способ умерения параметрической угловой качки осесимметричных буев

Классы МПК:B63B22/00 Буи, бакены
B63B39/00 Способы и устройства для уменьшения килевой и бортовой качки или подобных нежелательных движений водных транспортных средств; аппаратура для определения положения (осадки, крена) судна на воде
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Центральный научно-исследовательский институт им. акад. А.Н. Крылова
Приоритеты:
подача заявки:
2000-07-05
публикация патента:

Способ умерения параметрической угловой качки осесимметричных буев основан на снижении центра тяжести буя, установке на его корпусе выступающих частей и придании корпусу буя выше и ниже конструктивной ватерлинии формы тела, любые сечения которого плоскостями, параллельными конструктивной ватерлинии, имеют момент инерции площади относительно центральной поперечной оси сечения, определяемый соотношением Jz = Jквл + Sквл(T-Z)(T-Zg), где Z - аппликата сечения, проведенного параллельно конструктивной ватерлинии; Jквл - момент инерции площади конструктивной ватерлинии буя относительно ее центральной поперечной оси; Sквл - площадь конструктивной ватерлинии буя; Т - осадка буя по конструктивную ватерлинию; Zg - аппликата центра тяжести буя. Реализация способа позволит снизить качку буев. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Способ умерения параметрической угловой качки осесимметричных буев, основанный на снижении центра тяжести буя и увеличении демпфирования его угловой качки путем установки на его корпусе выступающих частей, обладающих большим вихревым сопротивлением, отличающийся тем, что дополнительно уменьшают действующее на буй волновое возмущение, для чего корпусу буя, выше и ниже его конструктивной ватерлинии, придают форму тела, любые сечения которого плоскостями, параллельными конструктивной ватерлинии, имеют момент инерции площади Jz относительно центральной поперечной оси сечения, определяемый соотношением

Jz = Jквл + Sквл (T - Z) (T - Zg),

где Z - аппликата сечения, проведенного параллельно конструктивной ватерлинии, на расстоянии Z от основной плоскости буя;

Jквл - момент инерции площади конструктивной ватерлинии буя относительно ее центральной поперечной оси;

Sквл - площадь конструктивной ватерлинии буя;

T - осадка буя по конструктивную ватерлинию;

Zg - аппликата центра тяжести буя.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области судостроения, в частности к решению вопросов проектирования формы корпуса осесимметричных буев, имеющих малую угловую параметрическую качку на волнении, используемых в качестве средств океанотехники, например, в качестве носителей буровых и нефтедобывающих установок на воде. Параметрическими считаются колебания, вызванные изменением параметра колебательной системы - ее жесткости.

Известен способ снижения параметрической угловой качки осесимметричных буев различной формы, согласно которому принимают конструктивные мероприятия по увеличению их остойчивости, а также демпфирования их колебаний путем снижения центра тяжести буя и увеличения демпфирования его угловой качки за счет установки на его корпусе выступающих частей, обладающих большим вихревым сопротивлением (см. Dern J-C. Unstable Motion of Free Spar Buoys in Waves, 9-th Symposium Naval Hydrodynamics. V. 1, Paris, France, 1972, pp. 1003-1078), принятый за прототип.

Недостатком такого решения является то, что при увеличении остойчивости буй как колебательная система может оказаться настроенным на частоты волн, соответствующие области основного резонанса колебаний буя, что приведет к усилению качки, а на выступающих частях, демпфирующих качку, на волнении могут возникать возмущающие силы, также приводящие к ее усилению.

Заявляемое изобретение направлено на умерение параметрической угловой качки осесимметричных буев за счет придания им особой, благоприятной для уменьшения амплитуды качки буя на волнении, формы корпуса.

Указанный технический результат достигается тем, что в известном способе умерения угловой параметрической качки осесимметричных буев в дополнение к выбору оптимального положения центра тяжести буя и увеличению демпфирования угловой качки путем установки на его корпусе выступающих частей, обладающих большим вихревым сопротивлением, также уменьшают действующее на буй волновое возмущение, для чего корпусу буя, выше и ниже его конструктивной ватерлинии (КВЛ), придают форму тела, любые сечения которого плоскостями, параллельными конструктивной ватерлинии, имеют момент инерции площади Jz относительно центральной поперечной оси сечения, определяемый соотношением

Jz=Jквл+Sквл(T-Z)(T-Zg), (1)

где Z - аппликата сечения, проведенного параллельно конструктивной ватерлинии, на расстоянии Z от основной плоскости буя;

Jквл - момент инерции площади конструктивной ватерлинии буя относительно ее центральной поперечной оси;

Sквл - площадь конструктивной ватерлинии буя;

T - осадка буя по конструктивную ватерлинию;

Zg - аппликата центра тяжести буя.

Уменьшение волнового возмущения, действующего на буй, приводит к падению амплитуды угловой параметрической качки.

Придание корпусу буя такой формы, у которой любое поперечное сечение в районе КВЛ имеет момент инерции площади Jz относительно центральной поперечной оси, определяемый соотношением (1), обеспечивает незначительное изменение остойчивости буя на волнении, поскольку Jz является одной из составляющих остойчивости и зависит от формы тела.

Сущность изобретения поясняется двумя примерами устройств (фиг. 1 и фиг. 2), направленных на реализацию предлагаемого способа.

На фиг. 1 показан эскиз буя, которому придана коническая форма внешних обводов и цилиндрическая форма внутренних обводов, а на фиг.2 - буй с цилиндрическими внешними обводами и коническими внутренними.

Корпус 1 буя (фиг. 1) в его верхней части имеет коническую форму 2, а внутри него осесимметрично выполнено отверстие 3 цилиндрической формы. В нижней части буя установлена выступающая часть 4, обладающая большим вихревым сопротивлением.

Корпус 1 буя (фиг.2) имеет снаружи цилиндрическую форму 5, внутри его нижней части осесимметрично выполнено отверстие цилиндрической формы 6, а в верхней части осесимметрично выполнено отверстие в виде перевернутого усеченного конуса 7. В нижней части имеется также выступающая часть 4.

При вертикальной качке буев указанных форм относительно волнового профиля, например, при их погружении, с одной стороны, увеличивается их объемное водоизмещение, с другой - вследствие уменьшения Jz происходит уменьшение метацентрической высоты буев в такой степени, что результирующий коэффициент остойчивости Dh, представляющий собой произведение водоизмещения буя D на его метацентрическую высоту h, остается практически без изменения. Вследствие этого угловая параметрическая качка буев не возникает или существенно снижается.

Наряду с этим буям могут быть приданы и другие формы внешних и внутренних обводов, при которых обеспечивается выполнение соотношения (1), способствующего умерению угловой параметрической качки.

Испытания модели осесимметричного буя (фиг.1) на регулярном волнении, имеющем водоизмещение около 0,13 м3, показали, что предлагаемый характер обводов снижает максимальные амплитуды угловой параметрической качки примерно в 4,5-5 раз по сравнению с аналогичной моделью, имеющей цилиндрические обводы в районе переменной смоченной поверхности.

В условиях нерегулярного волнения наблюдалось примерно двухкратное умерение параметрической угловой качки при незначительном отличии амплитуд вертикальной качки.

Класс B63B22/00 Буи, бакены

способ применения радиогидроакустических буев реактивных (варианты) -  патент 2525189 (10.08.2014)
способ подачи сигналов об аварии подо льдом с помощью гидроакустического сигнализатора и устройство для его осуществления -  патент 2520985 (27.06.2014)
система швартовки с отделенными якорными оттяжками и/или системой водоотделяющих колонн -  патент 2519456 (10.06.2014)
устройство для отсоединения швартовки (варианты) -  патент 2516960 (20.05.2014)
турель бурового судна -  патент 2508223 (27.02.2014)
способ отсоединения буя от судна и устройство для использования в этом способе -  патент 2508222 (27.02.2014)
способ и устройство доставки дрифтеров в зону исследований -  патент 2506193 (10.02.2014)
судно для бурения и добычи в ледовых водах -  патент 2499724 (27.11.2013)
разъединяемое швартовное устройство -  патент 2493041 (20.09.2013)
плавучая платформа, оснащенная турелью с опорами качения, расположенными вне воды -  патент 2492102 (10.09.2013)

Класс B63B39/00 Способы и устройства для уменьшения килевой и бортовой качки или подобных нежелательных движений водных транспортных средств; аппаратура для определения положения (осадки, крена) судна на воде

способ умерения бортовой качки судна посредством пассивного успокоителя бортовой качки и пассивный успокоитель бортовой качки судна -  патент 2529244 (27.09.2014)
способ гашения вынужденной вибрации гидродинамического стабилизатора судна -  патент 2523725 (20.07.2014)
автоматизированная система кренования судна -  патент 2522671 (20.07.2014)
гидрореактивное устройство для преобразования механической энергии качки судна в гидрореактивную энергию -  патент 2521703 (10.07.2014)
плавучая опора или судно, оснащенное устройством обнаружения движения свободной поверхности тела жидкости -  патент 2520622 (27.06.2014)
способ контроля непотопляемости судна -  патент 2518374 (10.06.2014)
успокоитель качки скоростного судна -  патент 2512078 (10.04.2014)
система и способ активной и пассивной стабилизации судна -  патент 2507105 (20.02.2014)
успокоитель боковой качки судна -  патент 2500568 (10.12.2013)
способ определения веса судна и аппликаты его центра тяжести -  патент 2499722 (27.11.2013)
Наверх