ручной привод тормоза транспортного средства

Классы МПК:B60T7/08 с ручным приводом 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Штенников Игорь Владимирович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-12-26
публикация патента:

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности конструкции ручного привода тормоза. Ручной привод тормоза транспортного средства содержит поворотный рычаг, тягу, водило, шарнирно соединенное с тягой и шарнирно с осью. Ось жестко соединена с кузовом транспортного средства. Водило связано с тросом управления тормозными колодками. Привод дополнительно снабжен зубчатой передачей в виде зубчатого сектора, жестко связанного с кузовом, и зубчатой шестерни, шарнирно связанной с водилом и шатуном, жестко связанным с водилом и шарнирно с тросом управления тормозными колодками. Технический результат - повышение эффективности торможения, снижение усилий водителя. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Ручной привод тормоза транспортного средства, содержащий поворотный рычаг, тягу, водило, шарнирно соединенное с тягой и шарнирно с осью, жестко соединенной с кузовом транспортного средства, причем водило связано с тросом управления тормозными колодками, отличающийся тем, что привод дополнительно снабжен зубчатой передачей в виде зубчатого сектора и зубчатой шестерни, причем зубчатый сектор установлен соосно с осью, жестко связанной с кузовом, и жестко связан с ним, а зубчатая шестерня связана шарнирно с водилом и снабжена шатуном, жестко с ним связанным, который, кроме того, шарнирно связан с тросом управления тормозными колодками.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к конструкции ручного привода тормоза.

Известен ручной привод тормоза транспортного средства, содержащий поворотный рычаг, тягу, водило (Кленников В.М., Ильин Н.М., Буралев Ю.В. Автомобиль категории "В" М., "Транспорт", 1981, с. 166, рис. 130).

Недостаток известного устройства заключается в том, что оно не изменяет соотношения сил при включении водителем ручного привода тормоза и требуется прикладывать значительные усилия к рычагу.

Наиболее близким к изобретению является ручной привод тормоза транспортного средства, содержащий поворотный рычаг, тягу, водило, шарнирно соединенное с тягой и шарнирно с осью, жестко соединенной с кузовом транспортного средства, причем, водило связано с тросом управления тормозными колодками (авт. св. СССР 1527044, опуб. 07.12.89).

Недостатком его является значительные усилия на поворотном рычаге, которые необходимо прикладывать водителю для торможения в конечном периоде торможения.

Предлагаемым изобретением решается задача снижения усилий, прикладываемых водителем к рычагу.

Для достижения указанного технического результата ручной привод тормоза транспортного средства содержит поворотный рычаг, тягу, водило, шарнирно соединенное с тягой и шарнирно с осью, жестко соединенной с кузовом транспортного средства, причем водило связано с тросом управления тормозными колодками, при этом привод дополнительно снабжен зубчатой передачей в виде зубчатого сектора и зубчатой шестерни, причем зубчатый сектор установлен соосно с осью, жестко связанной с кузовом, и жестко связан с ним, а зубчатое колесо связано шарнирно с водилом и снабжено шатуном, жестко с ним связанным, который, кроме того, шарнирно связан с тросом управления тормозными колодками.

Отличительными признаками предлагаемого привода тормоза транспортного средства является то, что привод дополнительно снабжен зубчатой передачей в виде зубчатого сектора и зубчатой шестерни, причем зубчатый сектор установлен соосно с осью, жестко связанной с кузовом, и жестко связан с ним, а зубчатое колесо связано шарнирно с водилом и снабжено шатуном, жестко с ним связанным, который, кроме того, шарнирно связан с тросом управления тормозными колодками.

Благодаря наличию этих признаков при торможении используется повышающая зубчатая передача, при этом в процессе торможения меняется положение точки приложения сил по эпицеклоиде, усиливая вследствие изменения плеч воздействие водителя на тормозную систему, при этом, повышается эффективность торможения, снижаются усилия водителя, повышается комфортность управления транспортным средством.

Предлагаемое устройство иллюстрируется чертежом, на котором изображена кинематическая схема устройства. Ручной привод тормоза транспортного средства содержит поворотный рычаг 1, тягу 2, водило 3, шарнирно соединенное с тягой 2 и шарнирно с осью 4, жестко соединенной с кузовом транспортного средства, причем, водило 3 связано с тросом 5 управления тормозными колодками. При этом, привод дополнительно снабжен зубчатой передачей в виде зубчатого сектора 6 и зубчатой шестерни 7, причем зубчатый сектор 6 установлен соосно оси 4, жестко связанной с кузовом, и жестко связан с ним, а зубчатая шестерня 7 связана шарнирно с водилом 3 и снабжена шатуном 8, жестко с ним связанным, который, кроме того, шарнирно связан с тросом 5 управления тормозными колодками. Введение в предлагаемое устройство зубчатой передачи в виде сектора и зубчатого колеса позволяет изменить соотношения плеч.

Так в первоначальный момент времени тяга 2 создает момент на плече l1, а трос 5 - на большем плече l2, что создает соотношение сил, равное l1/l2<1, но так как в этот момент времени происходит выбор зазоров в тормозном устройстве, то усилие, прикладываемое к поворотному рычагу, незначительно. В заключительный период торможения длина плеч меняется и соотношение сил становится равным L1/L2>1, т. е. усилие на поворотном рычаге 1 ручного тормоза уменьшается в L1/L2 раз.

При этом в процессе торможения меняется положение точки приложения сил 9 по эпицеклоиде 10, плавно меняется соотношения плеч, повышается комфортность управления транспортным средством.

Использование предлагаемого изобретения по сравнению с известным позволяет значительно снизить усилие на рычаге ручного привода тормоза. При этом, повышается эффективность торможения, снижаются усилия водителя.

Наверх