шиберная задвижка

Классы МПК:F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 
F16K37/00 Приспособления в клапанах или на клапанах или других запорных устройствах для указания или регистрации их работы или для сигнализации
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Акционерная компания "Корвет"
Приоритеты:
подача заявки:
1996-01-10
публикация патента:

Шиберная задвижка предназначена для визуального определения положения шибера в любой момент времени. Шиберная задвижка содержит корпус, шибер, крышку, невыдвижной шпиндель с установленным за посадочным местом под маховик на резьбовой поверхности указателем хода с фиксатором. Последний взаимодействует с установленным на крышке стопором. Задвижка снабжена резьбовой втулкой, закрепленной на шпинделе и взаимодействующей с кольцевым указателем хода. Резьбовая втулка выполнена со стороны, обращенной к маховику, с буртом и регулируемым упором, установленным параллельно шпинделю в указателе хода. Стопор выполнен в виде закрепленного своей горловиной на крышке стакана с нанесенной на него маркировкой крайних положений шибера и с пазами, в которые введен фиксатор указателя хода. 3 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3

Формула изобретения

Шиберная задвижка, содержащая корпус, шибер, крышку, невыдвижной шпиндель с установленным за посадочным местом под маховик на резьбовой поверхности указателем хода с фиксатором, взаимодействующим с установленным на крышке стопором, отличающаяся тем, что она снабжена закрепленной на шпинделе и взаимодействующей с кольцевым указателем хода резьбовой втулкой, выполненной со стороны, обращенной к маховику, с буртом, и регулируемым упором, установленным параллельно шпинделю в указателе хода, при этом стопор выполнен в виде закрепленного своей горловиной на крышке стакана с нанесенной на него маркировкой крайних положений шибера и с пазами, в которые введен фиксатор указателя хода.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к трубопроводной арматуре, в частности к шиберной задвижке, и может быть использовано в нефтедобывающей промышленности.

Известны задвижки шиберные с невыдвижным шпинделем (см. проспект фирмы ГМС США, 1993), при вращении которого посредством маховика шибер занимает положение "открыто" или "закрыто", но данные задвижки не имеют наружного указателя положения запорного органа и нет механизма регулировки точного совмещения проходных сечений шибера и корпуса, что затрудняет эксплуатацию задвижек на объекте, т.к. неясно, в каком положении находится шибер. А при открытом положении задвижки возможно несовпадение проходных сечений корпуса и шибера, что затрудняет эксплуатацию задвижки на объекте, т.к. через проходное сечение задвижки, например, в фонтанной арматуре (елочке) при добыче нефти необходимо опускание в скважину инструментов и оборудования.

Известна также запорная арматура (клапаны) (Кашанский М.С. и др. Судовая арматура. Судостроение, 1974, см. фиг. 147 и 151, с. 229 и 231), которая имеет резьбовую втулку, неподвижно установленную на шпинделе, по резьбе которой перемещается кольцевой указатель, снабженный двумя ушками с рисками крайних положений и размещенных в пазах крышки клапана.

Известны также клиновые задвижки с невыдвижным шпинделем (см. там же, фиг. 219, с. 326), которые снабжены наружным указателем положения запорного органа, "О" - открыто, "З" - закрыто, состоящим из указателя хода перемещающегося по резьбовой части шпинделя, при этом торец указателя хода взаимодействует с неподвижной колонкой, установленной на крышке задвижки и имеющей метки конечных положений запорного органа. Но данный тип задвижки не требует, по сравнению с шиберной, точного расположения запорного органа относительно проточного сечения корпуса, т.к. он работает по конечным положениям: до упора в крышку - положение "открыто", до упора в уплотнительное поле корпуса - положение "закрыто", а значит отсутствует механизм регулировки положения клина.

Сущностью изобретения является улучшение условий эксплуатации шиберных задвижек с невыдвижным шпинделем путем введения элементов настройки и указания положения шибера.

Сущность изобретения достигается тем, что неподвижно закрепленная на шпинделе резьбовая втулка со стороны маховика снабжена буртом, взаимодействующим с регулируемым упором, установленным параллельно шпинделю в кольцевом указателе, фиксаторы которого взаимодействуют с пазами стопора, выполненного в виде стакана, жестко закрепленного своей горловиной на крышке задвижки.

На фиг. 1 показан главный вид шиберной задвижки; на фиг. 2 - вид 1 на фиг. 1, на фиг. 3 - разрез A-A на фиг. 2.

Задвижка состоит из корпуса 1, установленных в нем седел 2 с каналом 3, уплотняющего шибера 4 с каналом 5, управляемого шпинделем 6 закрепленного в подшипниковом узле 7 и смонтированного на нем маховика 8. Корпус 1 закрыт коробкой сальника 9, крышкой 10, на которой закреплен стопор 11, охватывающий резьбовую втулку 12 (фиг. 3) с буртом 13 (фиг. 2), взаимодействующим с регулируемым упором 14, установленным в указателе хода 15, имеющем фиксаторы 16 (выполненные, например, в виде ушек) (фиг. 3), помещенные в пазы 17 стопора 11, на наружной поверхности которого имеются метки "О" и "З", что означает "открыто" и "закрыто".

Сборка шиберной задвижки и настройка положения шибера производится следующим образом. Установив в корпусе 1 седла 2 шибер 4 с ввинченным в него шпинделем 6, устанавливаем коробку сальника 9, подшипниковый узел 7 и крышку 10. После этого фиксируем жестко резьбовую втулку 12 с навинченным на нее указателем хода 15 в сборе с регулируемым упором 14. Затем осуществляем настройку положения шибера, для чего, вращая шпиндель 6, поднимаем шибер 4 так, чтобы канал 5 шибера точно совпал с каналом 3 корпуса, проверяем совпадение калибром (не показан), при этом указатель хода 15 свинчиваем до тех пор, пока не совпадает риска на торцевой поверхности фиксатора 16 с отметкой "О" (открыто) на наружной поверхности стопора 11, установленного на крышку 10, но не закрепленного, после чего упор 14 подводим до бурта 13 резьбовой втулки 12 и фиксируем его, затем закрепляем крышку 10. Монтируем маховик. Задвижка готова к эксплуатации.

Работа задвижки осуществляется следующим образом.

При вращении маховика 8 по часовой стрелке шпиндель 6 подает шибер ко дну корпуса 1, который перекрывает канал 3 корпуса 1. При этом указатель хода 15 под действием резьбовой поверхности втулки 12 перемещаем к торцу крышки 10 до соприкосновения, а риски указателя хода и на боковой поверхности стопора с маркировкой "З" совпадут. Задвижка закрыта.

Для открытия задвижки вращаем маховик против часовой стрелки, шпиндель 6 подает шибер 4 до тех пор, пока канал 3 корпуса 1 не совпадает с каналом 5 шибера, а указатель хода 15 с упором 14 по резьбовой поверхности втулки перемещается до соприкосновения с буртом 13 втулки 12, при этом риска на указателе хода совпадает с маркировкой "О" на стопоре. Задвижка открыта.

Таким образом, использование предлагаемого изобретения позволяет в любой момент времени визуально определить положение шибера и без использования селективной сборки обеспечить точное совпадение проходного сечения седла, корпуса и шибера, т.е. создать возможность замены деталей при ремонте задвижки.

Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 

узел затвора клиновой задвижки -  патент 2518704 (10.06.2014)
износостойкий запорный узел "игр" -  патент 2516758 (20.05.2014)
дроссельно-регулирующее устройство -  патент 2514328 (27.04.2014)
запорный клапан с невыдвижным шпинделем -  патент 2510475 (27.03.2014)
запорно-регулирующая задвижка -  патент 2502908 (27.12.2013)
регулирующее устройство -  патент 2498137 (10.11.2013)
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом -  патент 2489630 (10.08.2013)
задвижка запорная -  патент 2470209 (20.12.2012)
клапан -  патент 2468271 (27.11.2012)
клапан регулирующий шиберный -  патент 2466318 (10.11.2012)

Класс F16K37/00 Приспособления в клапанах или на клапанах или других запорных устройствах для указания или регистрации их работы или для сигнализации

Наверх