способ идентификации диссипативных характеристик подшипников

Классы МПК:G01M3/04 путем обнаружения жидких или газообразных веществ в месте утечки 
G01N19/02 определение коэффициента трения 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Малафеев Сергей Иванович (RU),
Копейкин Анатолий Иванович (RU),
Шамберов Владимир Николаевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-03-01
публикация патента:

Изобретение относится к области измерительной и испытательной техники и предназначено для использования при исследованиях подшипников качения, скольжения и подшипниковых узлов в приборостроении, машиностроении и электромашиностроении. Изобретение направлено на повышение точности измерений. Согласно изобретению при осуществлении способа идентификации диссипативных характеристик подшипников одно из колец подшипника нагружают постоянной радиальной силой, а другое приводят в колебательное движение с заданными частотой и амплитудой с помощью электромеханической системы, выполненной на основе синхронного электродвигателя с активным ротором и двумя обмотками на статоре, одна из которых подключена к источнику постоянного тока, а вторая - к источнику переменного тока, измеряют переменный ток во второй обмотке. При этом дополнительно измеряют угловую скорость колебаний ротора и вычисляют эквивалентный диссипативный коэффициент как произведение конструктивного коэффициента электродвигателя на отношение среднего за период колебаний значения произведения тока на скорость к среднему за период колебаний квадрату скорости. 1 ил. способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019

(56) (продолжение):

CLASS="b560m"Сборник статей по материалам научно-технической конференции. - ПЕНЗА: Издательство ПТИ, 2000, с.149-153. RU 2168712 C2 (Орловский государственный технический университет), 20.08.2000. SU 1293576 A1, 28.02.1987. SU 1368688 A1, 23.01.1988. SU 1723482 A2, 30.03.1992. JP 9257652 A, 03.10.1997. JP 2005017128 A, 20.01.2005. EP 0218942 A, 22.04.1987.

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019

Формула изобретения

Способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, при котором одно из колец подшипника нагружают постоянной радиальной силой, а другое приводят в колебательное движение с заданными частотой и амплитудой с помощью электромеханической системы, выполненной на основе синхронного электродвигателя с активным ротором и двумя обмотками на статоре, одна из которых подключена к источнику постоянного тока, а вторая - к источнику переменного тока, и измеряют переменный ток во второй обмотке, отличающийся тем, что дополнительно измеряют угловую скорость колебаний ротора и вычисляют эквивалентный диссипативный коэффициент как произведение конструктивного коэффициента электродвигателя на отношение среднего за период колебаний значения произведения тока на скорость к среднему за период колебаний квадрату скорости.

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к измерительной и испытательной технике и предназначено для использования при исследованиях подшипников качения, скольжения и подшипниковых узлов в приборостроении, машиностроении и электромашиностроении.

Известен способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, при котором нагружают одно из колец подшипника радиальной силой, а другое вращают с постоянной скоростью с помощью привода, и регистрируют момент трения по показаниям электромагнитного тормоза (А.с. №1293576 (СССР). Прибор для определения статического и кинетического трения подшипника / Е.Б.Гозман, Н.Е.Жуков, В.Г.Стрельников. - Опубл. 28.02.87. Бюл. №8, МПК G 01 N 19/02).

Известен способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, при котором нагружают одно из колец подшипника радиальной силой, а другое вращают с постоянной рабочей частотой, изменяют направление действия радиальной силы в направлении вращения кольца вначале с частотой, равной частоте вращения кольца, а затем с частотой, равной нулю, при каждой частоте измеряют среднеквадратическое значение переменной составляющей и среднее значение нормированного интегрального времени электрического контактирования в подшипнике, и оценивают диссипативную характеристику по значениям квадрата отношения среднеквадратического значения переменной составляющей к среднему значению указанного параметра при каждой частоте изменения направления действия радиальной нагрузки (Патент РФ №2168712, МПК G 01 M 13/00, 13/04. Способ контроля качества подшипников качения / К.В.Подмастерьев. - Опубл. 10.06.2001).

При реализации известных способов диссипативные характеристики подшипников: момент силы трения или коэффициент трения оцениваются при вращении одного из колец подшипника с постоянной скоростью. Однако известно, что сила трения при наличии смазки зависит от скорости перемещения, температуры окружающей среды, состояния поверхностей, продолжительности работы, а также других факторов, и имеет случайный характер (Сосновский Л.А., Махутов Н.А., Шуринов В.А. Фрикционно-механическая усталость: Основные закономерности / Заводская лаборатория, 1992, №9. - С.46-63). Поэтому измерение диссипативных характеристик при одной скорости движения не позволяет получить достоверной информации о диссипативных характеристиках подшипников при изменяющихся скоростях, соответствующих реальным условиям работы. Следовательно, известные способы не обеспечивают высокой точности определения диссипативных характеристик подшипников.

Из известных наиболее близким по технической сущности к предлагаемому техническому решению является способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, при котором одно из колец подшипника нагружают постоянной радиальной силой, а другое приводят в колебательное движение с заданными частотой и амплитудой с помощью электромеханической системы, выполненной на основе синхронного электродвигателя с активным ротором и двумя обмотками на статоре, одна из которых подключена к источнику постоянного тока, а вторая - к источнику переменного тока, измеряют ток во второй обмотке, рассчитывают его первую и третью гармоники, амплитуду скорости колебаний, фазовый сдвиг между динамическими переменными, дополнительный момент, обусловленный высшими гармониками, и вычисляют момент силы трения по формуле

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019

где J - момент инерции колеблющейся части;

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 - частота колебаний;

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 m - амплитуда скорости колебаний;

М д - добавочный момент электродвигателя;

I1 , I3 - амплитуды соответственно первой и третьей гармоник тока;

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 m - конструктивный коэффициент, зависящий от обмоточных данных статора и характеристик постоянного магнита ротора;

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 - фазовый сдвиг между динамическими переменными (током и скоростью). (Копейкин А.И., Малафеев С.И. Идентификация характеристик трения в электромеханической системе // Проблемы технического управления в региональной энергетике. Сборник статей по материалам научно-технической конференции. - Пенза, Издательство ПТИ, 2000. - С.149-153).

Известный способ позволяет определить момент силы трения в подшипниках в условиях колебаний, благодаря чему обеспечивается учет сложной нелинейной зависимости момента силы трения от скорости во всем диапазоне изменения скорости движения. Однако известный способ, во-первых, основан на использовании в расчетах только первой и третьей гармоник тока и не учитывает другие высшие гармонические составляющие тока, кроме третьей, во-вторых, предполагает точное измерение первой и третьей гармоник тока и дополнительного момента Мд, погрешности определения которых зависят от множества неконтролируемых факторов, и, в-третьих, обеспечивает высокую точность измерений только при постоянстве способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 m и J, которые в процессе измерений могут изменяться.

Следовательно, недостаток известного способа идентификации диссипативных характеристик подшипников - низкая точность измерений.

Цель предлагаемого изобретения - повышение точности измерений.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе идентификации диссипативных характеристик подшипников, при котором одно из колец подшипника нагружают постоянной радиальной силой, а другое приводят в колебательное движение с заданными частотой и амплитудой с помощью электромеханической системы, выполненной на основе синхронного электродвигателя с активным ротором и двумя обмотками на статоре, одна из которых подключена к источнику постоянного тока, а вторая - к источнику переменного тока, и измеряют ток во второй обмотке, дополнительно измеряют угловую скорость колебаний ротора и вычисляют эквивалентный диссипативный коэффициент как произведение конструктивного коэффициента электродвигателя на отношение среднего за период колебаний значения произведения тока на скорость к среднему за период колебаний квадрату скорости.

По сравнению с наиболее близким аналогичным техническим решением предлагаемое техническое решение имеет следующие новые операции:

- измеряют угловую скорость колебаний ротора;

- вычисляют эквивалентный диссипативный коэффициент как произведение конструктивного коэффициента электродвигателя на отношение среднего за период колебаний значения произведения тока на скорость к среднему за период колебаний квадрату скорости.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «новизна».

При реализации предлагаемого изобретения повышается точность измерения диссипативных характеристик подшипников за счет увеличения точности вычисления эквивалентного диссипативного коэффициента на основе измеренных значений переменного тока во второй обмотке и угловой скорости.

Следовательно, заявляемое техническое решение соответствует требованию «положительный эффект».

По каждому отличительному признаку проведен поиск известных технических решений в области электротехники, автоматики и электропривода.

Операция измерения угловой скорости в устройствах аналогичного назначения не обнаружена.

Операция вычисления эквивалентного диссипативного коэффициента как произведение конструктивного коэффициента электродвигателя на отношение среднего за период колебаний значения произведения тока на скорость к среднему за период колебаний квадрату скорости в способах аналогичного назначения также не обнаружена.

Таким образом, указанные признаки обеспечивают заявляемому техническому решению соответствие требованию «существенные отличия».

Сущность предлагаемого способа поясняется чертежом, на котором обозначено: 1 - испытуемый подшипник; 2 - синхронный электродвигатель, содержащий активный ротор с постоянными магнитами 3, первую 4 и вторую 5 обмотки на статоре; 6 - устройство нагружения подшипника радиальной силой; 7 - источник постоянного тока; 8 - датчик угловой скорости ротора; 9 - датчик тока (измерительный шунт); 10 - измерительный усилитель сигнала шунта; 11 - усилитель тока обмотки двигателя; 12 - регулятор скорости двигателя; 13 - блок задания скорости двигателя; 14 - вычислительное устройство.

В соответствии с предлагаемым способом идентификации диссипативных характеристик подшипников, при котором одно из колец подшипника 1 нагружают постоянной радиальной силой с помощью нагружающего устройства 6, а другое приводят в колебательное движение с заданной постоянной частотой и амплитудой с помощью электромеханической системы, выполненной на основе синхронного электродвигателя 2 с активным ротором 3 и двумя обмотками на статоре (4 и 5), одна из которых (4) подключена к источнику постоянного тока 7, а вторая (5) - к источнику переменного тока 11, измеряют переменный ток во второй обмотке 5 с помощью датчика тока (шунта) 9 и измерительного усилителя сигнала шунта 10, измеряют угловую скорость с помощью датчика угловой скорости 8 и вычисляют эквивалентный диссипативный коэффициент как произведение конструктивного коэффициента электродвигателя на отношение среднего за период колебаний значения произведения тока на скорость к среднему за период колебаний квадрату скорости с помощью вычислительного устройства 14. Задание скорости и частоты колебаний осуществляется с помощью блока задания 13, стабилизация параметров колебаний производится с помощью регулятора 12, на один из входов которого подается сигнал с выхода блока задания 13, а на другой - сигнал обратной связи с выхода датчика угловой скорости 8.

С целью объяснения предлагаемого способа рассмотрим процесс колебательного движения системы при вынуждающей силе M(t) и нелинейно-вязком трении. Дифференциальное уравнение такой системы имеет вид

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019

где J - момент инерции вращающихся элементов системы;

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 - момент диссипативной силы, обусловленной трением;

с - жесткость колебательной системы;

M(t) - механический момент вынуждающей силы;

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 - угол поворота.

Для решения уравнения (1) воспользуемся методом энергетического баланса, т.е. заменим нелинейный момент способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 эквивалентным в энергетическом отношении линейным моментом способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 . Коэффициент способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 э определим из условия равенства работ, совершаемых обоими моментами за один период колебаний:

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019

Из полученного выражения (2) определим эквивалентный диссипативный коэффициент:

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019

Интеграл в числителе уравнения (3) представляет собой работу за период колебаний против момента силы трения, которая может быть определена по формуле

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019

В электромеханической колебательной системе с синхронным двигателем в режиме гармонических колебаний электромагнитный момент пропорционален току в обмотке (Копейкин А.И., Малафеев С.И. Управляемые электромеханические колебательные системы. - Владимир, Посад, 2001. - 128 с.)

M(t)=ki,

где k - конструктивный коэффициент электродвигателя, зависящий от магнитного потока, создаваемого постоянными магнитами на роторе, и числа витков обмоток статора;

Следовательно, эквивалентный диссипативный коэффициент может быть определен по формуле:

способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019

Вычисление эквивалентного диссипативного коэффициента способ идентификации диссипативных характеристик подшипников, патент № 2284019 э по формуле (4) производится в вычислительном устройстве 14, для реализации которого может использоваться микроконтроллер.

Таким образом, для определения эквивалентного диссипативного коэффициента используются результаты измерений только двух переменных - тока и скорости, а вычислительная процедура осуществляется по точной формуле (4) с использованием помехоустойчивой операции интегрирования. При этих условиях обеспечивается высокая точность определения эквивалентного диссипативного коэффициента.

Опытная проверка предлагаемого способа для определения диссипативных характеристик подшипников качения №27 с наружным диаметром внешнего кольца 22 мм и посадочным диаметром внутреннего кольца 7 мм показала, что погрешность измерений не превышает 0,5%.

Таким образом, использование в известном способе идентификации диссипативных характеристик подшипников, при котором одно из колец подшипника нагружают постоянной радиальной силой, а другое приводят в колебательное движение с заданными частотой и амплитудой с помощью электромеханической системы, выполненной на основе синхронного электродвигателя с активным ротором и двумя обмотками на статоре, одна из которых подключена к источнику постоянного тока, а вторая - к источнику переменного тока, и измеряют переменный ток во второй обмотке, дополнительного измерения угловой скорости колебаний ротора и вычисления эквивалентного диссипативного коэффициента как произведения конструктивного коэффициента электродвигателя на отношение среднего за период колебаний значения произведения тока на скорость к среднему за период колебаний квадрату скорости позволяет повысить точность определения эквивалентного диссипативного коэффициента.

Использование предлагаемого способа в приемочных и научно-исследовательских испытаниях подшипников позволит повысить точность и эффективность идентификации диссипативных характеристик.

Класс G01M3/04 путем обнаружения жидких или газообразных веществ в месте утечки 

течеискатель для работы методом щупа -  патент 2523070 (20.07.2014)
способ контроля герметичности -  патент 2523056 (20.07.2014)
способ контроля герметичности корпуса космического аппарата в вакууме с использованием волокнистого чувствительного элемента с электромагнитными свойствами -  патент 2502973 (27.12.2013)
способ определения негерметичности изделий -  патент 2441212 (27.01.2012)
изотермический реактор -  патент 2425714 (10.08.2011)
способ испытания на герметичность системы охлаждения двигателей внутреннего сгорания -  патент 2389007 (10.05.2010)
устройство для определения мест негерметичности изделий -  патент 2348909 (10.03.2009)
способ контроля герметичности корпуса космического аппарата на орбите с использованием волокнистого чувствительного элемента -  патент 2343439 (10.01.2009)
устройство для определения инертного газа в газовой смеси и способ определения инертного газа в газовой смеси -  патент 2341783 (20.12.2008)
способ определения мест утечек углеводородных компонент из подземного магистрального трубопровода -  патент 2308640 (20.10.2007)

Класс G01N19/02 определение коэффициента трения 

способ измерения силы трения при прокатке металлов -  патент 2527324 (27.08.2014)
способ определения коэффициента трения покоя поверхностного слоя электропроводящего материала -  патент 2525585 (20.08.2014)
прибор для определения коэффициента силы трения покоя -  патент 2511615 (10.04.2014)
способ определения коэффициента трения при пластической деформации -  патент 2505797 (27.01.2014)
способ определения силы трения текстильных полотен -  патент 2502982 (27.12.2013)
способ определения коэффициента сухого трения фрикционных пар при быстро осциллирующих перемещениях -  патент 2491531 (27.08.2013)
прибор для определения коэффициента силы трения покоя -  патент 2488094 (20.07.2013)
vip-трибометр для определения характеристик трения гибких тел -  патент 2486493 (27.06.2013)
устройство для определения износостойкости наклонных токосъемных щеток при высокой контактной плотности тока -  патент 2483293 (27.05.2013)
тестер для измерения угла скольжения и коэффициента статического трения -  патент 2481568 (10.05.2013)
Наверх