способ формирования зон ориентирования с помощью лазерного створного маяка
Классы МПК: | B63B51/02 с якорными плавучими маяками; с использованием маяков |
Автор(ы): | Савельев Виталий Гаврилович (RU), Колычев Алексей Мстиславович (RU), Повадин Анатолий Павлович (RU), Миронов Алексей Юрьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Савельев Виталий Гаврилович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2008-01-15 публикация патента:
10.05.2009 |
Изобретение относится к судоходству и судовождению, касается сферы речных и морских коммуникаций и предназначено для обеспечения портов, судоходных каналов, водных путей рек, озер и морей надежным навигационным средством, позволяющим в любое время суток и при различных погодных условиях осуществлять проводку судов в сложных навигационных условиях. Способ формирования зон ориентирования с помощью лазерного створного маяка для проводки речных и морских судов по заданной траектории заключается в том, что двумя лазерными маяками генерируют два лазерных луча, развернутых по вертикали, которые синхронно сканируют навстречу друг другу в азимутальной плоскости с заданной частотой. Лучи накладываются при встречном движении и образуют три трехмерные области, заполненные лазерным излучением и служащие для указания точного курса и степени отклонения от него. Зону синхронного свечения лучи пересекают с нарастающей скоростью. Нарастающая скорость перемещения лазерных лучей в зоне синхронного свечения может соответствовать функциональной связи между углом развертки луча и его угловой скоростью, определяемой формулой: / =const. Изобретение позволяет сохранить ширину зоны синхронного свечения лазерных лучей на всем пути следования судна и повысить безопасность наблюдения лазерного излучения, что повышает комфортность при проводке, поскольку яркость свечения пропорциональна как мощности источников, так и времени экспозиции. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Способ формирования зон ориентирования с помощью лазерного створного маяка для проводки речных и морских судов по заданной траектории, заключающийся в том, что два лазерных луча, генерируемые двумя лазерными маяками, развернутые по вертикали, синхронно сканирующие навстречу друг другу в азимутальной плоскости с заданной частотой, накладываются при встречном движении и образуют три трехмерные области, заполненные лазерным излучением и служащие для указания точного курса и степени отклонения от него, отличающийся тем, что зону синхронного свечения лучи пересекают с нарастающей скоростью.
2. Способ формирования зон ориентирования по п.1, отличающийся тем, что нарастающая скорость перемещения лазерных лучей в зоне синхронного свечения соответствует функциональной связи между углом развертки луча и его угловой скоростью , определяемой формулой / =const.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к сфере речных и морских коммуникаций и предназначено для обеспечения портов, судоходных каналов, водных путей рек, озер и морей надежным навигационным средством, позволяющим в любое время суток и при различных погодных условиях осуществлять проводку судов в сложных навигационных условиях.
Заявителю известен аналог заявляемого изобретения как наиболее близкий ему по совокупности существенных признаков, а именно:
"Способ проводки речных и морских судов по заданной траектории", защищенный патентом на изобретение в РФ в 2005 году, который состоит в том, что два лазерных луча, генерируемые двумя лазерными маяками 1, развернутые по вертикали, синхронно сканирующие навстречу друг другу в азимутальной плоскости с заданной частотой и накладывающиеся при встречном движении, образуют три трехмерные области, заполненные лазерным излучением: область синхронного свечения 5, служащую указателем точного курса для движущегося объекта 6, и две области асинхронного свечения 3, позволяющие оценить знак и степень отклонения движущегося объекта от заданной траектории 4 (см. фиг.1 и 2) (RU 2302357 С2, МПК В63В 51/02 (2006.01).
Недостаток этого способа заключается в том, что скорость сканирования лучей в сторону линии ориентирования является постоянной, что приводит к увеличению яркости проблесков в центральной области по мере приближения судна к маяку, создает дискомфорт для судоводителя и приводит к снижению точности проводки судов по мере удаления от маяка.
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является: 1) обеспечение судоводителя возможностью удержания судна на фарватере с заданной точностью на всем протяжении судового хода; 2) обеспечение судоводителя комфортными условиями наблюдения при полной безопасности восприятия лазерного излучения вблизи створного маяка.
Указанная задача достигается тем, что в известном способе при формировании зон ориентирования два лазерных маяка 1 генерируют два лазерных луча, развернутых по вертикали, которые синхронно сканируют навстречу друг другу в азимутальной плоскости с переменной скоростью, а именно: зоны уклонения судна 3 от линии ориентирования 4 лучи пересекают с постоянной скоростью, зону синхронного свечения 5 лучи пересекают с нарастающей скоростью, завершают сканирование лучи с постоянной скоростью (фиг.3). При таком способе сканирования лучей зона синхронного свечения 5 формируется так, что время свечения (время экспозиции) и мощность свечения в данной зоне оказываются меньшими данных параметров в боковых зонах ориентирования, а временной интервал между проблесками лазерных огней вдоль границы зоны сохраняется постоянным.
Техническим результатом изобретения является:
1. Сохранение ширины зоны синхронного свечения лазерных огней на всем пути следования судна, поскольку сохраняется временной интервал между проблесками лазерных огней при одном и том же боковом отклонении от осевой линии створа на всем протяжении судового хода, что повышает точность проводки судна:
t= 0/ 0= / , - const
где и - угол развертки луча и его угловая скорость соответственно в точках А и Б.
2. Повышение безопасности наблюдения лазерного излучения, что повышает комфортность при проводке, поскольку яркость свечения пропорциональна как мощности источников, так и времени экспозиции:
Е=Ф t.
Получение технического результата изобретения возможно только за счет применения специально созданного авторами для решения поставленной задачи и достижения ожидаемого технического результата лазерного створного маяка (ЛСМ), последняя модификация которого обеспечивает нелинейность горизонтального сканирования с одновременной модуляцией мощности излучения.
Класс B63B51/02 с якорными плавучими маяками; с использованием маяков