задвижка клиновая

Классы МПК:F16K3/312 запорные элементы, сочлененные со шпинделем 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Огниво НН"
Приоритеты:
подача заявки:
2001-05-04
публикация патента:

Изобретение относится к арматуростроению и предназначено для надежного перекрытия трубопровода. Задвижка клиновая содержит корпус с уплотнительными поверхностями с расположенными в нем дисками. Диски закреплены на подвижном штоке. Между дисками расположена бобышка цилиндрической формы со сферическими торцевыми поверхностями. Бобышка образует с дисками клиновидной формы клин с изменяющимся углом относительно оси вращения подвижного штока в зависимости от перемещения дисков клиновидной формы в корпусе. Изобретение позволяет повысить технологичность изготовления задвижки и ее ремонтопригодность. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Задвижка клиновая, содержащая корпус с уплотнительными поверхностями с расположенными в нем дисками, отличающаяся тем, что между дисками, закрепленными на подвижном штоке, расположена бобышка цилиндрической формы со сферическими торцевыми поверхностями, образующая с дисками клиновидной формы клин с изменяющимся углом относительно оси вращения подвижного штока в зависимости от перемещения дисков клиновидной формы в корпусе.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в производстве задвижек.

Известна задвижка клиновая с двухдисковым запорным органом и выдвижным шпинделем. (RU 2075679, кл. F 16 К 3/14, 20.03.1997).

Недостатком известной задвижки является нетехнологичность изготовления и недолговечность.

Известна задвижка клиновая (RU 2076974, кл. F 16 К 3/14, 10.04.1997). В корпусе задвижки расположены два одинаковых диска, образующие клин и связанные со шпинделем. На обращенных друг к другу поверхностях дисков выполнены выступы и соответствующие им впадины, расположенные по периферии поверхности дисков в плоскости, перпендикулярной оси корпуса и симметрично последней. Задвижка снабжена регулировочными прокладками, размещенными во впадинах.

Недостатками известной задвижки являются нетехнологичность изготовления за счет долгой регулировки прилегания дисков к опорной поверхности корпуса, недостаточно высокий срок службы из-за отсутствия наплавок, что приводит к коррозии уплотнительных поверхностей корпуса, а также низкая ремонтопригодность.

Наиболее близкой к изобретению по технической сущности и достигаемому результату, выбранной в качестве прототипа, является задвижка клиновая (DE 968883 А, кл. F 16 К 3/14, 03.04.1958), содержащая корпус с уплотнительными поверхностями с расположенными в нем дисками.

Недостатком известной задвижки является то, что клин состоит из большого количества деталей.

Задача изобретения заключается в повышении технологичности изготовления задвижки за счет возможности перемещения дисков вокруг сферических поверхностей бобышки, что обеспечивает более плотное прилегание дисков к корпусу задвижки и требует меньшей регулировки при сборке изделия и повышении ремонтопригодности.

Технический результат достигается тем, что в задвижке клиновой, содержащей корпус с уплотнительными поверхностями с расположенными в нем дисками, между дисками, закрепленными на подвижном штоке, расположена бобышка цилиндрической формы со сферическими торцевыми поверхностями, образующая с дисками клиновидной формы клин с изменяющимся углом относительно оси вращения подвижного штока в зависимости от перемещения дисков клиновидной формы в корпусе.

Изобретение поясняется чертежом, где на фиг.1 изображен общий вид задвижки клиновой в разрезе; на фиг.2 - диски с бобышкой между ними, в увеличенном масштабе.

Задвижка клиновая содержит корпус 1 с выполненными на его уплотнительных поверхностях наплавками 2, в котором установлены два диска 3 с наплавками 4 на их уплотнительных поверхностях. Между дисками 3 в специальных впадинах дисков размещена бобышка 5. Сверху корпуса 1 через прокладку 6 расположена крышка 7, в которой размещен шток 8.

На штоке 8 расположена сальница 9, прикрепленная к крышке 7 с помощью гаек 10 и откидных болтов 11, установленных с возможностью вращения вокруг оси 12.

Уплотнения между штоком 8 и крышкой 7 обеспечивается с помощью уплотнительных колец 13.

Диски 3 закреплены на штоке 8, установленном с возможностью перемещения относительно условного прохода, обеспечиваемого с помощью маховика 14.

Бобышка 5 имеет цилиндрическую форму со сферическими торцевыми поверхностями и образует с дисками 3 клин с изменяющимся углом (от 10 до 0o) относительно оси вращения штока 8 в зависимости от перемещения дисков 3 относительно уплотнительных поверхностей корпуса 1.

Маховик 14 прикреплен к втулке 15 с помощью контргайки 16 с возможностью их вращения вокруг крышки 7.

Верхняя часть сальницы 9 представляет собой пластину с прорезями, в которые вставлены откидные болты 11, а нижняя часть - цилиндр с отверстием внутри под шток 8.

Цилиндр сальницы 9 входит в цилиндрический паз крышки 7, в котором установлены уплотнительные кольца 13.

Диски 3 закреплены на штоке 8 при помощи Т-образного паза, выполненного в виде проточек на дисках 3.

Крышка 7 выполнена целиковой.

Шток выполнен из нержавеющей стали, а все остальные детали задвижки из стали, например, при помощи литья.

Стандартные изделия, применяемые в задвижке - болт ( не показан), например М 12 х 55 и гайки М 12, а также шайбы диаметром 12.

Задвижка клиновая работает следующим образом.

Закрытие условного прохода задвижки производят следующим образом. С помощью махови 14 производится вращение втулки 15, которая приводит в движение шток 8, обеспечивающий вертикальное движение дисков 3.

Диски 3 при перемещении за счет их клиновидной формы перекрывают условный проход корпуса 1. Герметичность задвижки обеспечивается за счет перемещения дисков 3 относительно сферической поверхности бобышки 5.

Уплотнение между корпусом 1 и крышкой 7 обеспечивается с помощью прокладки 6, выполненной, например, из паронита ПОН или вспененного графита "Графлекс", и за счет крепления болтами (не показаны).

Герметичность между крышкой 7 и штоком 8 обеспечивается при помощи уплотнительных колец 13, выполненных, например, из вспененного графита "Графлекс". С помощью откидных болтов 11 и гаек 10 производится обжим колец 13 вокруг штока 8 за счет перемещения относительно штока 8 сальницы 9.

Произведенные на уплотнительных поверхностях корпуса 1 и дисков 3 наплавки 2 и 4 при помощи, например, сварки выполнены нержавеющей проволокой.

Задвижка клиновая имеет следующие преимущества по сравнению с прототипом:

- повышается технологичность изготовления изделия за счет возможности перемещения дисков вокруг сферических поверхностей бобышки, что обеспечивает более плотное прилегание дисков к корпусу задвижки и требует меньшей регулировки при сборке изделия;

- повышается ремонтопригодность за счет менее точной подгонки дисков к корпусу.

Класс F16K3/312 запорные элементы, сочлененные со шпинделем 

задвижка запорно-регулирующая -  патент 2506483 (10.02.2014)
запорно-регулирующая задвижка -  патент 2502908 (27.12.2013)
опора шпинделя -  патент 2482366 (20.05.2013)
шиберная задвижка (варианты) -  патент 2479774 (20.04.2013)
задвижка регулирующая -  патент 2109194 (20.04.1998)
Наверх