механизм включения в проводку управления летательным аппаратом функционального устройства

Классы МПК:B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов
F16H21/00 Передачи, содержащие главным образом только шатуны или рычаги с ползунами или без них
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Таганрогский Авиационный научно-технический комплекс им. Г.М. Бериева (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-30
публикация патента:

Изобретение относится к системам управления летательными аппаратами. Механизм содержит основание 1, установленное на корпусе летательного аппарата, привод включения функционального устройства 4, шарнирно соединенные между собой входную 2 и выходную 3 качалки, снабженные шарнирами для подсоединения тяги 5 командного рычага летчика и тяги 6 функционального устройства. Обе качалки шарнирно соединены с приводом включения функционального устройства, а радиусы плеч от шарнира соединения качалок между собой до шарнира крепления к основанию входной качалки и до шарнира подсоединения тяги функционального устройства к выходной качалке равны. Предлагаемое изобретение позволяет уменьшить массу механизма и повысить его надежность. 2 ил. механизм включения в проводку управления летательным аппаратом   функционального устройства, патент № 2288134

механизм включения в проводку управления летательным аппаратом   функционального устройства, патент № 2288134 механизм включения в проводку управления летательным аппаратом   функционального устройства, патент № 2288134

Формула изобретения

Механизм включения в проводку управления летательным аппаратом функционального устройства, содержащий основание, установленное на корпусе летательного аппарата, привод включения функционального устройства, шарнирно соединенные между собой входную и выходную качалки, снабженные шарнирами для подсоединения соответственно тяги от командного рычага летчика и тяги функционального устройства, отличающийся тем, что обе качалки шарнирно соединены с приводом включения функционального устройства, а также радиусы плеч от шарнира соединения качалок между собой до шарнира крепления к основанию входной качалки и до шарнира подсоединения тяги функционального устройства к выходной качалке равны.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к системам управления летательными аппаратами, в частности к механизмам подключения к проводке управления различных функциональных устройств на различных этапах полета, а также в отказных ситуациях, и может быть использовано в других областях техники.

Известны функциональные устройства, подключаемые к проводке управления, например:

- управление водорулем, подключаемое к проводке управления рулем направления на гидросамолетах и самолетах-амфибиях при движении по водной поверхности;

- дополнительные загрузочные устройства командных рычагов управления (КРУ) при переходе от взлетного к крейсерскому режиму полета;

- аварийная механическая проводка управления, подключаемая при отказах основной системы электродистанционного управления самолетом и т.п.

Особенностью этих механизмов включения является возможность подключения устройств при любом положении командных рычагов управления, при этом функциональные устройства занимают положения, заданные командными рычагами.

Одним из таких механизмов является устройство для включения водоруля гидросамолета по а.с. № 245567 от 02.04.1968 г., кл. В 64 С 13/04, который характеризуется наличием нескольких мелких механизмов и устройств, например кулачковых устройств, пружин растяжения, взаимодействующих с защелками, за счет большого количества которых снижается надежность механизма. Также значительная масса, сложность в изготовлении и необходимость иметь центрирующее устройство отключенной функциональной системы являются недостатком указанного устройства.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является «Механизм включения в проводку управления летательным аппаратом функционального устройства» (а.с. № 760599 от 05.04.1979 г., кл. В 64 С 13/00).

Механизм состоит из основания с установленными на нем входной и выходной шарнирно связанными между собой качалками с шарнирами для подсоединения проводки от летчика к функциональному устройству и привода включения функционального устройства, рычага и поводка.

Недостатком такого механизма является большая масса, обусловленная значительными размерами основания, вследствие удаленности шарниров крепления к нему рычага и качалки, многодетальность, а также большое количество (десять) шарнирных соединений, снижающих надежность механизма.

Задачей предлагаемого изобретения является снижение массы и повышение надежности механизма.

Поставленная задача достигается тем, что в механизме включения в проводку управления летательным аппаратом функционального устройства, содержащем основание, установленное на корпусе летательного аппарата, привод включения функционального устройства, шарнирно соединенные между собой входную и выходную качалки, снабженные шарнирами для подсоединения соответственно тяги от командного рычага летчика и тяги функционального устройства, обе качалки шарнирно соединены с приводом включения функционального устройства, а радиусы плеч от шарнира соединения качалок между собой до шарнира крепления к основанию входной качалки и до шарнира подсоединения тяги функционального устройства к выходной качалке равны.

Сущность предлагаемого изобретения поясняется нижеследующим описанием и прилагаемыми чертежами, где:

- на фиг.1 показана конструкция устройства;

- на фиг.2 - его кинематическая схема.

Предлагаемый механизм содержит основание 1, установленное на корпусе летательного аппарата, входную качалку 2, выходную качалку 3, привод 4 включения функционального устройства, шарнирно соединенный с входной 2 и выходной 3 качалками. Входная качалка 2 шарнирно соединена с тягой 5 командного рычага летчика, а выходная качалка 3 - с тягой 6 функционального устройства.

Радиусы плеч от шарнира соединения качалок 2 и 3 между собой до шарнира крепления к основанию 1 входной качалки 2 и до шарнира крепления с тягой 6 выходной качалки 3 равны.

Система, состоящая из качалок 2, 3 и привода 4, представляет собой одно жесткое тело, шарнирно закрепленное на основании 1.

В отключенном положении функционального устройства фиксированная длина привода 4 включения функционального устройства такова, что шарнир крепления выходной качалки 3 с тягой 6 функционального устройства соосен шарниру крепления входной качалки 2 с основанием 1 (Rвых =0). Поэтому при перемещении летчиком тяги 5 тяга 6 функционального устройства остается неподвижной и зафиксированной в этом положении.

Во включенном положении функционального устройства, когда привод 4 включения функционального устройства изменил (уменьшил) свою длину и повернул выходную качалку 3 до некоторого положения, соответствующего Rвых относительно шарнира основания 1 (на фиг.2 показано пунктиром), то в этом случае при перемещении тяги 5 и входной качалки 2 шарниры крепления выходной качалки 3 с тягой 6 функционального устройства будут иметь перемещение.

При включении механизма проводка функционального устройства занимает положение, заданное командным рычагом летчика в момент включения.

Таким образом, предлагаемый механизм позволяет уменьшить массу за счет уменьшения габаритов основания и исключения рычага и поводка, имеющихся в прототипе, а также имеет на три шарнира меньше, что повышает его надежность.

Класс B64C13/00 Системы управления и передачи для приведения в действие поверхностей управления, предкрылков и закрылков, тормозных щитков или интерцепторов

система управления вертолетом и раздвижная тяга проводки системы управления -  патент 2527574 (10.09.2014)
привод ходового винта -  патент 2524810 (10.08.2014)
электромеханический линейный привод -  патент 2522646 (20.07.2014)
электромеханический привод интерцептора крыла самолета -  патент 2522638 (20.07.2014)
электромеханический привод предкрылка самолета -  патент 2522635 (20.07.2014)
система повышения управляемости для летательного аппарата -  патент 2520850 (27.06.2014)
подшипниковый узел -  патент 2520706 (27.06.2014)
комплекс бортового оборудования вертолета -  патент 2520174 (20.06.2014)
силовой мини-привод петлеобразной формы -  патент 2519612 (20.06.2014)
устройство, которое подвергается воздействию потока текучей среды -  патент 2519602 (20.06.2014)

Класс F16H21/00 Передачи, содержащие главным образом только шатуны или рычаги с ползунами или без них

механизм поселье-липкина с кулисным рычагом -  патент 2527642 (10.09.2014)
бесшатунный кривошипный механизм двигателя -  патент 2525342 (10.08.2014)
оппозитный кривошипно-планетарный поршневой механизм бесшатунного типа (варианты) и система оппозитных кривошипно-планетарных поршневых механизмов бесшатунного типа -  патент 2524154 (27.07.2014)
механизм преобразования возвратно-поступательного перемещения в колебательное движение ведомого звена -  патент 2520703 (27.06.2014)
полноповоротный двухкривошипный плоский механизм с подвижным линейным гидроприводом -  патент 2520623 (27.06.2014)
многозвенная рычажная система -  патент 2517400 (27.05.2014)
механизм с перекатывающимся рычагом -  патент 2514322 (27.04.2014)
пространственный четырехзвенный механизм -  патент 2513776 (20.04.2014)
способ преобразования возвратно-поступательного движения в непрерывное вращательное и механизм для его осуществления -  патент 2505722 (27.01.2014)
преобразователь вращательного движения в возвратно-вращательное -  патент 2500938 (10.12.2013)
Наверх