устройство защиты вращающихся узлов машин от внешних загрязнений

Классы МПК:F16C1/06 с направляющей оболочкой, трубой или кожухом
F16C1/26 конструкции направляющих оболочек или труб 
F16C3/02 валы; оси 
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Шагаев Геннадий Хусаинович,
Павленко Григорий Антонович,
Молчанов Евгений Петрович,
Коряков Анатолий Степанович,
Приказчикова Лидия Ивановна,
Галай Михаил Иванович
Приоритеты:
подача заявки:
1998-06-19
публикация патента:

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано преимущественно в автомобильной и тракторной технике для защиты шарниров, валов, опор, втулок и других вращающихся деталей от внешних загрязнений (пыли, грязи и др.). Согласно изобретению известный гибкий чехол произвольной формы, крепящийся на валу вращающегося узла с помощью хомутов, выполнен из двух или нескольких продольных частей. Продольные части чехла крепятся между собой посредством стыковочных замков и перехватываются гибкими жгутами, имеющими на торцах стыковочные замки. Кроме того, на поверхности стыковочных замков продольных частей чехла и гибких жгутов нанесено склеивающее и герметизирующее вещество. Техническим результатом предложенного устройства является быстрая, нетрудоемкая замена изношенного чехла без разборки узла машины, а также прочность чехла и повышенное качество защиты от внешних загрязнений. 1 з.п.ф-лы, 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

1. Устройство защиты вращающихся узлов машин от внешних загрязнений, включающее цилиндрический, конический или сложной формы гибкий чехол, закрепленный на валу узла хомутами, отличающееся тем, что чехол выполнен из двух или нескольких продольных частей со стыковочными замками вдоль продольных частей, при этом продольные части чехла перехватываются гибкими жгутами со стыковочными замками на торцах.

2. Устройство защиты по п.1, отличающееся тем, что на поверхности замков продольных частей чехла и гибких жгутов нанесено склеивающее и герметизирующее вещество.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области общего машиностроения и может быть использовано преимущественно в автомобильной и тракторной технике для защиты шарниров, валов, опор, втулок и других вращающихся узлов от внешних загрязнений (пыли и грязи и др.).

Известные устройства для защиты узлов машин от внешних загрязнений представляют собой закрытые цилиндры или сосуды типа стационарных коробок с уплотнениями на валах деталей (см. П.И.Орлов. Основы конструирования. Книга 1. М.: Машиностроение. 1988, с. 473-507).

Недостатком их является то, что для гибких валов типа карданных, тросовых, резиновых и т.п., имеющих несколько степеней свободы, стационарные коробки ограничивают их степени свободы и не позволяют вращающимся узлам выполнять функциональное назначение.

Наиболее близким, принятым за прототип, является устройство защиты вращающихся узлов машин от внешних загрязнений, включающее цилиндрический, конический или сложной формы гибкий чехол, закрепленный на валу узла хомутами (см. Автомобиль ВАЗ-2121. Многокрасочный альбом. М.: Машиностроение, 1994, с. 45, лист 21, поз. 22). Данное устройство не ограничивает степени свободы вращающихся узлов, а также обеспечивает их надежную защиту от внешних загрязнений.

Недостатком данного известного устройства является высокая трудоемкость замены изношенного чехла, при которой необходимо разбирать весь узел машины.

Задачей предложенного изобретения является создание устройства защиты вращающихся узлов машин от внешних загрязнений, лишенного недостатка прототипа.

Техническим результатом предложенного устройства является быстрая, нетрудоемкая замена изношенного чехла без разборки узла машины, а также прочность чехла и повышенное качество защиты от внешних загрязнений.

Технический результат достигается тем, что в известном устройстве защиты вращающихся узлов машин от внешних загрязнений, включающем цилиндрический, конический или сложной формы гибкий чехол, закрепленный на валу узла хомутами, согласно изобретению чехол выполнен из двух или нескольких продольных частей со стыковочными замками вдоль продольных частей, при этом продольные части чехла перехватываются гибкими жгутами со стыковочными замками на торцах; на поверхности замков продольных частей чехла и гибких жгутов нанесено склеивающее и герметизирующее вещество.

Достижение технического результата обеспечено выполнением чехла из двух и более продольных частей, что позволяет быстро заменить его, удалив продольные части без разборки узла машины. Наличие стыковочных замков вдоль продольных частей чехла и гибких жгутов с замками на торцах обеспечивает прочность чехла, испытывающего значительные нагрузки во время работы вращающихся узлов машин. Нанесение склеивающего и герметизирующего вещества на поверхности замков повышает прочность крепления и качество защиты узлов машин от внешних загрязнений.

На чертежах представлены: фиг.1 - вид устройства сбоку: фиг.2 - вид A (слева), на котором устройство изображено в разомкнутом виде; фиг.3 - разрез Б-Б.

Предложенное устройство защиты содержит гибкий чехол 1, выполненный из двух или нескольких продольных частей. Чехол 1 крепится на валу вращающегося узла хомутами 2. Вдоль продольных частей чехла 1 выполнены стыковочные замки 3 (на чертеже показаны в разомкнутом виде). Чехол 1 перехвачен гибкими жгутами 4, имеющими на торцах стыковочные замки 5. На поверхности замков 3 и 5 нанесено склеивающее и герметизирующее вещество 6.

Предложенное изобретение работает следующим образом. Отпирают стыковочные замки 5 гибких жгутов 4 и снимают их с чехла 1. Изношенный чехол 1 срезают и удаляют продольные части, отперев стыковочные замки 3. На его место устанавливают новый чехол 1, запирая стыковочные замки 3 вдоль продольных частей, предварительно покрыв поверхности замков 3 веществом 6. Чехол 1 закрепляют на валу узла хомутами 2. Затем перехватывают чехол 1 гибкими жгутами 4 и фиксируют замки 5, предварительно покрыв их поверхности веществом 6. После непродолжительного времени, необходимого для полимеризации склеивающего и герметизирующего вещества 6, устройство защиты готово к работе.

Экономия времени при использовании предложенного устройства составит около 3-х часов при каждой операции замены изношенного чехла.

Класс F16C1/06 с направляющей оболочкой, трубой или кожухом

Класс F16C1/26 конструкции направляющих оболочек или труб 

Класс F16C3/02 валы; оси 

Наверх