способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя

Классы МПК:G01M15/00 Испытание машин и двигателей
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Военный автомобильный институт (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-09-27
публикация патента:

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к диагностике двигателей внутреннего сгорания и способам определения технического состояния двигателей, и может быть использовано для определения остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя. Изобретение позволяет повысить точность и достоверность, сократить трудоемкость при определении остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя. В предлагаемом способе техническое состояние поршневой машины определяется по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах. Остаточный ресурс определяют по номограммам, построенным при использовании математической зависимости. 2 ил. способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

Формула изобретения

Способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах, отличающийся тем, что остаточный ресурс определяют по номограммам, построенным при использовании математической зависимости

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

tк - наработка кривошипно-шатунного механизма с начала эксплуатации или ремонта, при котором заменяли детали сопряжения, км;

Un - предельное изменение параметра, мкм;

U(t) - полное значение изменения параметра, мкм;

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 - показатель степени, отражающий характер износа сопряжения или изменения параметра технического состояния, способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 =1,4.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к диагностике двигателей внутреннего сгорания, в частности к способам определения технического состояния двигателей, и может быть использовано для определения остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя.

Известен способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при воздействии на них знакопеременной нагрузки (Авторское свидетельство СССР №302647, G 01 M 17/00, 1982 г.).

Недостатком данного способа является необходимость использования при диагностировании сопряженных деталей устройства для создания знакопеременных нагрузок, что значительно затрудняет оценку их технического состояния, низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в сложности выделения характеристических частот конкретных сопряжений из обычного спектра колебаний.

Наиболее близким по технической сущности является способ оценки технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах (Патент RU №2166743, G 01 M 15/00, 2001 г.).

Недостатком данного способа является низкая точность и достоверность контроля, заключающаяся в отсутствие диагностических частот, на которых необходимо проводить диагностирование поршневой машины и решать вопрос диагностирования только в общем виде без конкретной привязки к марке поршневой машины, большая трудоемкость при определении технического состояния (остаточного ресурса) поршневой машины.

Технический результат направлен на повышение точности и достоверности, сокращение трудоемкости при определении остаточного ресурса подшипников коленчатого вала двигателя.

Технический результат достигается оценкой технического состояния поршневой машины по величине зазоров в сопряжениях деталей кривошипно-шатунного механизма путем определения амплитуды и фазы ударных импульсов, возникающих от соударения сопрягаемых деталей при возбуждении в коленчатом вале неработающего двигателя гармонических изгибных колебаний на собственных частотах, где остаточный ресурс определяют по номограммам, построенным при использовании математической зависимости

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

где tк - наработка кривошипно-шатунного механизма с начала эксплуатации или ремонта, при котором заменяли детали, сопряжения, км;

Uп - предельное изменение параметра, мкм;

U(t) - полное значение изменения параметра, мкм;

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 - показатель степени, отражающий характер износа сопряжения или изменения параметра технического состояния, способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 =1,4.

Тогда для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-шатунная шейка коленчатого вала получим

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

Для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-коренная шейка коленчатого вала получим

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

Отличительными признаками от прототипа является то, что оценка технического состояния подшипников коленчатого вала осуществляется по номограммам, которые строятся с использованием математической зависимости

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

где tк - наработка кривошипно-шатунного механизма с начала эксплуатации или ремонта, при котором заменяли детали, сопряжения, км;

Uп - предельное изменение параметра, мкм;

U(t) - полное значение изменения параметра, мкм;

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 - показатель степени, отражающий характер износа сопряжения или изменения параметра технического состояния, способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 =1,4.

На фиг.1 и 2 представлены номограммы для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-шатунная шейка коленчатого вала и номограмма для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-коренная шейка коленчатого вала.

Использование предлагаемого способа позволяет повысить точность и достоверность определения остаточного ресурса сопряжения, сократить материальные затраты и трудоемкость на проведение контроля.

Например, известно, что полное значение изменения параметра определяют по математической зависимости

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

где Пз - измеренное при диагностировании значение параметра, мкм;

Пн - номинальное значение параметра, мкм.

Предельное изменение параметра определяется по математической зависимости

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

где Пп - предельное значение параметра, мкм.

Тогда остаточный ресурс сопряжения подшипник-шейка коленчатого вала можно определить по математической зависимости

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

где tк - наработка кривошипно-шатунного механизма с начала эксплуатации или ремонта, при котором заменяли детали, сопряжения, км;

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 - показатель степени, отражающий характер износа сопряжения или изменения параметра технического состояния, способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299 =1,4.

Тогда для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-шатунная шейка коленчатого вала получим

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

Для определения остаточного ресурса сопряжения подшипник-коренная шейка коленчатого вала получим

способ определения остаточного ресурса подшипников коленчатого   вала двигателя, патент № 2293299

Однако, математическую зависимость для определения остаточного ресурса в общем виде неудобно использовать в работе диагностов, им пришлось бы проводить много трудоемких вычислений.

Определить остаточный ресурс подшипниковых узлов значительно проще при использовании номограмм, приведенных на фиг.1 и 2. По предлагаемым номограммам, зная степенной коэффициент формулы изменения параметра, можно определить остаточный ресурс подшипниковых узлов коленчатого вала, например, двигателя КамА3-740, при известной наработке от начала эксплуатации до момента диагноза и характера изменения параметра состояния,

Для понимания физического смысла зависимостей, графически изображенных в номограммах, сделаем некоторые пояснения.

Чтобы определить остаточный ресурс подшипниковых узлов при известной наработке от начала эксплуатации, необходимо, по полученной величине амплитуды виброимпульсы при диагностировании тестовым вибрационным методом, используя графики, изображенные на фиг.1 и 2, определить величину зазора в интересующем нас сопряжении, после чего перейти на номограммы для определения остаточного ресурса шатунных и коренных шеек коленчатого вала двигателя. Зная наработку от начала эксплуатации и зазор в сопряжении, определяем остаточный ресурс сопряжения.

Класс G01M15/00 Испытание машин и двигателей

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ определения общего технического состояния смазочной системы двигателя внутреннего сгорания -  патент 2527272 (27.08.2014)
способ и устройство для оценки массы свежего воздуха в камере сгорания, способ оценки полного заполнения, блок записи для этих способов и автомобиль, оборудованный устройством для оценки -  патент 2525862 (20.08.2014)
способ диагностики флаттера лопаток рабочего колеса в составе осевой турбомашины -  патент 2525061 (10.08.2014)
способ испытаний газотурбинного двигателя -  патент 2525057 (10.08.2014)
способ замеров параметров выхлопных газов двс -  патент 2525051 (10.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
способ диагностирования газораспределительного механизма карбюраторного двигателя внутреннего сгорания и устройство для его осуществления -  патент 2523595 (20.07.2014)
универсальная установка для исследования рабочих процессов двс -  патент 2523594 (20.07.2014)
Наверх