топливный отсек грузового космического корабля

Классы МПК:B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем
B64G9/00 Космические средства, не отнесенные к другим группам
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-09-02
публикация патента:

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации космических летательных аппаратов и кораблей. Топливный отсек грузового космического корабля содержит корпус с размещенными в нем топливными баками горючего и окислителя. В корпусе выполнены герметичные люки, в которых установлены панели заправки горючего и окислителя, выполненные в виде гермоплат с вмонтированными в них клапанами, сообщенными посредством трубопроводов с соответствующими топливными баками, и снабженные уплотнителями для герметизации. Каждый люк снабжен наружным съемным защитным фартуком и устройством стыковки систем заправки топливных баков. Люки для горючего и окислителя размещены в корпусе со смещением относительно друг друга по высоте и периметру корпуса. Технический результат - упрощение обслуживания и повышение безопасности при заправке топливных баков. 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

Топливный отсек грузового космического корабля, содержащий корпус с размещенными в нем топливными баками горючего и окислителя, отличающийся тем, что в корпусе выполнены герметичные люки, в которых установлены панели заправки горючего и окислителя, выполненные в виде гермоплат с вмонтированными в них клапанами, сообщенными посредством трубопроводов с соответствующими топливными баками, и снабженные уплотнителями для герметизации, причем каждый люк снабжен наружным съемным защитным фартуком и устройством стыковки систем заправки топливных баков, при этом люки для горючего и окислителя размещены в корпусе со смещением относительно друг друга по высоте и периметру корпуса.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике, а точнее к области проектирования и эксплуатации космических летательных аппаратов и кораблей.

Известны топливные отсеки грузовых космических кораблей (см., например. Космонавтика. Энциклопедия под редакцией В.П.Глушко. М.: Советская энциклопедия, 1985, с.304-305), содержащая корпус с размещенными в нем топливными баками горючего и окислителя, снабженными магистралями заправки баков топливом в соответствующие топливные баки, установленные на космической станции типа “Мир”. Заправку топливных баков горючим и окислителем на стартовой позиции производят от наземной системы заправки. Обслуживание заправки топливных баков агрессивными жидкостями (горючего и окислителя) является сложным и сопровождается повышенной опасностью.

Известен также топливный отсек грузового космического корабля (см., например, патент RU №2132804, МПК B 64 G 1/40, 9/00, от 10.07.1999 г.), выбранный в качестве прототипа, и содержащий корпус с размещенными в нем топливными баками горючего и окислителя и соответствующей этим компонентам арматурой. В известном топливном отсеке заправку топливом баков производят посредством трубопроводов, проложенных снаружи корпуса отсека и подключенных непосредственно к соответствующим топливным бакам, что вызывает неудобства как при проведении заправки баков на стартовой позиции, так и при автономных испытаниях системы заправки в составе топливного отсека.

Недостатком прототипа являются сложность обслуживания и повышенная опасность при заправке топливных баков агрессивными жидкостями (горючего и окислителя).

Задачей настоящего изобретения является создание топливного отсека грузового космического корабля, обеспечивающего упрощение обслуживания и повышение безопасности при заправке топливных баков.

Поставленная задача решается тем, что в топливном отсеке грузового космического корабля, содержащем корпус с размещенными в нем топливными баками горючего и окислителя, в отличие от известного, в корпусе выполнены герметичные люки, в которых установлены панели заправки горючего и окислителя, выполненные в виде гермоплат с вмонтированными в них клапанами, сообщенными посредством трубопроводов с соответствующими топливными баками, и снабженные уплотнителями для герметизации, причем каждый люк снабжен наружным съемным защитным фартуком и устройством стыковки систем заправки топливных баков, при этом люки для горючего и окислителя размещены в корпусе со смещением относительно друг друга по высоте и периметру корпуса.

Результат достигается тем, что топливный отсек снабжен отдельными панелями заправки горючего и окислителя, установленными в герметичных люках, размещенных в корпусе со смещением относительно друг друга для исключения возможности смешивания компонентов заправки при отстыковке наземной системы заправки или при аварийной разгерметизации магистралей заправки. Выполнение панелей заправки горючего и окислителя в виде гермоплат с вмонтированными в них клапанами, например, выполненными в виде обратных клапанов, значительно упрощает обслуживание при заправке топливных баков. Наличие съемных защитных фартуков и устройств стыковки упрощает обслуживание и повышает безопасность.

Использование предлагаемого топливного отсека грузового космическое корабля, например, на грузовых космических кораблях типа “Прогресс", позволит дать значительный экономический эффект за счет обеспечения упрощения обслуживания и повышения безопасности при заправке топливных баков.

Суть изобретения поясняется чертежом, на котором топливный отсек изображен в горизонтальном положении.

Предлагаемый топливный отсек грузового космического корабля состоит из следующих основных узлов и деталей: корпуса 1 с размещенными в нем топливными баками горючего 2 и топливными баками окислителя 3. Топливный отсек снабжен панелью заправки горючего 4 и панелью заправки окислителя 5, выполненными в виде гермоплат с вмонтированными в них клапанами 6, 7 и установленными посредством уплотнений 8 для герметизации в герметичных люках 9, 10, выполненных в корпусе 1. Каждый люк 9 и 10 содержит наружный съемный защитный фартук 11 и 12 соответственно и снабжен, например, съемными устройствами стыковки 13, 14 систем заправки топливных баков 2, 3. Клапаны 6, 7 сообщены посредством трубопроводов 15, 16 с запорными клапанами 17, 18 с соответствующими топливными баками горючего 2 и топливными баками окислителя 3, и при этом люк 9 для заправки горючего и люк 10 для заправки окислителя размещены в корпусе 1 со смещением относительно друг друга по высоте и периметру корпуса 1, снабженного оребрением 19 и теплоизоляцией 20.

Клапаны 6, 7 выполнены, например, в виде обратных клапанов и содержат резьбовой штуцер для установки и герметизации устройств стыковки 13, 14, которые снабжены отжимным штоком для открытия (закрытия) обратных клапанов (клапан 6, 7) и регулирующим вентилем, обеспечивающим расход горючего (окислителя) при заправке баков 2, 3.

Работает топливный отсек грузового космического корабля в режиме заправки топливных баков горючим и окислителем следующим образом.

Перед заправкой топливных баков горючего 2 и окислителя 3 посредством с устройств стыковки 13, 14 соединяют соответствующие магистрали наземных систем заправки горючим и окислителем с соответствующими клапанами 6, 7, сообщенными посредством трубопроводов с соответствующими топливными баками горючего 2 и окислителя 3. Заправку топливных баков 2, 3 до заданного количества производят от наземных систем заправки горючего и окислителя одновременно или поочередно в зависимости от режимов, предусмотренных графиком проведения работ на стартовой позиции.

По окончании заправки производят продувку наземных магистралей заправки и отсоединение их от устройств стыковки 13, 14 и съемные защитные фартуки 11, 12 снимают. Посредством устройств стыковки 13, 14 производят открытие и закрытие обратных клапанов (6, 7). Расход (подачу) горючего и окислителя регулируют вентилем, встроенным в устройство стыковки 13 (14). Снабжение каждого люка 9, (10) наружным съемным защитным фартуком 11 (12) позволяет обеспечить защиту корпуса 1 от попадания на него агрессивных жидкостей, капель топлива (горючего, окислителя), а выполнение панелей заправки горючего 4 и окислителя 5 в виде гермоплат с клапанами 6, 7, выполненных, например, в виде обратных клапанов, и установка их в герметичных люках 9, 10, обеспечивают безопасность, свободный доступ к местам стыковки и упрощение при обслуживании во время проведения заправки топливных баков 2, 3, что выполняет поставленную задачу. Кроме того, как показала экспериментальная отработка размещение люков 9, 10 в корпусе 1 со смещением относительно друг друга по высоте не менее чем на 0,5 м и по периметру корпуса не менее чем на 90топливный отсек грузового космического корабля, патент № 2231485 (наиболее эффективно расположение диаметрально противоположное) исключает смешивание горючего и окислителя при отстыковке магистралей.

Класс B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем

система хранения криогенной жидкости для космического аппарата -  патент 2529084 (27.09.2014)
бортовая электролизная установка космического аппарата -  патент 2525350 (10.08.2014)
бак топливный космического аппарата для хранения и подачи жидких компонентов -  патент 2522763 (20.07.2014)
летательный аппарат -  патент 2521145 (27.06.2014)
ионная двигательная установка космических аппаратов -  патент 2518467 (10.06.2014)
связка из двух пар баков и летательная пусковая установка, снабженная такой связкой -  патент 2509039 (10.03.2014)
способ ударного воздействия на опасные космические объекты и устройство для его осуществления -  патент 2504503 (20.01.2014)
блок тяги жидкостного ракетного двигателя -  патент 2502645 (27.12.2013)
двигательная установка космического летательного аппарата (варианты) и способ ее эксплуатации -  патент 2497730 (10.11.2013)
покрытие мультипликатора инжекторного ускорителя реактивного двигателя для космических и летательных аппаратов десятого поколения, подводных лодок и морских торпед -  патент 2495790 (20.10.2013)

Класс B64G9/00 Космические средства, не отнесенные к другим группам

земле-лунный комплекс (злк) -  патент 2344973 (27.01.2009)
способ контроля герметичности корпуса космического аппарата на орбите -  патент 2321835 (10.04.2008)
способ пожаротушения в обитаемых гермоотсеках космических летательных аппаратов в орбитальном полете -  патент 2318564 (10.03.2008)
способ определения нижнего предела горения материалов по скорости потока для условий невесомости и устройство для его реализации -  патент 2318559 (10.03.2008)
способ коррекции орбиты космического объекта -  патент 2311320 (27.11.2007)
способ отражения атаки из космоса -  патент 2302605 (10.07.2007)
город в космосе -  патент 2285639 (20.10.2006)
устройство по определению показателей, характеризующих пожарную опасность конструкционных неметаллических материалов в условиях невесомости -  патент 2283151 (10.09.2006)
способ освещения поверхности планеты -  патент 2269456 (10.02.2006)
топливный модуль -  патент 2266242 (20.12.2005)
Наверх