модельный двигатель для определения скорости горения трт в напряженно-деформированном состоянии

Классы МПК:F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Федеральный центр двойных технологий "Союз"
Приоритеты:
подача заявки:
2002-01-29
публикация патента:

Модельный двигатель для определения скорости горения твердого ракетного топлива в напряженно-деформированном состоянии содержит цилиндрический, бронированный по наружной поверхности канальный заряд твердого ракетного топлива, цилиндрический корпус с торцевыми крышками, датчик давления и сопло. Заряд имеет эластичное бронепокрытие и герметично вклеен в корпус в районе торцевых крышек. Внутренняя поверхность корпуса имеет диаметр, равный диаметру заряда ФЗ. Внутренняя поверхность корпуса в средней части корпуса имеет диаметр, который больше диаметра заряда на величину двойного максимального зазора модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX между зарядом и корпусом. В этой же части корпуса расположена цилиндрическая вставка толщиной модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСТ = модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX-модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ЗКАН)/4, где модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520 - заданная деформация твердого ракетного топлива, фКАН - диаметр канала заряда, в корпусе и во вставке высверлены сквозные отверстия диаметром не более модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX. Изобретение позволяет определить скорость горения модельного заряда твердого топлива в напряженно-деформированном состоянии в условиях, приближенных к условиям натурного ракетного двигателя твердого топлива. 4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

Модельный двигатель для определения скорости горения ТРТ в напряженно-деформированном состоянии, содержащий цилиндрический, бронированный по наружной поверхности канальный заряд ТРТ, цилиндрический корпус с торцевыми крышками, датчик давления и сопло, отличающийся тем, что заряд имеет эластичное бронепокрытие и герметично вклеен в корпус в районе торцевых крышек, где внутренняя поверхность корпуса имеет диаметр, равный диаметру заряда ФЗ, тогда как внутренняя поверхность корпуса в средней части корпуса имеет диаметр, который больше диаметра заряда на величину двойного максимального зазора модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX между зарядом и корпусом, причем в этой же части корпуса расположена цилиндрическая вставка толщиной

модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСТ = модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX-модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ЗКАН)/4,

где модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520 - заданная деформация ТРТ;

ФКАН - диаметр канала заряда, в корпусе и во вставке высверлены сквозные отверстия диаметром не более модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к установкам для определения скорости горения твердого ракетного топлива (ТРТ) в напряженно-деформированном состоянии.

В настоящее время известны установки для определения скорости горения ТРТ с использованием для регистрации положения поверхности горения перегорающих проводников, киносъемки, светорегистраторов (см. М. Баррер и др. "Ракетные двигатели", Оборонгиз, М. , 1962, стр. 207; В.С. Игнатьев и др. "Устройство для измерения скорости горения композиционных материалов". - Заявка РФ 98102477 от 10.02.98 г.). Эти установки могут быть использованы для определения скорости горения ТРТ в напряженно-деформированном состоянии. Однако определенная в них скорость горения не соответствует скорости горения в натурном ракетном двигателе твердого топлива (РДТТ). Это связано с тем, что скорость горения определяется в этих установках на небольших образцах, и результаты по скорости горения отличаются от данных в натурном РДТТ при тех же давлениях и деформациях ТРТ. Также при испытаниях в таких установках необходим предварительный наддув камеры сгорания азотом до заданного давления из баллонов большого давления, что также является недостатком.

За прототип изобретения принят модельный двигатель (МД), используемый для определения скорости горения ТРТ, описанный в статье "Некоторые проблемы исследования установившегося горения смесевых твердых топлив" (Д.В. Блэйр, Е.К. Бастресс, С.Е. Германс, К.П. Холл, М. Саммерфилд. Сборник "Исследование РДТТ" под редакцией М. Саммерфилда, Иностранная литература, Москва, 1963, стр. 135-137). Данный МД представляет собой цилиндрическую камеру сгорания с соплом для истечения продуктов сгорания, воспламенителем и датчиком измерения давления. Бронированный по боковой поверхности заряд обеспечивает радиальное горение ТРТ. Скорость радиального горения заряда ТРТ определяется по результатам испытаний МД и рассчитывается исходя из известного свода L горения заряда и времени горения заряда tз. В простейшем случае скорость горения определяется по формуле

U = L/tз, (1)

где L = (ФЗ-2модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ПКАН)/2,

ФКАН - диаметр канала заряда,

ФЗ - диаметр заряда,

модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520П - толщина эластичного бронепокрытия,

tз - время горения заряда, определенное по экспериментальной зависимости давления Р в камере сгорания от времени t (фиг.1), как это показано, например, в кн.: В.В.Рожков. "Ракетные двигатели твердого топлива". - М.: Воениздат, 1963.

Полученная таким образом скорость горения ставится в соответствие со средним давлением Рср за время горения заряда t3. МД позволяет определять скорость горения в условиях, приближенных к условиям натурного РДТТ. В то же время в таком МД нет возможности деформировать заряд ТРТ так, чтобы определять скорость горения в напряженно-деформированном состоянии. Поэтому недостатком установки является невозможность растяжения образца ТРТ для создания заданной деформации модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520, т.е. напряженно-деформированного состояния заряда во время проведения испытания.

Технической задачей изобретения является создание модельного двигателя для определения скорости горения ТРТ в напряженно-деформированном состоянии, позволяющего определять скорость горения в условиях, приближенных к условиям натурного РДТТ.

Поставленная задача решается тем, что в модельном двигателе, содержащем цилиндрический корпус с торцевыми крышками, датчик давления и сопло, канальный цилиндрический заряд ТРТ бронирован по наружной поверхности эластичным бронепокрытием. Это позволяет заряду деформироваться, не нарушая целостности бронепокрытия. Заряд герметично вклеен по боковой поверхности в корпус в районе торцевых крышек, где внутренняя поверхность корпуса имеет диаметр, равный диаметру заряда ФЗ. Внутренняя поверхность корпуса в средней части корпуса имеет диаметр DНДС, больший диаметра ФЗ на величину двойного максимального зазора модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX между зарядом и корпусом. В этой же части корпуса расположена цилиндрическая вставка толщиной модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСT. Герметичная вклейка заряда не допускает подъем давления в районе зазора между зарядом и корпусом при сжигании заряда. Высверленные в корпусе и во вставке сквозные отверстия диаметром не более модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX обеспечивают воздушное сообщение зазора с атмосферой. Благодаря этому заряд имеет возможность при возрастании давления в канале заряда во время сжигания деформироваться в пределах зазора модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520 = модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX-модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСT между зарядом и вставкой.

По определению модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520 - заданная средняя тангенциальная деформация заряда, при которой определяется скорость горения ТРТ. Она рассчитывается по формуле

модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520

где ЛC= 3,14(ФКАНЗ)/2 - длина окружности среднего диаметра заряда до сжигания,

модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520

Таким образом, с помощью вставки, изменяя ее толщину, можно изменять задаваемую деформацию модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520. Из формулы (2) следует

модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСT = модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520MAX-модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ЗКАН)/4. (3)

Выбранный диаметр сквозных отверстий, составляющий величину, не превышающую модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520МАХ, не допускает гофрирования поверхности бронепокрытия, когда при возрастании давления в МД боковая поверхность заряда соприкасается с внутренней поверхностью корпуса. Скорость горения в МД определяется по формуле (1), как в прототипе.

Внешний вид МД для определения скорости горения ТРТ в напряженно-деформированном состоянии показан на фиг.2. В корпусе 8 расположен заряд ТРТ 2, бронированный по наружной поверхности эластичным бронепокрытием 4. Заряд вклеен в корпус в районе торцевых крышек. Вставка 6 толщиной модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСТ расположена в средней части корпуса. Во вставке и корпусе просверлены сквозные отверстия 7. В донной торцевой крышке 3 расположен датчик давления 1, а в крышке 9 у противоположного торца расположено сопло 10. Зажжение образца производится воспламенителем 11. Заряд при горении деформируется в зазоре 5 шириной модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520 = модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520МАХ-модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСT. На фиг.1 представлена экспериментальная зависимость давления Р в камере сгорания от времени t при сжигании заряда. Здесь Pсp - среднее давление за время горения заряда tз. На фиг.3 показано сечение А-А в МД для определения скорости горения ТРТ в напряженно-деформированном состоянии до сжигания. На фиг.4 показано то же сечение А-А во время сжигания заряда. Пунктиром показано положение канала заряда до сжигания. Внутренняя поверхность корпуса в его средней части расточена на величину модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520МАХ - зазора между зарядом и корпусом. Технические возможности по деформации ТРТ в данном МД характеризует модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520МАХ, т.е. эта величина определяет при отсутствии вставки (модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСT = 0) максимальную допустимую деформацию, которую можно получить в МД

модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520МАХ = 4модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520МАХ/(ФЗКАН).

МД работает следующим образом. Перед испытанием в него вставляется цилиндрическая вставка толщиной модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСT, в зависимости от модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520. Толщина модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСT рассчитывается по формуле (3). В начале испытания заряд находится в ненапряженном состоянии (см. фиг.2 и 3). Воспламенитель поджигает заряд, и в МД поднимается давление. При этом заряд деформируется в тангенциальном направлении в пределах зазора модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520 = модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520МАХ-модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520ВСТ. Внутренний и наружный диаметр заряда увеличивается (см. фиг.4), вызывая его растяжение по окружности в среднем на величину деформации модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520 = 4модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520/(ФЗК). Скорость горения ТРТ в НДС определяется по результатам испытания МД по формуле (1). В каждом испытании полученные значения U(Pcp, модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520) ставятся в соответствие с деформацией модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520 и давлением Рср. Таким образом, в одном испытании определяется одно значение скорости горения. Для получения зависимости U(модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520) необходимо провести не менее двух опытов, по крайней мере при

модельный двигатель для определения скорости горения трт в   напряженно-деформированном состоянии, патент № 2201520

При испытаниях МД было установлено, что результаты определения скорости горения зарядов МД хорошо прогнозируют скорость горения натурных РДТТ.

Полученные данные могут использоваться при прогнозировании скорости горения в РДТТ в напряженно-деформированном состоянии.

Класс F02K9/96 отличающиеся специальными устройствами для испытания или проверки и измерений

установка для определения окислительной стойкости углерод-углеродного композиционного материала -  патент 2529749 (27.09.2014)
стенд для испытания сопла -  патент 2528467 (20.09.2014)
способ установки геометрической оси камеры жрд и компенсирующее замыкающее устройство для его реализации -  патент 2526998 (27.08.2014)
генератор импульсов давления в акустических полостях камер сгорания и газогенераторов жрд -  патент 2523921 (27.07.2014)
установка для испытаний высотных ракетных двигателей на твердом топливе -  патент 2514326 (27.04.2014)
стенд для высотных испытаний ракетных двигателей с тонкостенными соплами -  патент 2513063 (20.04.2014)
экспериментальный ракетный двигатель твердого топлива -  патент 2506445 (10.02.2014)
способ определения скорости горения твердого ракетного топлива -  патент 2505699 (27.01.2014)
способ измерения величины зазора между раструбом и арматурой -  патент 2500914 (10.12.2013)
способ определения скорости горения твердого ракетного топлива -  патент 2494275 (27.09.2013)
Наверх