USA, 2001.

[4] A.P.Cerruti, P.M.Kintner, D.E.Gary, L.J.Lanzerotti, E.R. de Paula, H.B. Vo. Observed Solar Radio Burst Effects on GPS/WAAS Carrier-to-Noise Ration. // Space Weather. V.4. S10006. doi:10.1029/2006SW000254. 2006. http:gps.ece.cornell.edu.

[5] Skone, S., M. de Jong Limitations in GPS receiver tracking performance under ionospheric scintillation. // Phys. and Chemistry of the Earth. Part A. - 2001. - V.26. - № 6-8. - P.613-621.

[6] Ашкеназы В.О. Сплайн-поверхности. Основы теории и вычислительные алгоритмы. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2003. 82 с.

Класс G01S5/00 Определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных направлений; определение местоположения путем сопоставления в одной системе координат двух и более найденных расстояний

система навигации буксируемого подводного аппарата -  патент 2529207 (27.09.2014)
способ определения пеленгационной панорамы источников радиоизлучения на одной частоте -  патент 2528177 (10.09.2014)
способ формирования пространственного навигационного поля с распределенными источниками навигационных сигналов -  патент 2527923 (10.09.2014)
оценка местоположения пользовательского устройства в беспроводной сети -  патент 2527483 (10.09.2014)
способ определения местоположения источника радиоизлучения -  патент 2526094 (20.08.2014)
способ однопозиционной радиолокации подвижных объектов на дорожной сети -  патент 2524482 (27.07.2014)
интегрированная инерциально-спутниковая система ориентации и навигации для морских объектов -  патент 2523670 (20.07.2014)
способ однопунктного определения местоположения источника коротковолнового излучения -  патент 2523650 (20.07.2014)
устройство автоматизированного формирования эталонной информации для навигационных систем -  патент 2520386 (27.06.2014)
способ передачи и приема радиосигналов -  патент 2519296 (10.06.2014)

Класс G01C21/12 выполняемые на объекте, для которого производятся навигационные измерения; апериодические вычисления 

способ повышения точности бесплатформенной инерциальной системы ориентации на основе трехосных волоконно-оптических гироскопов с одним общим источником излучения -  патент 2502048 (20.12.2013)
бесплатформенная инерциальная курсовертикаль на чувствительных элементах средней точности -  патент 2487318 (10.07.2013)
блок ориентации пилотажно-навигационного комплекса -  патент 2467288 (20.11.2012)
способ определения местоположения наземных подвижных объектов -  патент 2445576 (20.03.2012)
способ определения угловой ориентации космического аппарата по сигналу радионавигационного ориентира -  патент 2367909 (20.09.2009)
гравиметрический способ определения уклонения отвесной линии в океане на подвижном объекте -  патент 2348009 (27.02.2009)
навигационно-топографический внутритрубный инспектирующий снаряд -  патент 2321828 (10.04.2008)
способ выставки осей подвижного объекта -  патент 2320963 (27.03.2008)
способ определения навигационных параметров летательного аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2313067 (20.12.2007)
бесплатформенная система ориентации -  патент 2282199 (20.08.2006)
Наверх