насос центробежный (варианты)

Классы МПК:F04D1/06 многоступенчатые насосы
F04D29/047 гидростатические; гидродинамические
F04D29/06 смазка
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Пролетарский завод" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-05-30
публикация патента:

Изобретения относятся к насосостроению, в частности к конструкциям центробежных насосов с подшипниками скольжения, работающих на перекачиваемой жидкости. Насос содержит корпус, крышку, рабочие колеса (РК), установленные на валу. За РК последней ступени расположен подшипник скольжения. Насос снабжен кольцом с буртом. Кольцо прикреплено к ведущему диску РК, установлено на ступице РК и образует буртом кольца с корпусом насоса верхнее радиальное щелевое уплотнение (ЩУ). Ступица своим торцом упирается в расположенную на валу рубашку, которая с втулкой (В), установленной в корпусе, образует радиальный подшипник скольжения. Ступица с В составляют нижнее радиальное ЩУ. Камера, образованная между В, кольцом и ЩУ, соединена с входом РК аксиальными отверстиями, проходящими через ведущий диск и кольцо. Кольцо с буртом имеет радиальные каналы. Находящаяся в ступице со стороны вала кольцевая расточка соединена первой группой отверстий с радиальными каналами, а второй группой отверстий - с нижним ЩУ. Первая и вторая группы отверстий расположены в ступице РК последней ступени. На части нижнего ЩУ со стороны камеры на ступице РК последней ступени и на В выполнены винтовые нарезки, направляющие жидкость в сторону камеры. Изобретение направлено на повышение надежности и ресурса работы насоса, а также сокращение времени и стоимости его технического обслуживания. 2 н.п. ф-лы, 4 ил. насос центробежный (варианты), патент № 2307263

насос центробежный (варианты), патент № 2307263 насос центробежный (варианты), патент № 2307263 насос центробежный (варианты), патент № 2307263 насос центробежный (варианты), патент № 2307263

Формула изобретения

1. Центробежный многоступенчатый насос, содержащий корпус, крышку, рабочие колеса, установленные на валу, причем за рабочим колесом последней ступени расположен подшипник скольжения, соприкасающийся с перекачиваемой жидкостью, отличающийся тем, что насос снабжен кольцом с буртом, прикрепленным к ведущему диску рабочего колеса последней ступени, установленным на ступице упомянутого колеса и образующим при этом своим буртом с корпусом верхнее радиальное щелевое уплотнение, насос снабжен рубашкой, расположенной на валу за ступицей рабочего колеса последней ступени и образующей с втулкой, установленной в корпусе, радиальный подшипник скольжения, а между ступицей упомянутого колеса и втулкой образовано нижнее радиальное щелевое уплотнение, при этом камера, образованная между втулкой, кольцом с буртом, верхним и нижним радиальными щелевыми уплотнениями, соединена с входом колеса аксиальными отверстиями, проходящими через ведущий диск этого колеса и кольцо с буртом, имеющее радиальные каналы, при этом находящаяся в ступице кольцевая расточка, расположенная со стороны вала, соединена первой группой отверстий с радиальными каналами, а второй группой отверстий - с нижним радиальным щелевым уплотнением, причем первая и вторая группы отверстий расположены в ступице рабочего колеса последней ступени, а на части нижнего радиального щелевого уплотнения со стороны камеры на ступице рабочего колеса последней ступени и на втулке выполнены винтовые нарезки, направляющие жидкость в сторону камеры.

2. Центробежный многоступенчатый насос, содержащий корпус, крышку, рабочие колеса, установленные на валу, причем за рабочим колесом последней ступени расположен подшипник скольжения, соприкасающийся с перекачиваемой жидкостью, отличающийся тем, что насос снабжен кольцом с буртом, прикрепленным к ведущему диску рабочего колеса последней ступени, установленным на ступице упомянутого колеса и образующим при этом своим буртом с крышкой верхнее радиальное щелевое уплотнение, причем насос снабжен разгрузочным диском, расположенным на валу за ступицей рабочего колеса последней ступени и образующим с неподвижным кольцом, установленным на крышке, торцовый подшипник скольжения, а между ступицей упомянутого колеса и неподвижным кольцом образовано нижнее радиальное щелевое уплотнение, при этом камера, образованная между неподвижным кольцом, кольцом с буртом, верхним и нижним радиальными щелевыми уплотнениями, соединена с входом колеса аксиальными отверстиями, проходящими через ведущий диск этого колеса и кольцо с буртом, имеющее радиальные каналы, при этом находящаяся в ступице кольцевая расточка, расположенная со стороны вала, соединена первой группой отверстий с радиальными каналами, а второй группой отверстий - с нижним радиальным щелевым уплотнением, причем первая и вторая группы отверстий расположены в ступице рабочего колеса последней ступени, а на части нижнего радиального щелевого уплотнения со стороны камеры на ступице рабочего колеса последней ступени и на неподвижном кольце выполнены винтовые нарезки, направляющие жидкость в сторону камеры.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к насосостроению, в частности к конструкциям центробежных насосов с подшипниками скольжения, работающих на перекачиваемой жидкости.

Известен центробежный насос (А.А.Ломакин «Центробежные и осевые насосы» Издательство «Машиностроение», Москва, 1966 г. Ленинград, с.209-212, рис.123 и с.332, 333, рис.215), содержащий корпус, крышку с неподвижным кольцом, рабочие колеса, установленные на валу. За рабочим колесом последней ступени на валу установлен разгрузочный диск, образующий торцовый зазор с неподвижным кольцом. При работе насоса через торцовый зазор протекает часть перекачиваемой жидкости, давление которой дросселируется, в результате чего создается перепад давления на разгрузочном диске и возникает осевая сила, уравновешивающая осевую силу, действующую на ротор от рабочих колес. Уравновешивание осевой силы происходит автоматически на всех режимах работы насоса за счет изменения величины торцового зазора. Таким образом, разгрузочный диск с неподвижным кольцом образуют торцовый подшипник скольжения, зазор в котором составляет 0,08÷0,15 мм, что в несколько раз меньше радиальных зазоров в уплотнениях между роторными и статорными деталями насоса, соприкасающимися с перекачиваемой жидкостью.

К причине, препятствующей достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится возможное наличие в перекачиваемой жидкости инородных частиц, попадание которых в зазор подшипника скольжения может привести к надирам на торцовых поверхностях разгрузочного диска и неподвижного кольца и, в дальнейшем, заклиниванию в зазоре, поломке или снижению ресурса указанных деталей.

Известен центробежный насос (авторское свидетельство СССР №1758289, МПК 7 F04D 13/06, 29/04 от 18.08.1992 г., СКТБ ГЕРМЕТИЧНЫХ И СКВАЖНЫХ НАСОСОВ НПО «МОЛДАВГИДРОМАШ»), содержащий корпус и рабочие колеса, установленные на валу. За рабочим колесом последней ступени на валу установлен вкладыш, который с втулкой, закрепленной в статоре, образуют радиальный подшипник скольжения, соприкасающийся с перекачиваемой жидкостью. Зазор в подшипнике скольжения в результате конструктивного исполнения, а также за счет прогиба ротора, является минимальным по отношению ко всем остальным радиальным зазорам в уплотнениях между роторными и статорными деталями насоса, соприкасающимися с перекачиваемой жидкостью.

К причине, препятствующей достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, относится возможное наличие в перекачиваемой жидкости инородных частиц, попадание которых в зазор радиального подшипника скольжения может привести к надирам на радиальных поверхностях вкладыша и втулки и, в дальнейшем, заклиниванию в зазоре, поломке или снижению ресурса указанных деталей.

Наиболее близким к заявленному изобретению, устройством того же назначения по совокупности признаков, является центробежный насос (патент РФ №2246042, МПК (7) F04D 29/04, F04D 1/06, опубл. 10.02.2005 г. «Насос центробежный»), содержащий корпус, крышку, рабочие колеса, установленные на валу. За рабочим колесом последней ступени расположен подшипник скольжения, соприкасающийся с перекачиваемой жидкостью. Подшипник скольжения состоит из двух колец, установленных на валу за ступицей рабочего колеса последней ступени и выполненных из твердых износостойких материалов, имеющих низкий коэффициент трения.

К причинам, препятствующим достижению указанного ниже технического результата при использовании известного устройства, принятого за прототип, относятся:

- возможное наличие в перекачиваемой жидкости инородных частиц, попадание которых в зазор подшипника скольжения (зазор является минимальным по отношению ко всем остальным радиальным зазорам в уплотнениях между роторными и статорными деталями насоса, соприкасающимися с перекачиваемой жидкостью) может привести к надирам на радиальных поверхностях колец и, в дальнейшем, заклиниванию в зазоре, поломке или снижению ресурса указанных деталей;

- попадание инородных частиц в зазор подшипника скольжения, ухудшающее гидродинамику ротора насоса, ведущее к задеванию в уплотнениях проточной части насоса, повышению уровня вибрации насоса и вероятности возникновения отказа;

- попадание инородных частиц в зазор подшипника скольжения, имеющего детали из твердого износостойкого материала, способствующее образованию трещин на радиальных поверхностях колец и выходу из строя подшипника;

- необходимость выполнения деталей подшипника скольжения из твердого, износостойкого материала, требующая тщательного подбора подшипниковой пары, больших материальных и финансовых затрат.

Задачами, на решение которых направлено заявляемое изобретение, являются:

- повышение надежности насоса за счет исключения надиров и заклинивания в зазоре подшипника скольжения, соприкасающегося с перекачиваемой жидкостью;

- повышение ресурса деталей подшипника скольжения путем предотвращения износа радиальных и торцовых поверхностей в подшипниковой паре;

- предотвращение увеличения виброактивности ротора и насоса в целом в результате возможных задеваний и надиров на радиальных и торцовых поверхностях в подшипниковой паре.

Технический результат, который получен при осуществлении изобретения, заключается в обеспечении работы подшипника скольжения на перекачиваемой жидкости, очищенной от инородных частиц, повышении надежности насоса и ресурса деталей подшипника, а также в предотвращении увеличения виброактивности ротора и насоса в целом.

Первый вариант изобретения:

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном центробежном насосе, содержащем корпус, крышку, рабочие колеса, установленные на валу, за рабочим колесом последней ступени расположен подшипник скольжения, соприкасающийся с перекачиваемой жидкостью; насос снабжен кольцом с буртом, прикрепленным к ведущему диску рабочего колеса последней ступени, установленным на ступице упомянутого колеса и образующим при этом своим буртом с корпусом насоса верхнее радиальное щелевое уплотнение. Насос имеет рубашку, расположенную на валу за ступицей рабочего колеса последней ступени и образующую с втулкой, установленной в корпусе, радиальный подшипник скольжения, а между ступицей упомянутого колеса и втулкой образовано нижнее радиальное щелевое уплотнение. Камера, образованная между втулкой, кольцом с буртом, верхним и нижним радиальными щелевыми уплотнениями, соединена с входом указанного колеса аксиальными отверстиями, проходящими через ведущий диск этого колеса и кольцо с буртом, имеющее радиальные каналы, при этом находящаяся в ступице рабочего колеса последней ступени кольцевая расточка, расположенная со стороны вала, соединена первой группой отверстий с радиальными каналами, а второй группой отверстий - с нижним радиальным щелевым уплотнением, причем первая и вторая группы отверстий расположены в ступице рабочего колеса последней ступени, а на части нижнего радиального щелевого уплотнения со стороны камеры на ступице рабочего колеса последней ступени и на втулке выполнены винтовые нарезки, направляющие жидкость в сторону камеры.

При исследовании отличительных признаков описываемого устройства не выявлено каких-либо известных аналогичных решений по выполнению кольца с буртом, прикрепленного к ведущему диску рабочего колеса последней ступени, установленного на ступице упомянутого колеса и образующего с корпусом насоса верхнее радиальное щелевое уплотнение, причем насос имеет рубашку, расположенную на валу за ступицей рабочего колеса последней ступени и образующую с втулкой, установленной в корпусе, радиальный подшипник скольжения, а между ступицей упомянутого колеса и втулкой образовано нижнее радиальное щелевое уплотнение. Камера, образованная между втулкой, кольцом с буртом, верхним и нижним радиальными щелевыми уплотнениями, соединена с входом рабочего колеса последней ступени аксиальными отверстиями, проходящими через ведущий диск этого колеса, и кольцо с буртом, имеющее радиальные каналы. Находящаяся в ступице рабочего колеса последней ступени кольцевая расточка, расположенная со стороны вала, соединена первой группой отверстий с указанными радиальными каналами, а второй группой отверстий - с нижним радиальным щелевым уплотнением, причем первая и вторая группы отверстий расположены в ступице указанного колеса. На части нижнего радиального щелевого уплотнения со стороны камеры на ступице рабочего колеса последней ступени и на втулке выполнены винтовые нарезки, направляющие жидкость в сторону камеры.

При работе насоса в перекачиваемой жидкости могут находиться инородные, например металлические, частицы. В результате вращения перекачиваемой жидкости и возникновения центробежного эффекта на периферии кольца с буртом происходит очистка части жидкости, проходящей через радиальные каналы, от указанных частиц. Очищенная жидкость через первую группу отверстий попадает в кольцевую расточку в ступице рабочего колеса последней ступени и далее часть ее через вторую группу отверстий подается в зазор радиального подшипника скольжения, образованного рубашкой и втулкой. Другая часть очищенной жидкости из второй группы отверстий поступает на винтовые нарезки, при этом в результате повышения давления жидкости она попадает в камеру, образованную между втулкой, кольцом с буртом, верхним и нижним радиальными щелевыми уплотнениями. Часть неочищенной перекачиваемой жидкости проходит через верхнее радиальное щелевое уплотнение, давление ее дросселируется, после чего жидкость также попадает в указанную камеру. Из камеры жидкость через аксиальные отверстия в кольце с буртом и ведущем диске рабочего колеса отводится на вход рабочего колеса последней ступени. Тем самым происходит «запирание» неочищенной жидкости и исключение ее попадания в зазор радиального подшипника скольжения.

Совокупность всех существенных признаков изобретения позволяет повысить ресурс деталей подшипника скольжения и надежность насоса в целом, предотвратить повышение виброактивности ротора и насоса в целом за счет подачи очищенной перекачиваемой жидкости в зазор радиального подшипника скольжения и предотвращения попадания в зазор неочищенной жидкости, исключив надиры и заклинивания в зазоре подшипника.

На фиг.1 изображен центробежный насос, продольный разрез, фиг.2 - узел А продольного разреза насоса. На фиг.1 насос содержит корпус 1, крышку 2, рабочие колеса 3, установленные на валу 4. За рабочим колесом последней ступени 5 расположен радиальный подшипник скольжения с зазором 6 (радиальным).

На фиг.2 насос снабжен кольцом 7 с буртом 8. Кольцо 7, установленное на ступице 10 колеса 5, прикреплено к ведущему диску 9 и образует буртом 8 с корпусом насоса 1 верхнее радиальное щелевое уплотнение 11. Насос имеет рубашку 12, установленную на валу 4, которая с втулкой 13, установленной в корпусе 1, образует радиальный подшипник скольжения с радиальным зазором 6, причем ступица 10 с втулкой 13 составляют нижнее радиальное щелевое уплотнение 14. Камера 15, образованная между втулкой 13, кольцом 7, верхним 11 и нижним 14 радиальными щелевыми уплотнениями, соединена с входом 16 колеса 5 аксиальными отверстиями 17, проходящими через ведущий диск 9 и кольцо 7. Кольцо 7 имеет радиальные каналы 18, при этом находящаяся в ступице 10 кольцевая расточка 19 соединена первой группой отверстий 20 с радиальными каналами 18, а второй группой отверстий 21 - с нижним радиальным щелевым уплотнением 14, причем первая и вторая группы отверстий расположены в ступице 10 рабочего колеса 5. На части нижнего щелевого уплотнения 14 со стороны камеры 15 на ступице 10 и на втулке 13 выполнены винтовые нарезки 22 и 23, направляющие жидкость в сторону камеры 15.

Насос работает следующим образом. Перекачиваемая жидкость последовательно проходит через рабочие колеса (этот путь условно показан штриховой линией со стрелками) на выход насоса. В результате имеющегося перепада давления часть перекачиваемой жидкости после рабочего колеса последней ступени 5 через радиальный зазор 6 радиального подшипника скольжения перетекает к рабочему колесу 3. Причем первоначально часть неочищенной перекачиваемой жидкости поступает в радиальные каналы 18 кольца 7 и движется к центру вала 4. При наличии в жидкости инородных, например металлических, частиц в результате вращения жидкости и центробежного эффекта на периферии кольца 7 происходит очистка жидкости, проходящей через радиальные каналы 18. Очищенная жидкость через первую группу отверстий 20 попадает в кольцевую расточку 19 ступицы 10 рабочего колеса 5, затем часть ее через вторую группу отверстий 21 подается в зазор 6 радиального подшипника скольжения и далее по зазору 6 перетекает к рабочему колесу 3, обеспечивая тем самым работу радиального подшипника скольжения на очищенной от инородных включений перекачиваемой жидкости. Другая часть очищенной жидкости из второй группы отверстий 21 поступает на винтовые нарезки 22 и 23, попадает в камеру 15.

Часть неочищенной перекачиваемой жидкости проходит через верхнее радиальное щелевое уплотнение 11, давление ее дросселируется, затем жидкость также попадает в камеру 15. Камера 15 аксиальными отверстиями 17 соединена с входом 16 рабочего колеса 5. Суммарная площадь аксиальных отверстий 17 в несколько раз больше площадей проходных сечений верхнего и нижнего радиальных щелевых уплотнений 11 и 14, поэтому гидравлическое сопротивление жидкости, проходящей из камеры 15 на вход 16 колеса 5 практически равно нулю, а давление в камере 15 практически равно давлению на входе 16 колеса 5, в результате чего жидкость из камеры 15 поступает на вход 16 колеса 5. Таким образом, происходит «запирание» неочищенной жидкости, отвод ее на вход рабочего колеса последней ступени 5 и исключение попадания металлических частиц в зазор 6 радиального подшипника скольжения.

Второй вариант изобретения

Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном центробежном насосе, содержащем корпус, крышку, рабочие колеса, установленные на валу, за рабочим колесом последней ступени расположен подшипник скольжения, соприкасающийся с перекачиваемой жидкостью; насос снабжен кольцом с буртом, прикрепленным к ведущему диску рабочего колеса последней ступени, установленным на ступице упомянутого колеса и образующим при этом своим буртом с крышкой насоса верхнее радиальное щелевое уплотнение, причем насос имеет разгрузочный диск, расположенный на валу за ступицей рабочего колеса последней ступени и образующий с неподвижным кольцом, установленным на крышке, торцовый подшипник скольжения, а между ступицей упомянутого колеса и неподвижным кольцом образовано нижнее радиальное щелевое уплотнение. Камера, образованная между неподвижным кольцом, кольцом с буртом, верхним и нижним радиальными щелевыми уплотнениями, соединена с входом указанного колеса аксиальными отверстиями, проходящими через ведущий диск этого колеса и кольцо с буртом, имеющее радиальные каналы, при этом находящаяся в ступице колеса последней ступени кольцевая расточка, расположенная со стороны вала, соединена первой группой отверстий с радиальными каналами, а второй группой отверстий - с нижним радиальным щелевым уплотнением, причем первая и вторая группы отверстий расположены в ступице рабочего колеса последней ступени, а на части нижнего радиального щелевого уплотнения со стороны камеры на ступице рабочего колеса последней ступени и на втулке выполнены винтовые нарезки, направляющие жидкость в сторону камеры.

При исследовании отличительных признаков описываемого устройства не выявлено каких-либо известных аналогичных решений по выполнению кольца с буртом, прикрепленного к ведущему диску рабочего колеса последней ступени, установленного на ступице упомянутого колеса и образующего с крышкой насоса верхнее радиальное щелевое уплотнение, причем насос имеет разгрузочный диск, расположенный на валу за ступицей рабочего колеса последней ступени и образующий с неподвижным кольцом, установленным на крышке насоса, торцовый подшипник скольжения, а между ступицей упомянутого колеса и неподвижным кольцом образовано нижнее радиальное щелевое уплотнение. Камера, образованная между неподвижным кольцом, кольцом с буртом, верхним и нижним радиальными щелевыми уплотнениями, соединена с входом рабочего колеса последней ступени аксиальными отверстиями, проходящими через ведущий диск этого колеса и кольцо с буртом, имеющее радиальные каналы. Находящаяся в ступице рабочего колеса последней ступени кольцевая расточка, расположенная со стороны вала, соединена первой группой отверстий с указанными радиальными каналами, а второй группой отверстий - с нижним радиальным щелевым уплотнением, причем первая и вторая группа отверстий расположены в ступице упомянутого колеса. На части нижнего радиального щелевого уплотнения со стороны камеры на ступице рабочего колеса последней ступени и на неподвижном кольце выполнены винтовые нарезки, направляющие жидкость в сторону камеры.

При работе насоса в перекачиваемой жидкости могут находиться инородные, например металлические, частицы. В результате вращения перекачиваемой жидкости и возникновения центробежного эффекта на периферии кольца с буртом происходит очистка части жидкости, проходящей через радиальные каналы, от указанных частиц. Очищенная жидкость через первую группу отверстий попадает в кольцевую расточку в ступице рабочего колеса последней ступени и далее часть ее через вторую группу отверстий подается в торцовый зазор торцового подшипника скольжения, образованного разгрузочным диском и неподвижным кольцом. Другая часть очищенной жидкости из второй группы отверстий поступает на винтовые нарезки, при этом в результате повышения давления жидкости она попадает в камеру, образованную между неподвижным кольцом, кольцом с буртом, верхним и нижним радиальными щелевыми уплотнениями. Часть неочищенной перекачиваемой жидкости проходит через верхнее радиальное щелевое уплотнение, давление ее дросселируется, после чего жидкость также попадает в указанную камеру. Из камеры жидкость через аксиальные отверстия в кольце с буртом и ведущем диске рабочего колеса отводится на вход рабочего колеса последней ступени. Тем самым происходит «запирание» неочищенной жидкости и исключение ее попадания в зазор торцового подшипника скольжения. Совокупность всех существенных признаков изобретения позволяет повысить ресурс деталей торцового подшипника скольжения и надежность насоса в целом, предотвратить повышение виброактивности ротора и насоса в целом за счет подачи очищенной перекачиваемой жидкости в зазор торцового подшипника скольжения и предотвращения попадания в зазор неочищенной жидкости, исключив надиры и заклинивания в зазоре подшипника.

На фиг.3 изображен центробежный насос, продольный разрез, на фиг.4 - узел А продольного разреза насоса. На фиг.3 насос содержит корпус 1, крышку 2, рабочие колеса 3, установленные на валу 4. За рабочим колесом последней ступени 5 расположен торцовый подшипник скольжения с зазором 6 (торцовым).

На фиг.4 насос снабжен кольцом 7 с буртом 8. Кольцо 7, установленное на ступице 10 колеса 5, прикреплено к ведущему диску 9 колеса 5 и образует буртом 8 с неподвижным кольцом 24, установленным на крышке 2, верхнее радиальное щелевое уплотнение 11. Насос имеет разгрузочный диск 25, расположенный на валу 4 за ступицей 10, образующий с неподвижным кольцом 24 торцовый подшипник скольжения с торцовым зазором 6, причем ступица 10 и неподвижное кольцо 24 составляют нижнее радиальное щелевое уплотнение 14. Камера 15, образованная между неподвижным кольцом 24, кольцом 7, верхним 11 и нижним 14 радиальными щелевыми уплотнениями, соединена с входом 16 колеса 5 аксиальными отверстиями 17, проходящими через ведущий диск 9 и кольцо 7. Кольцо 7 имеет радиальные каналы 18, при этом находящаяся в ступице 10 кольцевая расточка 19 соединена первой группой отверстий 20 с радиальными каналами 18, а второй группой отверстий 21 - с нижним радиальным щелевым уплотнением 14, причем первая и вторая группы отверстий расположены в ступице 10 рабочего колеса 5. На части нижнего щелевого уплотнения 14 со стороны камеры 15 на ступице 10 и на неподвижном кольце 24 выполнены винтовые нарезки 22 и 23, направляющие жидкость в сторону камеры 15.

Насос работает следующим образом. Перекачиваемая жидкость последовательно проходит через рабочие колеса (этот путь условно показан штриховой линией со стрелками) на выход насоса. В результате имеющегося перепада давления часть перекачиваемой жидкости после рабочего колеса последней ступени 5 через торцовый зазор 6 торцового подшипника скольжения перетекает в разгрузочную камеру 26, соединенную трубопроводом (на фиг.3 не показан) с входом насоса. Причем первоначально часть перекачиваемой жидкости поступает в радиальные каналы 18 кольца 7 и движется к центру вала 4. При наличии в жидкости инородных, например металлических, частиц в результате вращения жидкости и центробежного эффекта на периферии кольца 7 происходит очистка жидкости, проходящей через радиальные каналы 18. Очищенная жидкость через первую группу отверстий 20 попадает в кольцевую расточку 19 ступицы 10 рабочего колеса, и далее часть ее через вторую группу отверстий 21 подается в торцовый зазор 6 торцового подшипника скольжения, и далее по зазору 6 перетекает в разгрузочную камеру 26, обеспечивая тем самым работу торцового подшипника скольжения на очищенной от инородных включений перекачиваемой жидкости. Другая часть очищенной жидкости из второй группы отверстий 21 поступает на винтовые нарезки 22 и 23, попадает в камеру 15. Часть неочищенной перекачиваемой жидкости проходит через верхнее радиальное щелевое уплотнение 11, давление ее дросселируется, затем жидкость также попадает в камеру 15. Камера 15 аксиальными отверстиями 17 соединена с входом 16 рабочего колеса 5. Суммарная площадь аксиальных отверстий 17 в несколько раз больше площадей проходных сечений верхнего и нижнего радиальных щелевых уплотнений 11 и 14, поэтому гидравлическое сопротивление жидкости, проходящей из камеры 15 на вход 16 колеса 5 практически равно нулю, а давление в камере 15 практически равно давлению на входе колеса 5, в результате чего жидкость из камеры 15 поступает на вход 16 колеса 5. Таким образом, происходит «запирание» неочищенной жидкости, отвод ее на вход рабочего колеса последней ступени 5 и исключение попадания металлических частиц в зазор 6 торцового подшипника скольжения.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о выполненной при использовании заявленного изобретения (устройства) следующей совокупности условий:

- средство, воплощающее заявленное изобретение (устройство), при его осуществлении предназначено для использования в промышленности, а именно в насосостроении;

- преимущество изобретения состоит в том, что оно повышает надежность работы насоса, предотвращая заклинивание в радиальном или торцовом подшипнике скольжения за счет исключения попадания инородных частиц, которые могут находиться в перекачиваемой жидкости, в зазор подшипника скольжения;

- устройство повышает также ресурс работы деталей подшипника скольжения, исключая надиры на радиальных или торцовых поверхностях подшипников скольжения за счет обеспечения работы подшипников на очищенной перекачиваемой жидкости.

Кроме того, комплексное решение проблемы надежности увеличивает ресурс насоса и сокращает время и стоимость его технического обслуживания.

Класс F04D1/06 многоступенчатые насосы

центробежно-вихревой двухступенчатый насос -  патент 2521527 (27.06.2014)
направляющий аппарат центробежного многоступенчатого насоса -  патент 2514469 (27.04.2014)
центробежный насос для откачивания текучих сред (варианты) и способ его изготовления (варианты) -  патент 2488024 (20.07.2013)
многоступенчатый лопастной насос для работы на газожидкостной смеси с повышенным газосодержанием (варианты) -  патент 2471089 (27.12.2012)
центробежный насос -  патент 2468254 (27.11.2012)
комбинированный многоступенчатый центробежный насос -  патент 2460903 (10.09.2012)
насос центробежный блочно-модульный -  патент 2459117 (20.08.2012)
ступень центробежного многоступенчатого насоса -  патент 2403450 (10.11.2010)
двухвальная многоступенчатая центробежная машина многофункционального назначения -  патент 2402694 (27.10.2010)
ступень центробежного насоса -  патент 2392497 (20.06.2010)

Класс F04D29/047 гидростатические; гидродинамические

Класс F04D29/06 смазка

Наверх