самоустанавливающийся опорный узел вращения вала

Классы МПК:F16C23/04 самоустанавливающиеся 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Закрытое акционерное общество "Сибнефтехнология"
Приоритеты:
подача заявки:
1997-07-17
публикация патента:

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть применено в опорах аппаратов, работающих со смазкой. Сущность изобретения заключается в том, что узел снабжен подвижной и неподвижной втулками, имеющими форму храповика. Между втулками размещено упрогоэластичное кольцо. Втулки шарнирно связаны с опорами и с установленными в них антифрикционными и промежуточными вкладышами. Технический результат - уменьшение износа вкладышей и увеличение срока службы опор. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Самоустанавливающийся опорный узел вращения вала, содержащий антифрикционные и промежуточные вкладыши, отличающийся тем, что он имеет отдельные опоры, в которые установлены упомянутые вкладыши, снабжен подвижной и неподвижной втулками, расположенными на валу, между втулками размещено упругоэластичное кольцо, причем наружная поверхность втулок имеет форму храповика, а внутренняя поверхность опор выполнена с возможностью повторения наружной поверхности втулок, при этом втулки шарнирно связаны с опорами и вкладышами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к общему машиностроению и может быть применено в опорах аппаратов, работающих со смазкой водой или жидкой рабочей средой.

Известен самоустанавливающийся подшипниковый узел скольжения, содержащий корпус и подшипник, выполненный самоустанавливающимся в диаметральных плоскостях и смонтированный в корпусе на вкладышах [1].

Недостатком этого узла является радиальное биение подшипника при его износе.

Наиболее близким техническим решением, взятым за прототип, является подшипник скольжения, содержащий корпус и промежуточные и антифрикционные вкладыши, установленные в пазах корпуса [2].

Недостатком этого подшипника является сложность подбора конструктивных размеров и материала промежуточных вкладышей для обеспечения оптимального прижима антифрикционных вкладышей к поверхности вращения, исключающего биение или заклинивание подшипника.

Задачей изобретения является обеспечение компенсации износа трущихся поверхностей вращения и оптимального прижима опор узла при вращении вала.

Решение поставленной задачи достигается тем, что самоустанавливающийся опорный узел вращения вала, содержащий антифрикционные и промежуточные вкладыши, имеет отдельные опоры, в которые установлены вышеупомянутые вкладыши, в также снабжен подвижной и неподвижной втулками, расположенными на валу, между втулками размещено упругоэластичное кольцо, при этом наружная поверхность втулок выполнена в виде храповика, а внутренняя поверхность опор выполнена с возможностью повторения наружной поверхности втулок, причем втулки шарнирно связаны с опорами и вкладышами.

Сущность заявляемого устройства заключается в том, что опоры с антифрикционными и промежуточными вкладышами косвенно связаны с валом, на котором размещаются втулки узла вращения, с которыми опоры связаны шарнирно, благодаря этому при вращении опоры за счет центробежного эффекта одинаково воздействуют на поверхность вращения, предотвращая радиальное биение вала, упругоэластичные кольца между втулками и промежуточные вкладыши компенсируют износ антифрикционных вкладышей и исключают заклинивание узла.

На фиг. 1 изображено предлагаемое устройство, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.

Самоустанавливающийся опорный узел вращения вала 1 состоит из опор 2 с установленными в них антифрикционными 3 и промежуточными 4 вкладышами, при этом первые выполнены, например, из латуни, а вторые, например, из маслостойкой резины, опоры 2 шарнирными тягами 5 связаны с подвижной втулкой 6 и установленной на валу 1 на продольной призматической шпонке 7 по ходовой посадке с возможностью осевого перемещения неподвижной втулкой 8, зафиксированной на валу 1 стопорным винтом 9 для предотвращения смещения узла в целом по валу 1, между втулками 6 и 8 расположено упругоэластичное кольцо 10, например, из маслостойкой резины, наружная поверхность втулок 6 и 8 выполнена в виде храповика, внутренняя поверхность опор 2 выполнена в соответствии с профилем храповика, т.е. втулок 6 и 8. На фиг. 2 также показана поверхность вращения Б.

Узел вращения работает следующим образом.

При вращении вала 1 опоры 2 за счет центробежного эффекта прижимаются к поверхности вращения Б, при этом поверхности Б касаются антифрикционными вкладышами 3, вкладыш 4 служит амортизатором, тяги 5 при радиальном смещении опор 2 притягивают втулки 6 и 8 навстречу друг другу, при этом кольцо 10 также является амортизатором.

Таким образом происходит самоустанавливание опорного узла вращения вала.

Источники информации

1. Авторское свидетельство СССР N 557212, F 16 C 23/04, 1987.

2. Авторское свидетельство СССР N 584122, F 16 C 25/02, 1977.

Наверх