форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты)

Классы МПК:F02K3/10 с помощью форсажных камер
F23R3/16 с устройствами внутри жаровой трубы или камеры сгорания, влияющими на воздушный или газовый поток
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Андреев Анатолий Васильевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2002-12-15
публикация патента:

Форсажная камера газотурбинного двигателя содержит установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины. Вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным по его периферии или внутри обтекателя. Длину акустического волновода определяют из защищаемого изобретением соотношения. Изобретение позволяет упростить конструкцию и уменьшить массу форсажной камеры путем подавления колебаний давления в камере и таким образом обеспечить работу форсажной камеры без регулярных колебаний в ней во всем диапазоне рабочих режимов. 2 с. и 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Рисунок 1

Формула изобретения

1. Форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, отличающаяся тем, что вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным по его периферии, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614

где форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина дополнительного акустического волновода;

l1 - длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

2. Форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, отличающаяся тем, что вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным внутри обтекателя, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614

где форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина дополнительного акустического волновода;

l1 - длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

3. Форсажная камера по п.2, отличающаяся тем, что акустический волновод выполнен в виде спиральной трубки, вход и выход которой установлены заподлицо с наружным профилем обтекателя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкции форсажной камеры ГТД.

Известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая корпус и установленное в нем фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном, установленным на корпусе (1).

Недостатком ее является демпфирование колебаний давления в узком диапазоне частот.

Известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленные в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, расположенными коаксиально вибрационному поглотителю, выполненному в виде полого обтекателя задней опоры турбины с перфорацией на нем в виде двух участков перед и в плоскости фронтового устройства, образующего с корпусом камеры кольцевой диффузор (2).

Такое устройство поглотителя энергии колебаний сложно в изготовлении и имеет значительную массу.

Задача изобретения - упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.

Для достижения указанной задачи форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, в ней вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным по его периферии, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614

где форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина дополнительного акустического волновода;

11 - длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

Возможен вариант, в котором для достижения той же задачи в форсажной камере газотурбинного двигателя, содержащей установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, в котором вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным внутри обтекателя, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614

где форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина дополнительного акустического волновода;

11 - длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний,

при этом акустический волновод может быть выполнен в виде спиральной трубки, вход и выход которой установлен заподлицо с наружным профилем обтекателя.

Новым здесь является то, что вход и выход из диффузора дополнительно сообщены, по меньшей мере, одним акустическим волноводом, расположенным по его периферии или расположенным внутри обтекателя, при этом длину акустического волновода определяют из соотношения

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614

где форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина дополнительного акустического волновода;

11 - длина диффузора вдоль продольной оси форсажной камеры;

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

Во внутренней полости обтекателя дополнительно установлен, по меньшей мере, один акустический волновод, причем его выход расположен в плоскости кольцевых стабилизаторов фронтового устройства, а вход - за турбиной. Акустический волновод, расположенный под контуром обтекателя, выполнен из спиральной трубки, вход и выход которой установлен заподлицо с наружным профилем обтекателя.

Рассчитав длину акустических волноводов, мы получаем возможность выполнить устройство для подавления колебаний путем интерференции акустических волн при вибрационном горении и таким образом обеспечить работу форсажной камеры без регулярных колебаний в ней во всем диапазоне рабочих режимов. Устройство, требующееся для этого, получается более простым и с меньшей массой.

Это обеспечивает задачу изобретения - упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.

На чертеже представлен продольный разрез форсажной камеры.

Форсажная камера содержит установленное в корпусе 1 фронтовое устройство 2 с кольцевыми стабилизаторами пламени 3, размещенное на выходе из диффузора 4, образованного корпусом 1 и обтекателем 5 задней опоры 6 турбины 7. В диффузоре 4 установлен, по меньшей мере, один акустический волновод (трубопровод) 8, расположенный по периферии 9, а в обтекателе 5 установлен, по меньшей мере, один акустический волновод (трубопровод) 10, сообщающие в осевом направлении сечения входа 11 - за турбиной 7 и выхода 12, расположенного в плоскости кольцевых стабилизаторов фронтового устройства 2. Акустический волновод 10, расположенный под контуром обтекателя 5, выполнен из трубы 13 заподлицо с контуром 14 обтекателя 5 в виде одно- или многозаходной спирали переменного радиуса кривизны между витками и закреплен на нем. При этом 15 - длина диффузора 4 вдоль продольной оси, 16 - расчетная длина акустических волноводов 8 и 10 по дуге, длина акустического волновода определяется соотношением

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614

где форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина 16 дополнительного акустического волновода 8, (10);

11 - длина диффузора 15 вдоль продольной оси форсажной камеры

форсажная камера газотурбинного двигателя (варианты), патент № 2229614 - длина волны продольной, тангециальной, радиальной или комбинированной моды колебаний.

При работе форсажной камеры при наступлении режима вибрационного горения возникают периодические колебания давления и скорости газа с одной из мод колебаний камеры. В этом случае они распространяются от стабилизаторов 3 фронтового устройства 2 как по диффузору 4, так и по волноводам 8, 10. Благодаря тому, что длина волноводов 8, 10 как минимум на половину длины волны возникающих при вибрационном горении колебаний больше длины 15 в осевом направлении диффузора 4, волны проходят на вход 11 диффузора 4 в противофазе и взаимно подавляют друг друга за счет интерференции акустических волн при вибрационном горении.

Подбирая соответственно длины волноводов 8, 10, можно настроить устройство на гашение акустических колебаний различных мод в форсажной камере при вибрационном горении.

Источники информации

1. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей, 1969 г., с.445.

2. Патент РФ №2117806, F 02 K 3/10, 1995 г.

Класс F02K3/10 с помощью форсажных камер

способ форсажа газотурбинного двигателя -  патент 2523510 (20.07.2014)
турбореактивный двигатель самолета, выполненный с возможностью защиты от ракеты, оснащенной головкой самонаведения, и способ его защиты (варианты) -  патент 2491439 (27.08.2013)
фронтовое устройство форсажной камеры со стабилизатором пламени изменяемой геометрии -  патент 2472027 (10.01.2013)
способ управления расходом топлива в форсажную камеру сгорания газотурбинного двигателя -  патент 2438031 (27.12.2011)
задняя часть турбореактивного двигателя самолета, турбореактивный двигатель и самолет -  патент 2433291 (10.11.2011)
кронштейн стабилизатора пламени форсажной камеры, вентиляционная камера кронштейна стабилизатора пламени и газотурбинный двигатель -  патент 2410604 (27.01.2011)
форсажная камера сгорания турбореактивного двухконтурного двигателя -  патент 2406855 (20.12.2010)
форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя, двухконтурный турбореактивный двигатель и кронштейн стабилизатора пламени для форсажной камеры -  патент 2406033 (10.12.2010)
устройство и способ (варианты) для стабилизации пламени в форсажной камере турбореактивного двигателя -  патент 2403422 (10.11.2010)
турбореактивный двигатель с защитным экраном топливного коллектора кольца форсунок, кольцо форсунок и защитный экран -  патент 2382895 (27.02.2010)

Класс F23R3/16 с устройствами внутри жаровой трубы или камеры сгорания, влияющими на воздушный или газовый поток

диффузор для камеры сгорания турбины (варианты) и камера сгорания турбины -  патент 2519014 (10.06.2014)
способ сжигания углеводородного топлива в газотурбинных двигателе или установке -  патент 2511893 (10.04.2014)
способ комбинированного охлаждения теплонапряженных элементов (варианты) -  патент 2483250 (27.05.2013)
способ струйно-пористого охлаждения теплонапряженных элементов -  патент 2469242 (10.12.2012)
камера сгорания предварительного смешения газотурбинной установки -  патент 2451881 (27.05.2012)
устройство впрыскивания смеси воздуха с топливом, камера сгорания и газотурбинный двигатель, снабженные таким устройством -  патент 2430307 (27.09.2011)
дно камеры сгорания с вентиляцией -  патент 2415341 (27.03.2011)
малогабаритная камера сгорания газотурбинного двигателя -  патент 2406933 (20.12.2010)
форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя, двухконтурный турбореактивный двигатель и кронштейн стабилизатора пламени для форсажной камеры -  патент 2406033 (10.12.2010)
способ повышения кпд и полноты сгорания углеводородного топлива в камерах сгорания газотурбинных двигателей -  патент 2403502 (10.11.2010)
Наверх