многорежимный скоростной катер

Классы МПК:B63H21/00 Использование силовых установок или агрегатов на судах
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):ФГУП "Зеленодольское проектно-конструкторское бюро" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-03-01
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и касается создания многорежимного скоростного катера. Многорежимный скоростной катер включает в себя один корпус с надстройкой-рубкой, две боковые плавучести-спонсоны и главную энергетическую установку в составе одного маршевого дизеля и одного форсажного газотурбинного двигателя. С целью повышения комфортности для экипажа катера его помещения расположены в кормовой части корпуса, а форсажный двигатель - перед ними. Газовыхлопной тракт газотурбинного двигателя выведен в пространство между корпусом и спонсонами. Катер может иметь подводные крылья, которые целесообразно жестко закреплять между корпусом катера и его спонсонами. При этом для противодействия крутящему моменту движителя, вызывающему ходовой крен, подводные крылья могут быть установлены с различными углами атаки. Изобретение позволяет улучшить эксплуатационные качества многорежимного скоростного катера. 1 з.п. ф-лы, 3 ил. многорежимный скоростной катер, патент № 2323848

многорежимный скоростной катер, патент № 2323848 многорежимный скоростной катер, патент № 2323848 многорежимный скоростной катер, патент № 2323848

Формула изобретения

1. Многорежимный скоростной катер, включающий один корпус с надстройкой-рубкой, две боковые плавучести-спонсоны и главную энергетическую установку (ГЭУ) в составе одного маршевого дизеля и одного форсажного газотурбинного двигателя, отличающийся тем, что, с целью повышения комфортности для экипажа, его помещения расположены в кормовой части корпуса, а форсажный двигатель - перед ними, при этом его газовыхлопной тракт выведен в пространство между корпусом и спонсонами.

2. Многорежимный скоростной катер по п.1, отличающийся тем, что, с целью противодействия крутящему моменту движителя, вызывающему ходовой крен катера, он включает подводные крылья, которые жестко закреплены между корпусом и спонсонами и установлены с различными углами атаки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, конкретнее - к скоростным катерам служебного или коммерческого назначения, которые используются на различных режимах (скоростях) движения - многорежимные катера.

Известно большое количество различных многорежимных скоростных катеров водоизмещением до 50 т со скоростями полного хода 30-40 узлов. В отдельных случаях скорость достигает 50 узлов. Главная энергетическая установка (ГЭУ) некоторых из этих катеров включает один маршевый дизель и один газотурбинный двигатель (ГТД).

Движение этих катеров на малой (экономической) скорости обеспечивается при работе маршевого дизеля, на полном ходу - при работе форсажного ГТД.

Недостатком существующих катеров является принцип компоновки их общего расположения, согласно которому ГЭУ располагается в кормовой части корпуса с целью уменьшения длины валопроводов, а помещения экипажа располагаются соответственно в носовой части корпуса, которая при движении катера на волнении подвергается большим вертикальным перегрузкам. Поэтому такие катера в морских условиях имеют пониженный уровень комфортности.

Катер по настоящему изобретению включает корпус, надстройку-рубку и две боковые плавучести-спонсоны, обеспечивающие повышенную мореходность катера.

На катере предусматривается ГЭУ в составе одного форсажного ГТД и одного маршевого дизеля малой мощности.

Для повышения комфортности условий обитаемости экипажа на катере по настоящему изобретению реализован противоположный обычному принцип компоновки общего расположения: в кормовой части катера располагаются помещения экипажа, а наиболее мощная часть ГЭУ - форсажный двигатель - перед ними в носовой части корпуса.

Для исключения задымливания кормовой части катера выхлопными газами ГТД его газовыхлопной тракт выведен в пространство между корпусом и спонсонами.

Между корпусом и каждым спонсоном располагаются жестко закрепленные подводные крылья, которые предназначены в основном для демпфирования катера путем уменьшения вертикальных перегрузок при глиссировании на волнении.

Так как на полном ходу катера работает один форсажный движитель, катер может получить ходовой крен под действием реактивного крутящего момента движителя. Для компенсации действия этого момента и предотвращения ходового крена неповоротные подводные крылья устанавливаются с различными углами атаки.

Принципиальная конструкция катера по настоящему изобретению показана на чертежах, где:

- фиг.1 - вид сбоку;

- фиг.2 - вид сверху со снятой палубой;

- фиг.3 - поперечный разрез по А-А на фиг.1

На чертежах обозначены позиции:

1 - корпус;

2 - надстройка-рубка;

3 - спонсоны;

4 - газотурбинный двигатель (ГТД);

5 - дизель малого хода;

6 - гаховыхлопной тракт ГТД;

7 - подводные крылья.

Оба двигателя ГЭУ могут работать каждый на свой движитель или на один общий движитель, раздельно или совместно. Различные варианты конструкции движительного комплекса и включения в работу двигателей не оказывают влияние на сущность настоящего изобретения.

По многорежимному скоростному катеру по настоящему изобретению выполнен аванпроект и проведены модельные испытания. Результаты испытаний, выполненные конструкторские и технологические разработки показали возможность осуществления настоящего изобретения с получением прогнозируемых технических и технико-экономических результатов.

Класс B63H21/00 Использование силовых установок или агрегатов на судах

судовая электроэнергетическая установка -  патент 2529090 (27.09.2014)
моторное судно -  патент 2528245 (10.09.2014)
система валогенератора -  патент 2528180 (10.09.2014)
судовая система электродвижения с двухвинтовым двигательно-движительным модулем с двигателями кольцевой конструкции -  патент 2522733 (20.07.2014)
судовая электроэнергетическая установка -  патент 2521115 (27.06.2014)
способ управления судовой единой электроэнергетической системой -  патент 2520822 (27.06.2014)
установка для испытания двигательно-движительного комплекса судна -  патент 2520705 (27.06.2014)
способ функционирования судового приводного двигателя, питаемого инвертором с широтно-импульсной модуляцией, а также система судового привода -  патент 2514383 (27.04.2014)
судовая электроэнергетическая установка -  патент 2503580 (10.01.2014)
атомный ледокол -  патент 2487815 (20.07.2013)
Наверх