устройство компенсации микроускорений на борту космического аппарата

Классы МПК:B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Самарский государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева
Приоритеты:
подача заявки:
2000-06-02
публикация патента:

Устройство предназначено для использования в космической технике. Устройство содержит три взаимно перпендикулярных токонесущих контура, трехкомпонентный акселерометр, трехкомпонентный феррозондовый датчик магнитного поля, микропроцессор и управляемый источник. Акселерометр и феррозондовый датчик соединены со входами микропроцессора, выходы которого соединены со входами управляемого источника тока, выходы которого включены в разрывы токонесущих контуров, расположенных на внешней поверхности аппарата. Контуры снабжены магнитными экранами. Обеспечивается уменьшение диапазона возникающих на борту микроускорений, при этом возможна точная компенсация как медленно меняющихся ускорений от внешних факторов, так и резких изменений ускорения, связанных с работой бортовой аппаратуры. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Устройство компенсации микроускорений на борту технологического космического аппарата, содержащее три взаимно перпендикулярных токонесущих контура, отличающееся тем, что оно снабжено трехкомпонентным акселерометром, трехкомпонентным феррозондовым датчиком магнитного поля, микропроцессором и управляемым источником, причем акселерометр и феррозондовый датчик соединены со входами микропроцессора, выходы которого соединены со входами управляемого источника тока, выходы которого включены в разрывы токонесущих контуров, расположенных на внешней поверхности космического аппарата, а контуры снабжены магнитными экранами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике, в частности к устройствам компенсации микроускорений.

Известно устройство (патент 2021170, Устройство для ориентации космического аппарата/ Оделевский В.К., Сергеев В.Е., Петраков В.М., Вередин B.C., МПК 5 В 64 G 1/00, опубликованный 15.10.94), включающее в себя систему управления и исполнительные органы, включающие двигатель ориентации, баллон с рабочим газом и электроклапан.

Недостатком такого устройства является невозможность регистрации и компенсации малых ускорений из-за низкой чувствительности датчиков и имеющихся утечек воздуха через клапаны, невозможность точной регулировки управляющих моментов и компенсации резких ускорений, зависящих от режимов работы бортового оборудования.

В качестве прототипа выбрано устройство (Коваленко А.П. Магнитные системы управления космическими аппаратами. - М.: Машиностроение, 1975- 248 с.), предназначенное для ориентации КА по магнитному полю Земли (МПЗ), содержащее три катушки, ориентированные по взаимно ортогональным осям, связанным со спутником, создающее магнитные моменты, когда электрический ток протекает по виткам катушек, взаимодействуя с МПЗ.

Недостатком такого устройства является его повышенная масса и сильное магнитное поле, которое может влиять на технологические процессы, протекающие на борту КА.

Задачей изобретения является снижение уровня микроускорений на борту технологического космического аппарата (КА), не влияя на технологические процессы.

Поставленная задача достигается тем, что устройство, содержащее три взаимно перпендикулярных токонесущих контура, согласно изобретению, снабжено трехкомпонентным акселерометром, трехкомпонентным ферро-зондовым датчиком магнитного поля, микропроцессором и управляемым источником, причем акселерометр и феррозондовый датчик соединены со входами микропроцессора, выходы которого соединены со входами управляемого источника тока, выходы которого включены в разрывы токонесущих контуров, расположенных на внешней поверхности КА, а контуры снабжены магнитными экранами.

Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 представлена функциональная схема устройства; на фиг.2 показано расположение магнитных экранов.

Устройство компенсации содержит трехкомпонентный акселерометр 1 (фиг.1), микропроцессор 2, управляемый источник тока 3, токонесущие контуры 4, трехкомпонентный феррозондовый датчик магнитного поля 5 и магнитные экраны 6 (фиг. 2), акселерометр 1 и феррозондовый датчик 5 соединены со входами микропроцессора 2, выходы которого соединены со входами управляемого источника тока 3, выходы которого включены в разрывы токонесущих контуров 4.

Устройство работает следующим способом: с акселерометра 1 снимают информацию о величине и направлении вектора ускорения. С помощью феррозондового датчика 5 измеряют проекции вектора магнитного поля Земли Вх, By, Bz на оси координат. После обработки этой информации микропроцессор 2 вычисляет токи в контурах, требуемые для уменьшения ускорения. Затем микропроцессор подает сигналы управления на источник тока 3, токи с которого поступают в контуры 4.

Для того чтобы уменьшить влияние магнитного поля контуров на технологические процессы на борту КА, под контурами размещены магнитные экраны 6, выполненные в виде ленты из материала с высокой магнитной проницаемостью.

Поясним процесс определения токов в контурах.

Вектор ускорения устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311, который измеряется акселерометром 1, можно разложить на две составляющие: нормальную устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311 и тангенциальную устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311. Зная их, можно найти угловые ускорение и скорость:

устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311

устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311

Вращательный магнитный момент, действующий на контур, равен

устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311

где устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311 - вектор дипольного магнитного момента; S - площадь контура; I - ток, протекающий по контуру; устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311 - единичный вектор, направление которого связано с направлением тока в контуре правилом правого винта.

Примем, что управляющий момент формируют по пропорциональному закону устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311, где к - коэффициент пропорциональности; устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311- вектор ошибки:

устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311

Здесь кустройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311- коэффициент пропорциональности.

Таким образом, (3) можно переписать в виде:

устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311

Решением уравнения (5) можно записать в виде:

устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311

Зная угловые скорость и ускорение, вычисляемые на основе сигналов с акселерометра 1 и величины проекций вектора магнитной индукции Вх, By, Вz, определяемые датчиком 5, можно из (4) найти вектор погрешности ориентации устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311 а затем вычислить токи, необходимые для возврата КА в нужное положение.

устройство компенсации микроускорений на борту космического   аппарата, патент № 2185311

где Iх, Iу, Iz - токи в контурах, охватывающих оси OX, OY, OZ соответственно. От знака в правой части равенства зависит направление тока в контуре по правилу правого винта.

Преимуществом разрабатываемого устройства является уменьшение диапазона возникающих на борту микроускорений, при этом возможна точная компенсация как медленно меняющихся ускорений от внешних факторов, так и резких изменений ускорения, связанных с работой бортовой аппаратуры.

Класс B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет -  патент 2521117 (27.06.2014)
способ управления выведением космического аппарата на орбиту искусственного спутника планеты -  патент 2520629 (27.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519288 (10.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514650 (27.04.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514649 (27.04.2014)
устройство управления положением космического аппарата в пространстве с использованием орбитального гирокомпаса -  патент 2509690 (20.03.2014)
способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления -  патент 2506206 (10.02.2014)
стабилизация движения неустойчивых фрагментов космического мусора -  патент 2505461 (27.01.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2501720 (20.12.2013)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
Наверх