способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного двигателя

Классы МПК:F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "АВИАДВИГАТЕЛЬ" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2003-12-01
публикация патента:

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем. Способ защиты турбокомпрессора, включающий измерение давления воздуха за компрессором (Р k), определение скорости его изменения способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 сравнение с его пороговым значением способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 и формирование сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре при превышении величины способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 предполагает дополнительное измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд, сравнение его с пороговым значением способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 В случае, если способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 блокируют сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнал на включение перепуска воздуха в компрессоре. Изобретение позволяет повысить безопасность полета за счет предотвращения падения тяги двигателя ниже критического значения в процессе взлета. 1 ил.

способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247

способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247

Формула изобретения

Способ защиты турбокомпрессора, включающий измерение давления воздуха за компрессором (Рk), определение скорости его изменения способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 сравнение с его пороговым значением способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 и формирование сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре при превышении величины способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 отличающийся тем, что дополнительно измеряют частоту вращения ротора высокого давления nвд, сравнивают его с пороговым значением способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 и в случае, если способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 блокируют сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнал на включение перепуска воздуха в компрессоре.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области обеспечения безопасности полета самолета с газотурбинным двигателем (ГТД), в частности, путем предотвращения помпажа компрессора, характеризуемого сильными низкочастотными колебаниями параметров потока в проточной части ГТД.

Известны способы диагностики и защиты турбокомпрессора ГТД от помпажа, в которых контролируемыми параметрами служат:

- полное давление воздуха за компрессором высокого давления (Рквд);

- частота вращения роторов высокого и низкого давления (nвд, nнд);

- яркостная температура излучения нагретых поверхностей элементов конструкции газотурбинного двигателя (Т*) [1,2,3].

В известных способах был использован принцип измерения контролируемых параметров и/или их производных, последующего сравнения их фактических величин с соответствующими величинами предельно допустимых (пороговых) значений. При превышении фактических величин над соответствующими допустимыми подается сигнал критической ситуации, свидетельствующий о потере газодинамической устойчивости.

Однако, известные способы не предусматривают блокировки сигнала критической ситуации (“помпаж”) и/или действий, выполняемых по этому сигналу, что в реальных условиях эксплуатации двигателей на самолете может привести к нежелательным последствиям (усложнение условий пилотирования, аварийная ситуация, катастрофа).

Наиболее близким к предлагаемому является способ защиты турбокомпрессора от помпажа, согласно которому при превышении контролируемыми параметрами пороговых величин формируется сигнал на отсечку топлива в камеру сгорания и сигнал на перепуск воздуха компрессора [4]. Известный способ не предусматривает блокировку сформированных сигналов на отсечку топлива в камеру сгорания и перепуск воздуха компрессора. То есть в реальных условиях эксплуатации, например, на взлете при формировании сигнала критической ситуации (“помпаж”) может произойти выключение подачи топлива в двигатель. Это вызовет резкое падение тяги двигателя, как следствие, усложнение условий пилотирования, аварийную ситуацию и т.п.

Техническая задача, решаемая изобретением, заключается в повышении безопасности полета за счет предотвращения падения тяги двигателя ниже критического значения в процессе взлета.

Сущность изобретения заключается в том, что способ защиты турбокомпрессора, включающий измерение давления воздуха за компрессором (Рk), определение скорости его изменения способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 сравнение с его пороговым значением способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 и формирование сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре при превышении величины способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 предполагает согласно изобретению, дополнительное измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд, сравнение его с пороговым значением способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 и в случае, если способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 блокировку сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнала на включение перепуска воздуха в компрессоре.

Измерение частоты вращения ротора высокого давления nвд позволяет дополнительно контролировать параметр, характеризующий режим работы двигателя. Величина порогового параметра способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 определяется допустимой величиной снижения режима при возникновении помпажа:

способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 где

способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 - величина nвд, соответствующая ограничиваемому “снизу” режиму двигателя во время взлета самолета (блокировка взлетного режима);

способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247n вд - постоянная величина, зависящая от типа двигателя.

В случае, если способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 блокировка сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и сигнала на включение перепуска воздуха в компрессоре позволяет предотвратить падение тяги двигателя ниже критического в процессе взлета, тем самым повысить безопасность полета.

На чертеже представлена структурная схема для реализации заявляемого способа защиты турбокомпрессора.

Блок 1 представляет собой дифференцирующий блок, на вход которого поступает сигнал о величине давления за компрессором Рк. В блоке 1 осуществляется вычисление первой производной Рк по времени способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247

Блок 2 - блок сравнения, который осуществляет сравнение текущего значения способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 с параметром способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 представляющим собой предельно допустимое значение параметра способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 при помпаже двигателя.

Блок 3 представляет собой блок сравнения, осуществляющий сравнение текущего значения частоты вращения nвд с его пороговым значением способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247

Логический блок 4 работает по схеме “И-НЕ”. При одновременном наличии на двух входах блока 4 сигналов, поступающих с блоков 2 и 3, происходит блокировка выходного сигнала на отключение подачи топлива в камеру сгорания и на включение перепуска воздуха в компрессоре.

Способ осуществляется следующим образом.

На вход блока 1 поступает сигнал, характеризующий величину давления за компрессором Рк. Выходной сигнал I 1 с блока 1, характеризующий величину способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 поступает на вход блока 2, где осуществляется сравнение текущего значения способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 с пороговой величиной способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247

При способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 с выхода блока 2 на вход блока 4 и на регистрирующее устройство поступает сигнал I2, характеризующий состояние неустойчивой работы компрессора (сигнал “помпаж”).

Блок 3, на вход которого поступает сигнал о величине nвд, сравнивает ее с величиной способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 При способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 сигнал на выходе блока 3 отсутствует (I3=0) и не поступает на вход блока 4. Если одновременно с этим на вход блока 4 с выхода блока 2 поступает сигнал “помпаж” (I3=0, I2=1), то на выходе блока 4 формируется сигнал на отключение подачи топлива в камеру сгорания и на включение перепуска воздуха в компрессоре (I4=1).

При способ защиты компрессора при неустойчивой работе газотурбинного   двигателя, патент № 2255247 на выходе блока 3 формируется сигнал I3=1, поступающий на вход блока 4.

При поступлении сигналов I3 =1 и I2=1 на вход блока 4, на выходе блока 4 сигнал I4 будет отсутствовать (I4=0), что заблокирует отключение подачи топлива в камеру сгорания и включение перепуска воздуха в компрессоре.

Источники информации

1. Автоматический контроль и диагностика систем управления силовыми установками летательных аппаратов, Москва, “Машиностроение”, 1989, стр. 102.

2. Патент РФ №2098668, F 04 D 27/02, 1997 г.

3. Патент РФ №2187711, F 04 D 27/02, 2002 г.

4. Патент РФ №2041399, F 04 D 27/02, 1991 г. - прототип.

Класс F04D27/02 способы и устройства для устранения помпажа 

способ диагностики помпажа компрессора газотурбинного двигателя -  патент 2527850 (10.09.2014)
многоступенчатый компрессор турбомашины -  патент 2525997 (20.08.2014)
лопатки вентилятора с изменяемым углом установки -  патент 2523928 (27.07.2014)
стравливатель воздуха, имеющий инерциальный фильтр в тандемном роторе компрессора -  патент 2519009 (10.06.2014)
способ управления комбинированным устройством и комбинированное устройство, реализующее данный способ -  патент 2516091 (20.05.2014)
диффузор, имеющий лопатки с отверстиями, и газотурбинный двигатель, содержащий такой диффузор -  патент 2515575 (10.05.2014)
кожух компрессора с оптимизированными полостями -  патент 2514459 (27.04.2014)
воздушный коллектор в газотурбинном двигателе -  патент 2494287 (27.09.2013)
кожух для рабочего колеса турбомашины -  патент 2491447 (27.08.2013)
способ и устройство для регулирования компрессора для хладагента и их использование в способе охлаждения потока углеводородов -  патент 2490565 (20.08.2013)
Наверх