способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса транспортного средства в процессе эксплуатации

Классы МПК:B60C23/00 Устройства для измерения, сигнализации управления или распределения давления и температуры в шинах, специально приспособленные для установки их на транспортных средствах; размещение устройств для накачивания шин, например насосов, резервуаров на транспортных средствах; приспособления для охлаждения шин
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):АОЗТ "БАРОГИПОКСИЯ" (RU),
ЗАО "ВЕСОИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ КОМПАНИЯ "ТЕНЗО-М" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-10-29
публикация патента:

Камеру колеса транспортного средства заполняют газом, диффузионная проницаемость которого через материал резины камеры меньше, чем значение того же показателя для воздуха. Значение показателя диффузионной проницаемости заполняющего газа в зависимости от гарантированной длительности эксплуатации колес определяют по определенному соотношению. В результате повышается эксплуатационное качество колес транспортных средств за счет поддержания рабочего давления в камере шины на весь период эксплуатации колес. 1 табл.

Формула изобретения

Способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса транспортного средства в процессе эксплуатации, отличающийся тем, что для заполнения применяют газ, диффузионная проницаемость которого через материал камеры меньше, чем соответствующий показатель для воздуха, при этом значение показателя диффузионной проницаемости заполняющего газа в зависимости от гарантированной длительности эксплуатации колес tэ оценивают по соотношению

способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867

Пэ - значение показателя диффузионной проницаемости заполняющего газа через материал резины, из которой изготовлена камера, способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867

способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 - толщина оболочки камеры, см;

V - объём полости камеры при рабочем давлении заполняющего газа, см3;

Рн - нормальное давление атмосферного воздуха, Р н=1,034 кгс/см2;

S - площадь поверхности оболочки камеры при рабочем давлении заполняющего газа, см 2;

tэ - гарантированная длительность эксплуатации шин транспортных колес, с;

Ра - среднее значение атмосферного давления воздуха в период эксплуатации, кгс/см 2;

Рр - абсолютное рабочее давление заполняющего газа в камере шины при эксплуатации, кгс/см2;

Пв - показатель проницаемости воздуха через материал резины, из которой изготовлена камера, способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к производству, ремонту и эксплуатации колес транспортных средств, состоящих из монтируемых на ободе колеса шины с камерой, в частности к способам, позволяющим сохранять рабочее давление в камере шины в течение гарантированного периода эксплуатации.

При существующем производстве колес камеру, смонтированную с шиной на ободе колеса, заполняют газом (атмосферным воздухом) при рабочем давлении. Материал оболочки камеры (резина) проницаем для заполняющего воздуха, поэтому по истечении достаточно длительного периода времени даже при абсолютной герметичности баллона камеры и заправочного ниппеля, по причине диффузионного проникновения воздуха через материал оболочки камеры, происходит его утечка и давление снижается, поэтому требуется периодическая подкачка воздуха для восстановления требуемого рабочего давления [1].

Необходимость периодического пополнения газа в камерах в процессе эксплуатации шин является существенным недостатком, особенно при эксплуатации транспортных средств.

Предлагаемый способ позволяет исключить отмеченный недостаток, избежать необходимости пополнения камер газом во весь гарантированный период эксплуатации шин.

Целью предлагаемого технического решения является повышение эксплуатационного качества шин колес транспортных средств за счет сохранения рабочего давления в камере на весь период эксплуатации.

Поставленная цель достигается тем, что с целью поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса транспортного средства в процессе эксплуатации для заполнения камеры применяют газ, диффузионная проницаемость которого через материал камеры меньше, чем соответствующий показатель для воздуха. При этом значение показателя диффузионной проницаемости заполняющего газа в зависимости от гарантированной длительности эксплуатации колес 1, оценивают по соотношению:

способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867

Пэ - значение показателя диффузионной проницаемости заполняющего газа через материал резины, из которой изготовлена камера, способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 ;

способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 - толщина оболочки камеры, см;

V - объём полости камеры при рабочем давлении заполняющего газа, см3;

Рн- нормальное давление атмосферного воздуха, Р н=1,034 кгс/см2;

S - площадь поверхности оболочки камеры при рабочем давлении заполняющего газа, см 2;

tэ - гарантированная длительность эксплуатации шин транспортных колес, с;

Ра - среднее значение атмосферного давления воздуха в период эксплуатации, кгс/см 2;

Рр - абсолютное рабочее давление заполняющего газа в камере шины при эксплуатации, кгс/см2;

Пв - показатель проницаемости воздуха через материал резины, из которой изготовлена камера, способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 .

При заполнении оболочки камеры другим газом (не атмосферным воздухом) при эксплуатации давление в оболочке определяется динамикой диффузионной его утечки в окружающую среду и диффузионного притока окружающего воздуха под действием перепада концентраций. Можно подобрать такое значение проникающей способности заполняющего газа по отношению к этому параметру для воздуха, что за гарантированный период эксплуатации шин понижение давления в оболочке, вследствие диффузионной утечки заполняющего газа, будет компенсирована повышением давления за счёт диффузионного притока атмосферного воздуха.

Способ осуществляют следующим образом. Смонтированную камеру с шиной на ободе колеса, заполняют газом с показателем диффузионной проницаемости через материал резины, из которой изготовлена оболочка камеры, существенно меньшим по сравнению с воздухом.

Значение показателя проницаемости заполняющего газа Пэ в зависимости от гарантированной длительности эксплуатации шин tэ , определяют по соотношению:

способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867

Пэ - значение показателя диффузионной проницаемости заполняющего газа через материал резины, из которой изготовлена камера, способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 ;

способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 - толщина оболочки камеры, см;

V - объём полости камеры при рабочем давлении заполняющего газа, см3;

Рн- нормальное давление атмосферного воздуха, Р н=1,034 кгс/см2;

S - площадь поверхности оболочки камеры при рабочем давлении заполняющего газа, см 2;

tэ - гарантированная длительность эксплуатации шин транспортных колес, с;

Ра - среднее значение атмосферного давления воздуха в период эксплуатации, кгс/см 2;

Рр - абсолютное рабочее давление заполняющего газа в камере шины при эксплуатации, кгс/см2;

Пв - показатель проницаемости воздуха через материал резины, из которой изготовлена камера, способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 .

Способ прошёл экспериментальную апробацию. При испытании использовалась шина с камерой автомобиля ВАЗ-2101.

Камера была предварительно проверена на отсутствие дефектов герметичности в оболочке и ниппеле.

Экспериментальная оценка проницаемости воздуха в материале оболочки камеры дала следующий результат - способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 В соответствии с расчетом по формуле (1) при следующих значениях входящих аргументов: Рр=3,0 кгс/см2; t э=2 года (2·365·24·3600=63,072·10 6c; способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867=0,2 см; V-=24156 см3; S=6902 см2; Ра =1 кгс/см2; Рн=1,034 кгс/см2 необходимое значение показателя проницаемости заполняющего газа - способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867

В качестве заполняющего газа при эксперименте выбран гексафторид серы (шестифтористая сера – SF6). Экспериментальная оценка проницаемости этого газа через материал оболочки камеры дала следующее значение способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867

Гексафторид серы (элегаз) [2], ТУ 6-02-1206-80, газ без цвета и запаха. Нетоксичен, пожаровзрывобезопасен, химически инертен, не оказывает вредного воздействия на конструкционные материалы. При избыточном давлении способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 22558670,3-0,4 МПА не конденсируется при температуре до - 50°С.

После заполнения камеры шины элегазом при абсолютном давлении Р=3,0 кгс/см2 осуществлялся периодический контроль за изменением давления в течение двух лет.

Динамика изменения абсолютного давления заполняющего газа в баллоне шины (Р) во времени t и значения относительного его изменения представлены в таблице.

Таблица
t, сутки Р, кгс/см2 способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867
03,0 0
91 3,08+2,6
1803,1+3,7
2733,1 +3,7
3653,09 +3,03
456 3,05+1,7
5473,0 +0
6382,94 -2,05
729 2,9-4,0

Таким образом, за время испытания предельные отклонения давления заполняющего газа от первоначального значения не превысили ±4,0%.

На втором этапе испытаний камера шины заполнялась воздухом при избыточном давлении 2,0 кгс/см2. После повторного контроля герметичности ниппеля шина с надутой камерой выдерживалась в течение полугода, затем производилась проверка давления. Понижение давления воздуха в камере за этот период способ поддержания рабочего давления газа в камере шины колеса   транспортного средства в процессе эксплуатации, патент № 2255867 (около 30 %). Таким образом, для поддержания рабочего давления в камере шины требуется подкачка не реже одного раза в месяц.

Выполненными испытаниями и проверками подтверждена осуществимость предлагаемого способа с положительным результатом его применения в производстве и эксплуатации.

Литература

1. Политехнический словарь под ред. И.И.Артоболевского - Советская энциклопедия, М., 1976 г., 100 с., 562 с.

2. Бортник И.М. Физические свойства и электрическая прочность элегаза. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 80 с.

Класс B60C23/00 Устройства для измерения, сигнализации управления или распределения давления и температуры в шинах, специально приспособленные для установки их на транспортных средствах; размещение устройств для накачивания шин, например насосов, резервуаров на транспортных средствах; приспособления для охлаждения шин

пневматическое оборудование транспортного средства, переключающее клапанное устройство для пневматического оборудования транспортного средства -  патент 2529246 (27.09.2014)
передающее устройство для передачи информации о состоянии шины и система контроля состояния шины -  патент 2526785 (27.08.2014)
способ контроля давления воздуха в шинах транспортного средства -  патент 2525570 (20.08.2014)
способ синхронизации измерений -  патент 2524801 (10.08.2014)
транспортное средство -  патент 2523881 (27.07.2014)
устройство для управления давлением в шинах транспортного средства -  патент 2521176 (27.06.2014)
передающее устройство для передачи информации о состоянии шины и система контроля состояния шины -  патент 2518151 (10.06.2014)
пассивный измеритель давления и температуры воздуха в шине колеса автомобиля -  патент 2509656 (20.03.2014)
транспортное средство с пневматическими шинами и способ охлаждения шин в указанном транспортном средстве -  патент 2501666 (20.12.2013)
система мониторинга давления воздуха в шинах и способ оповещения о давлении воздуха в шинах -  патент 2495762 (20.10.2013)
Наверх