верхний контактный узел токоприемника для электроподвижного состава

Классы МПК:B60L5/28 устройства для подъема и повторной установки токоприемника 
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно- исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения"
Приоритеты:
подача заявки:
2000-10-02
публикация патента:

Изобретение относится к области транспортной техники, а именно к верхним узлам токоприемника электроподвижного состава. Верхний контактный узел для токоприемника электроподвижного состава состоит из двух кареток, установленных шарнирно на верхней раме токоприемника, а также полозов, закрепленных на вертикально подвижных подрессоренных штоках, которые размещены в направляющих обоймах каретки. Направляющие обоймы штоков одной из кареток установлены шарнирно на оси, перпендикулярной длине полоза. Технический результат - исключение заклинивания каретки при неравномерном ходе штоков. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Верхний контактный узел токоприемника для электроподвижного состава, состоящий из двух кареток, установленных шарнирно на верхней раме токоприемника, и шарнирно закрепленных полозов на вертикально подвижных подрессоренных штоках, размещенных в направляющих обоймах каретки, отличающийся тем, что направляющие обоймы штоков одной из кареток установлены шарнирно на оси, перпендикулярной длине полоза.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к транспортной технике, а именно к верхним контактным узлам токоприемников для электроподвижного состава.

Известен верхний контактный узел в токоприемнике, состоящий из установленных шарнирно на верхней раме двух кареток с двумя полозами, сочлененными между собою телескопическими стержнями и соединенными с вертикально подвижными подрессоренными штоками кареток сферическими шарнирами (Европейский патент 0222128, МКИ 4 B 60 L 5/26, верхний узел фиг.2а и фиг. 2в).

Недостатком этого верхнего узла является то, что при неплоско-параллельном перемещении полозов (а это возможно при размещении контактного провода не по центру полоза - ближе к какой-то из кареток) может произойти заклинивание штока в обойме каркаса каретки из-за кинематического смещения по дуге центра шарнира подвески полоза.

Наиболее близким по технической сущности является верхний узел, состоящий из двух кареток, установленных шарнирно на верхней раме токоприемника, и шарнирно закрепленного полоза на вертикально подвижных подрессоренных штоках, размещенных в направляющих обоймах кареток (Европейский патент 0042334, МКИ 3 В 60 L 5/28, см. верхний узел фиг.6, 7 и 10).

Недостатком этого верхнего узла также является возможность заклинивания штоков кареток при неплоско-параллельном перемещении полоза. Такое перемещение имеет место, поскольку при работе контактный провод постоянно перемещается от центра полоза к правому либо к левому концу полоза. Ближняя к контактному проводу каретка будет воспринимать большую часть составляющей контактного нажатия.

Провал штока этой каретки будет больше, поэтому смещение центров шарниров полоза будет различно, расстояние по гипотенузе между центрами их шарниров и центрами осей штоков кареток из-за асимметричного смещения будет различно. В силу этого полоз будет уводить центр шарнира штока в сторону менее просевшей каретки, что приведет к заклиниванию штока в направляющей обойме каретки.

Задачей настоящего изобретения является исключение заклинивания кареток при неравномерном ходе штоков смежных кареток.

Эта задача решается тем, что в известном верхнем контактном узле токоприемника, состоящем из двух кареток, установленных шарнирно на верхней раме токоприемника, и шарнирно закрепленного полоза на вертикально подвижных подрессоренных штоках, размещенных в направляющих обоймах кареток, а направляющие обоймы штоков одной из кареток установлены шарнирно на оси, перпендикулярной длине полоза.

Положительный эффект состоит в том, что возможная разность расстояний между центрами шарниров подвески полоза и центрами штоков в направляющих кареток будет компенсироваться поворотом штоков с направляющими обоймами, установленными шарнирно на одной из кареток, исключая его заклинивание.

Нa фиг.1 изображен предлагаемый верхний узел при равноудаленном размещении контактного провода между каретками;

на фиг.2 - при размещении контактного провода ближе к одной из кареток.

На верхней раме 1 размещены две каретки 2 и 3, несущие полоза 4 и 5, взаимодействующие с контактным проводом 6. Полоза 4 и 5 закреплены шарнирно на вертикально подвижных подрессоренных штоках 7 и 8 кареток осями 9 и 10. Штоки 7 и 8 размещены в направляющих обоймах 11 и 12 кареток 2 и 3. При этом направляющие обоймы штоков 7 одной из кареток, например 2, установлены шарнирно на оси 13, перпендикулярной длине полоза 4 и 5.

Работает верхний узел следующим образом.

При размещении контактного провода 6 по средине полозов 4 и 5 провал (ход) штоков 7 и 8 кареток от контактного нажатия будет одинаков и вероятность заклинивания штоков 7 и 8 исключена. При размещении контактного провода 6 ближе к одной из кареток, например 2, большая часть контактного нажатия будет приходиться на штоки 7 (см. фиг.2). При этом штоки 7 и 8 просядут на разную величину. Разность провала штоков 7 и 8 кареток 11 и 12 могла бы привести к тому, что появилось относительное смещение центров шарниров полозов и осей 13 направляющих обойм кареток, однако заклинивания штоков 7 и 8 в обоймах 11 и 12 не произойдет, т.к. шарнир полозов уведет ось штоков 7 на себя за счет поворота обойм 11 на оси 13, исключая разницу смещений и возможность заклинивания.

Наверх