способ снижения поляризации электродов свинцового аккумулятора при стохастических режимах подзаряда в системе импульсного электропривода с рекуперацией
Классы МПК: | H01M10/44 способы зарядки или разрядки H01M10/06 кислотные свинцовые аккумуляторы |
Автор(ы): | Курнаков Валерий Александрович (RU), Крутиков Евгений Валерьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт)" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-05-04 публикация патента:
27.12.2007 |
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электротехническим методам воздействия на состояние активной массы электродов свинцового аккумулятора. Техническим результатом является увеличение эффективности преобразования энергии рекуперативного торможения транспортного средства в энергию полезных электрохимических превращений в активной массе электродов аккумулятора. Согласно изобретению способ предусматривает при условии неравенства единице коэффициента заполнения создание импульса обратного тока, длительность которого не зависит от длительности импульса зарядного тока и энергия которого затем возвращается вновь на клеммы аккумулятора в виде дополнительного зарядного импульса в паузах между импульсами зарядного тока. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ снижения поляризации электродов свинцового аккумулятора при стохастических режимах подзаряда в системе тягового электропривода с рекуперацией энергии, предусматривающий создание импульса обратного тока изменяющейся ширины в паузах между импульсами зарядного тока, отличающийся тем, что длительность импульса обратного тока не зависит от длительности импульса зарядного тока, импульс обратного тока размещается между импульсами зарядного тока, а энергия, снятая в импульсе обратного тока, возвращается на клеммы аккумулятора в виде дополнительного зарядного импульса в паузах между импульсами зарядного тока.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что суммарная длительность импульса обратного тока и дополнительного зарядного импульса не превышает минимальной длительности паузы между импульсами зарядного тока и остается постоянной.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к электротехнике, в частности к электротехническим методам воздействия на состояние активной массы электродов электрического аккумулятора, и определено для активной массы электродов свинцового аккумулятора.
Известен способ десульфатации пластин свинцового аккумулятора путем их электрохимической поляризации асимметричным током (см. патент SU №372599, кл. Н01М 10/54, Н01М 10/06), предусматривающий соотношение между величинами прямого и обратного токов как 10:1 и соотношение длительностей соответствующих импульсов как 1:2. Время прохождения тока в прямом направлении и его сила равны 150 с и 7,2 А соответственно. Такое методологическое решение можно считать близким к предлагаемому в силу связности между величиной поляризации электродов аккумулятора и состоянием активной массы этих электродов. Описанный способ десульфатации соответствует режиму снижения поляризации электродов путем использования асимметричного зарядного тока, когда слабее выражен процесс электролиза с образованием газообразных водорода и кислорода.
Недостатком указанного способа является ограничение сферы применимости большой длительностью импульсов тока. Период тока, применяемого в импульсных системах электропривода, составляет миллисекунды, в этих условиях рассмотренных способ не может быть использован.
Наиболее близким методологическим решением к предлагаемому является способ заряда свинцового аккумулятора (см. патент RU №2000100072). Согласно изобретению заряд аккумулятора производят через преобразователь от сети переменного тока, по способу, основанному на чередовании импульсов зарядного и разрядного тока, частоту следования импульсов зарядного тока выбирают имеющую одно из значений f/n, где f - частота сети переменного тока, n - коэффициент деления (n=1, 2, 3,...) и длительность этих импульсов меньше или равно четверти периода колебаний в сети переменного тока, при этом величину тока в разрядном импульсе выбирают в пределах Iраз=0,1...0,4 I0, где I 0-эффектавный постоянный ток заряда.
Недостатком указанного способа является ограничение длительности зарядного импульса и при указанных частотах, соответственно, низкий коэффициент заполнения импульсной последовательности. В режиме подзаряда на транспортном средстве, оборудованном тяговым электроприводом с рекуперацией энергии, величина зарядного тока является случайной и коэффициент заполнения импульсной последовательности зарядного тока может приближаться к единице, что не соответствует условиям работоспособности рассмотренного выше изобретения.
Цель изобретения - увеличение эффективности преобразования энергии рекуперативного торможения на транспортном средстве в энергию полезных электрохимических превращений в активной массе электродов аккумулятора.
Указанная цель достигается тем, что в паузах между импульсами зарядного тока рекуперации независимо от величины тока и длительности импульсов создается импульс обратного тока, энергия которого в этом же промежутке времени возвращается обратно на клеммы аккумулятора в дополнительном импульсе зарядного тока. Суммарная длительность обратного и дополнительного зарядного импульсов тока не превышает минимальной длительности паузы между импульсами зарядного тока и остается постоянной.
Создание импульса обратного тока 1 происходит в паузах между импульсами зарядного тока 2. Энергия, снимаемая в импульсе обратного тока 1, в паузах между импульсами зарядного тока 2 возвращается на аккумулятор в виде дополнительного импульса зарядного тока 3.
Такое построение импульсной последовательности позволяет более эффективно преобразовывать энергию рекуперативного торможения в химическую энергию вещества активной массы электродов.
Построение импульсной последовательности поясняется чертежом.
В зависимости от величины механической мощности торможения транспортного средства, при широтно-импульсном методе регулирования тока электропривода, изменяется ширина импульса зарядного тока. При условии, что коэффициент заполнения для импульса зарядного тока никогда не равен единице, существует пауза между импульсами зарядного тока, в течение которой создается импульс обратного тока. Энергия этого импульса задерживается в накопителе энергии небольшой мощности и затем возвращается на клеммы аккумулятора в виде дополнительного по отношению к основному импульса зарядного тока.
Использование предлагаемого способа дает возможность более эффективно использовать энергию рекуперативного торможения транспортного средства, когда значение зарядного тока является случайной величиной.
Класс H01M10/44 способы зарядки или разрядки
Класс H01M10/06 кислотные свинцовые аккумуляторы