способ получения бензина и дизельного топлива

Классы МПК:C10G7/00 Перегонка углеводородных масел
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Кардаш Александр Филиппович
Приоритеты:
подача заявки:
2001-11-05
публикация патента:

Изобретение относится к газовой, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности. Способ осуществляется перегонкой углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС, предпочтительно смеси нефтяного сырья с газовым конденсатом. В результате перегонки выделяют прямогонные газы и бензиновую фракцию, выкипающую в интервале НК-210oС. В своей узкой фракции 122-138oС бензиновая фракция содержит ароматические, нафтеновые и метановые углеводороды в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20) : (7-38) : (7-44). Предпочтительно в бензин можно добавлять различные присадки и добавки, в частности ферроцен, диэтилферроцен, метиланилин и др. Технический результат - получение автомобильного топлива (бензина и дизельного топлива) с высокими эксплуатационными характеристиками по детонационной стойкости и цетановому числу. 7 з.п. ф-лы, 3 табл.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС, с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, отличающийся тем, что в качестве бензиновой фракции выделяют фракцию, выкипающую в интервале от начала кипения до 210oС, с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в следующих массовых соотношениях соответственно: (7-20) : (7: 38) : (7-44).

2. Способ по п. 1, отличающийся тем, что в качестве исходного сырья используют смесь нефтяного сырья с газовым конденсатом.

3. Способ по пп. 1 и 2, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % добавки, содержащей 0,1-99,7 мас. % ферроцена и остальное диэтилферроцен.

4. Способ по пп. 1-3, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % ферроцена.

5. Способ по пп. 1-4, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-0,13 мас. % N-метиланилина.

6. Способ по пп. 1-5, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-15 мас. % метанола.

7. Способ по пп. 1-6, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-30 мас. % метилтретбутилового эфира.

8. Способ по пп. 1-7, отличающийся тем, что в бензин дополнительно вводят 0,01-30 мас. % толуола.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к газовой, нефтяной, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности.

Известен способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, например, нефти с выделением бензиновой и дизельной фракций. Интервал выкипания бензиновой фракции составляет 60-180oС. Бензиновая фракция характеризуется определенным соотношением ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов в узких фракциях, выкипающих в интервалах oС: 60-95, 95-122, 122-150 (А.А. Башилов и др. "Компаундирование моторных топлив", 1958, с. 13-15).

Более близким к предложенному способу по сути является способ получения бензина и дизельного топлива путем перегонки углеводородного сырья, в частности газоконденсата, выкипающего в интервале 30-360oС с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, выкипающей в интервале от начала кипения до 180oС.

Бензиновая фракция также характеризуется определенным соотношением ароматических, нафтеновых и парафиновых углеводородов в тех же узких фракциях ("Химия и технология топлив и масел", 1985 г., 7, с.11-13).

Недостатком известных способов является невозможность получения товарных топлив с заданными характеристиками целевых продуктов, в частности детонационной стойкости бензина и высоких показателей по фракционному составу топлив.

Целью данного изобретения является получение бензина, дизельного топлива и их компонентов с определенными показателями по фракционному составу, детонационной стойкости и цетановому числу при одновременном увеличении объема их производства.

Поставленная цель достигается тем, что способ получения бензина и дизельного топлива ведут путем перегонки углеводородного сырья, выкипающего в интервале 25-360oС с отделением прямогонных газов и бензиновой фракции, выкипающей в интервале начало кипения (НК)-210oC с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в следующих массовых соотношениях соответственно (7-20) : (7-38) : (7-44). В качестве исходного сырья может быть использовано любое углеводородное сырье, в том числе и смесь различных их типов, например, смеси нефтяного сырья с газовым конденсатом, в любом их соотношении. В процессе отбора фракций можно использовать абсорбент.

В состав бензина для улучшения эксплуатационных свойств можно вводить различные присадки, вместе или в отдельности. В частности, может использоваться ферроцен в количестве 0,01-0,13% или его смесь с диэтилферроценом в том же количестве, причем смесь содержит 0,1-99,% ферроцена, а также N-метиланилин в количестве 0,01-0,13 мас.%, метилтретбутиловый эфир (МТБЭ) в количестве 0,01-30 мас.%, метанол в количестве 0,01-15 мас.%, толуол в количестве 0,01-30 мас.%.

Способ осуществляется следующим образом:

В качестве углеводородного сырья используют все виды жидкого углеводородного сырья, в том числе нефть, газовый конденсат, нефтепродукты и их смеси, имеющие в своем составе фракции, выкипающие в интервале 25-360oС.

Используемое сырье подвергают перегонке, включая процесс ректификации по фракциям, при температуре до 210oС, выделяя при этом бензиновую фракцию с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС при массовых соотношениях соответственно (7-20) : (7-38) : (7-44).

С верха колонны отделяют углеводородные газы и пары бензиновой фракции, которые по шлемофонному трубопроводу отводят и охлаждают до 40oС с последующей стабилизацией состава в рефлюксной емкости за счет отвода газа с последующей его утилизацией.

С низа емкости производят отбор бензина, который можно частично использовать для орошения при отборе фракций в ректификационной колонне, подавая на промежуточные чашечные тарелки при регулировании температуры в верхней части колонны. С низа колонны выводят кубовый остаток с температурой выкипания до 360oС, используя его в качестве дизельного топлива или его компонента (табл. 1).

Пример 1

Используют углеводородное сырье, смешивая сырую нефть и газовый конденсат в соотношении 50 : 50, содержащих углеводородные фракции, выкипающие в интервале от 25 до 360oС. В результате ректификации этого сырья выделяют бензиновую фракцию, выкипающую от начала кипения до 210oС с содержанием ароматических, нафтеновых и метановых углеводородов в ее узкой фракции 122-138oС в соответствии с табл. 2.

Пример 2

В полученный по примеру 1 бензин вводят 2,79 мас.% N-метиланилина.

Пример 3

В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь 2,79 мас.% N-метиланилина и 2,0% толуола.

Пример 4

В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:

N-метиланилин - 1,3

Толуол - 15

МТБЭ - 10

Пример 5

В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:

Толуол - 10

МТБЭ - 15

Метанол - 5

Ферроцен - 0,1

Пример 6

В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:

Толуол - 30

МТБЭ - 25

Метанол - 5

Пример 7

В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас%:

Толуол - 30

МТБЭ - 30

Метиланилин - 2,79

Пример 8

В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:

Толуол - 30

МТБЭ - 20

Метиланилин - 2,3

Пример 9

В полученный по примеру 1 бензин вводят смесь, состоящую из, мас.%:

N-метиланилин - 2,79

Толуол - 30

МТБЭ - 20

Метанол - 5

Результаты испытаний составов бензина по примерам 1-9 приведены в табл. 3.

Анализ результатов табл. 1 и 3 показывает соответствие полученных бензинов и дизельного топлива установленным нормативам, соответствующих по октановым (ИМ) и цетановым числам топлива для ДВС.

Остальные показатели качества топлив также соответствуют требуемым показателям.

Использование данного изобретения позволяет расширить номенклатуру производства моторных топлив, включая производство высокооктановых неэтилированных автомобильных бензинов марок А-76, Аи-80, Аи-91, Аи-92, Аи-93 и дизельного топлива для быстроходных дизельных двигателей, включая тепловые дизельные турбины и дизели общего назначения. Кроме того, появляется возможность уменьшить энергозатраты до 30% с сокращением энергоемких технологий и увеличением объемов производства требуемого моторного топлива в 2-5 раз на имеющихся технологических мощностях, с незначительными затратами на переоборудование технологических линий.

Класс C10G7/00 Перегонка углеводородных масел

Наверх