способ разбивки и размещения ладов на грифе щипкового музыкального инструмента

Классы МПК:G10D3/06 грифы 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Соколов Эдуард Иванович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-09-05
публикация патента:

Способ разбивки и разрешения ладов на грифе шипкового музыкального инструмента для расширения исполнительских возможностей заключается в том, что производят дополнительную разметку ладовой поверхности грифа по диагоналям четырехугольников, образованных проецированием осей струн на линии поперечной ладовой разметки. 2 ил.

Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ разбивки и размещения ладов на грифе щипкового музыкального инструмента, включающий поперечную разметку ладовой поверхности грифа и размещение ладов, отличающийся тем, что производят дополнительную разметку ладовой поверхности грифа по диагоналям четырехугольников, образованных проецированием осей струн на линии поперечной ладовой разметки в вертикальной плоскости, а лады размещают по линии диагональной разметки ладовой поверхности грифа.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области струнных музыкальных инструментов, а именно к разбивке и размещению ладов на грифе щипковых акустических музыкальных инструментов, таких как гитара, балалайка, домра и другие национальные инструменты.

Традиционно лады на грифах струнных щипковых музыкальных инструментов расположены перпендикулярно направлению струн по системе поперечной разбивки ладовой поверхности грифа общепринятой европейской темперации музыкальных звуков по хроматизму (Л.А.Кузнецов, Акустика музыкальных инструментов. Справочник. М.: Легпромбытиздат, 1989, гл. Струнная одежда, стр.184-191).

Известный метод разбивки опробован многовековой исполнительской практикой и не лишен некоторых недостатков в аспекте интонации музыкальных звуков.

Известен способ разбивки и установки ладов на грифе щипковых музыкальных инструментов, например рубабе, заключающийся в поперечной разметке ладовой поверхности грифа и установке в ней ладов. Для этого гриф размечают по закону обратной пропорциональности между частотой колебания и длиной рабочей части струны при постоянных величинах натяжения и поперечного сечения ее для определения местоположения поперечных ладов, причем закрепляют лады сначала со второго по шестой, корректируют поперечную разметку грифа, начиная с седьмого лада путем прибавления величины смещения подставки инструмента на разность между общим количеством ладов и шестым, а разметку первого лада корректируют по звучанию струны соответствующего лада октавой ниже (авт. св. СССР №241974, МПК G 10 D 3/06, з. 26.08.68 г., oп. 18.04.69 г.) - прототип.

Известный способ позволяет улучшить чистоту строя инструментов, однако также как и традиционный способ ограничивает исполнительские возможности инструмента, т.к. не обеспечивает интонирование звуков в сторону их понижения.

Задача, положенная в основу изобретения, заключается в расширении исполнительских возможностей и увеличении диапазона звучания струнных щипковых музыкальных инструментов, за счет интонирования звука как в сторону его повышения, так и в сторону понижения.

Поставленная задача решается системой диагональных интонирующих ладов, получаемых способом, заключающемся в поперечной разметке ладовой поверхности грифа и размещении ладов, в котором, согласно изобретению, производят дополнительную разметку ладовой поверхности грифа по диагоналям четырехугольников, образованных проецированием осей струн струнной одежды инструмента на линии поперечной ладовой разметки в вертикальной плоскости относительно ладовой поверхности грифа. При этом диагонали соединяют точки пересечения осей струн с линиями поперечной ладовой разметки, а точки пересечения пары диагоналей каждого четырехугольника расположены в центрах межструнного пространства. Лады размещают только по линии диагональной разметки ладовой поверхности грифа, представляющей собой в плане графический рисунок в виде ромбовидной сетки. Узлы ладов в точках пересечения осей струн с линиями поперечной ладовой разметки служат для извлечения полутоновой музыки, а центральные узлы пересечения диагоналей четырехугольников - для извлечения четвертьтоновой музыки при игре на инструменте. Ладовые диагонали между узлами обеспечивают интонирование звуков как в сторону завышения, так и в сторону занижения.

На фиг.1 изображена схема разбивки и размещения ладов; на фиг.2 - узел I на фиг.1.

Способ осуществляют следующим образом.

Ладовую поверхность 1 грифа размечают поперечными линиями 2 традиционным способом ладовой разметки. Проецируют оси 3 струн на ладовую поверхность 1 и получают в вертикальной плоскости фигуры в виде четырехугольников 4, образованных пересечением осей 3 и поперечными линиями 2. Затем производят диагональную разметку соединением углов-точек 5 четырехугольников 4 диагоналями 6, при пересечении которых образуются центральные по отношению к струнам и линиям поперечной ладовой разметки точки 7. В плане диагональная разметка представляет собой графический рисунок в виде сетки из слегка изогнутых ромбов. Строго по диагоналям 6 производят запиловку пазов 8, в которых размещают и запрессовывают пластины 9 ладов. В точках 5 и 7 стыкуются по четыре пластины 9 ладов. Стыки ладов в узлах 5 и 7 запаивают или заклеивают. В целом лады на грифе образуют сетку из диагональных ромбовидных фигур, форма которых уширяется и укорачивается по длине от верхнего порожка вдоль грифа.

Ладовые поверхности 1 грифа могут быть изготовлены в виде накладок из твердых пород древесины, а лады - из металла или сплава, традиционно применяемых для этих целей. Накладка может быть отлита целиком из пластических материалов воедино с профилем ладов.

Пример

Извлечение звука из щипковых музыкальных инструментов с ладами, размещенными на грифе по предлагаемому способу, производится щипком струны пальцами правой руки или медиатром. Открытая струна при этом колеблется, издавая самый низкий звук между верхним порожком на грифе и нижним порожком на деке музыкального инструмента. Полутоновые звуки извлекаются путем прижатия струны к узлу 5 лада, соответствующему поперечному ладу инструментов традиционной ладовой разбивки грифа. Колебание струны в этом случае происходит между узлом 5 и нижним порожком на деке инструмента. Четвертьтоновые звуки извлекают прижатием струны к межструнному узлу 7 лада. Для этого дотягивают струну до ближайшего узла 7 и получают частоту, соответствующую четвертьтоновой музыке.

На инструментах, грифы которых имеют традиционное поперечно-направленное размещение ладов, интонирование звука возможно только в сторону его завышения, например тоща, когда музыкант слегка прижимает струну к ладу или оттягивает ее в сторону. Исполнитель может "фа диез" сыграть выше, чем при равномерной темперации, а вот занизить звук до того порога, как если бы "соль бемоль" извлек скрипач, он не сможет, так как исполнительские возможности таких музыкальных инструментов ограничены поперечным расположением ладов на грифе.

Размещение ладов по предлагаемому способу позволяет получить узлы 5 и 7, являющиеся своеобразной ловушкой для струны при скольжении пальца левой руки музыканта по струне. Смещением струны в сторону от узла 5 к узлу 7 по грани диагонального лада достигается понижение либо повышение звука в зависимости от направления движения пальца исполнителя, соответственно вверх или вниз. Возможно также извлечение звуков, относящихся к четвертьтоновой музыке, что на инструментах с обычными поперечными ладами неосуществимо.

Предлагаемое изобретение позволит отказаться от традиционного поперечного размещения ладов на грифе, расширить исполнительские возможности инструмента и увеличить диапазон его звучания, обогатив тем самым арсенал технических приемов музыканта-исполнителя.

Наверх