способ речевой реабилитации при сенсорной афазии

Классы МПК:A61N5/06 с использованием света
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Руднев Вячеслав Александрович,
Прокопенко Семен Владимирович,
Похабов Дмитрий Владимирович
Приоритеты:
подача заявки:
1993-12-24
публикация патента:

Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитации речевых нарушений при патологии коры головного мозга и может быть использовано в практической неврологии логопедии. Способ позволяет увеличить эффективность лечения сенсорных афазий. Для этого задают ритм с помощью светозвуковой стимуляции с первоначальной частотой 1 Гц, затем определяется режим наилучшего воспроизведения темпа стимуляции в 1 Гц (световой, звуковой, светозвуковой) посредством исследования фаз движения кисти, отстукивающей темп стимуляции и последующие занятия приводят в оптимальном режиме (световом, звуковом или светозвуковом) с частотой в 1 Гц.

Формула изобретения

Способ речевой реабилитации при сенсорной афазии, включающий занятия с воспроизведением больным заданного темпа-ритма, отличающийся тем, что предварительно задают ритм световой, звукой и светозвуковой стимуляции с частотой 1 Гц, при воспроизведении заданного ритма определяют время двигательного цикла руки больного, отстукивающего темп при предъявлении каждого вида сенсорной стимуляции, и занятия проводят с использованием того вида стимуляции, при предъявлении которого получают минимальное время продолжительности двигательной реакции.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к медицине, а именно к реабилитации речевых нарушений при патологии коры головного мозга.

Известен способ мелодико-интонационной структуры речи, когда при лечении афазии короткие фразы вводятся в простую мелодию. При произнесении фразы больной производит рукой отстукивание ритма фразы.

Недостатком данного способа является относительно низкая эффективность реабилитации у взрослых, особенно при сенсорных афазиях, когда в первую очередь нарушается смысловое понимание фразы.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому способу является метод ритмико-мелодической структуры речи, когда при восстановлении речевых нарушений используется ритм мелодии, стихотворения, которые воспроизводятся больным [постукивание пальцами кисти по плоскости] одновременно с произнесением текста.

Однако данный способ имеет следующие недостатки:

при корковой патологии сенсорных систем происходит нарушение генерации и воспроизведения речевых темпо-ритмов;

-относительно низкая эффективность реабилитации, особенно в поздние сроки от начала заболевания.

Задачей изобретения является создание эффективного способа лечения сенсорных афазий с использованием в процессе реабилитации индивидуально подобранного темпо-ритма экзогенной стимуляции.

Поставленная задача решается тем, что ритм задается с помощью свето-звуковой стимуляции с первоначальной частотой 1 Гц, затем определяется режим наилучшего воспроизведения темпа стимуляции в 1 Гц посредством исследования фаз движения кисти, отстукивающей темп стимуляции и последующие занятия проводят в оптимальном режиме [световом, звуковом или свето-звуковом] с частотой в 1 Гц.

Новым является то, что определяется режим восприятия и воспроизведения темпа экзогенной стимуляции и логопедические занятия проводятся в этом режиме.

Сравнение предлагаемого технического решения с прототипом позволяет установить соответствие его критерию "новизна".

При изучении других известных технических решений в данной области признаки, отличающие заявляемое изобретение от прототипа не были выявлены и потому они обеспечивают заявляемому решению соответствие критерию "изобретательский уровень".

Пример конкретного применения способа:

Больной Т. 28 лет, мужчина, диагноз "Остаточные явления ушиба левой лобно-теменной области и перенесенной операции по удалению субдуральной гематомы с синдромом грубой акустико-гностической и амнестической афазии".

Из анамнеза: в декабре 1991 г. перенес тяжелую черепно-мозговую травму. Оперирован в нейрохирургическом отделении по поводу указанного выше диагноза. После операции в течении четырех месяцев отмечалась тотальная афазия.

При первичном осмотре [15 февраля 1993 г. у больного выявлялась картина грубой сенсорной и амнестической афазии. В речи преобладали междометия ["ну", "вот", "как это" и т.д. Ответы на вопросы многосложные, часто не соответствовали смыслу поставленного вопроса. Неправильно строил падежные окончания слов, возникали резкие затруднения при попытке самостоятельного выражения собственных мыслей. Речевой контакт с больным крайне затруднен. Признаков моторной афазии не выявлено.

В неврологическом статусе: черепно-мозговые нервы сглаженность правой носогубной складки, девиация языка вправо. Мышечная сила составляла 5 баллов, сухожильные рефлекс d>S, справа патологический рефлекс Бабинского. Расстройств чувствительности нет, координаторные пробы выполняет хорошо, в позе Ромберга пошатывание без преобладания сторон.

Глазное дно: диски зрительных нервов с нечеткими контурами, бледные.

Реоэнцефалограмма от 15 февраля 1993 г. межполушарная асимметрия, снижение кровотока слева, справа на нижней границе нормы.

ЭЭГ от 15 февраля 1993 г. картина дезорганизации корковой ритмики. Выявляется межполушарная асимметрия: основные ритмы [альфа, бета] ниже по амплитуде на 20% Отмечается дисфункция стволовых структур. Эпиактивности не зарегистрировано.

В течение двух месяцев больной проходил лечение по вышеописанной методике:

первый этап [две недели] затормаживание обильной и непродуктивной речи, обучение слушанию речи, для чего в темпоритме работающего фотофоностимулятора [частота светозвуковых сигналов 1 Гц] больной под руководством инструктора производил классификацию предметных картинок, осуществлял счетные операции, из серии картинок выбирал имеющие отношение к прочитанному инструктором тексту;

второй этап [две недели] выделение фраз из текста, слов из фразы, восстановление восприятия звуковой речи. На этом этапе производилось определение оптимально работающего анализтора [зрительного или слухового] при двигательном воспроизведении экзогенного темпоритма частотой 1 Гц. Электрод электромиографа "Медикор" накладывался на m. Exstensordigitorum левого предплечья, больному предлагалась для запоминания серия свето-звуковых сигналов с частотой 1 Гц; через 30 с после этого больной посредством нанесения ударов ладонью по плоскости воспроизводил предъявленный ранее темпоритм. Записывалась электромиограмма движения. Подобным же образом исследовалась способность к воспроизведению только звукового и только светового темпоритмов, предъявляемых с частотой 1 Гц. Скорость движения ленты электромиографа составляла й15 мм в с. Для обсчета брались 12 последовательно записанных на электромиографе двигательных циклов. Соответственно идеальный результат воспроизведения пациентом заданной стимул-программы в 1 Гц должен составить 15,0способ речевой реабилитации при сенсорной афазии, патент № 20921990 мм.

Средняя продолжительность двигательного цикла при воспроизведении темпа светозвуковой стимуляции составила 22,6 способ речевой реабилитации при сенсорной афазии, патент № 20921991,8 мм. При воспроизведении только световой стимуляции 20,2способ речевой реабилитации при сенсорной афазии, патент № 20921991,4. Наиболее близким к эталону является результат, полученный при воспроизведении темпа звуковой стимуляции [17,4способ речевой реабилитации при сенсорной афазии, патент № 20921991,2]

Все последующие занятия с больным проводились только в звуковом темпо-ритме с частотой в 1Гц.

Больной из прочитанного инструктором текста выделял отдельные фразы, из фразы слово и соотносил их с соответствующим рисунком. Перед больным выкладывались буквы, которые он раскладывал на картинки, начинающиеся с соответствующей буквы; через некоторое время вместо буквы предъявлялось ее звучание. Разговорная речь, движения больного и инструктора велись в темпе звуковой стимуляции с частотой 1 Гц;

третий этап [две недели] восстановление понимания конструкции с предлогами. Больной работал с предметами: выполнял инструкции, одновременно проговаривая совершаемые операции в звуковом темпе с частотой 1 Гц ["книжка лежит на столе", "книжка лежит под столом" и т.д.

четвертый этап [две недели] На этом этапе в дополнение к предыдущим занятиям больной пытался комментировать картинки букваря, составлять элементарные рассказы в экзогенном звуковом темпо-ритме с частотой 1 Гц;

пятый этап. На этом этапе у больного воспитывалось ведение диалоговой речи речи и выполнение самостоятельных речедвигательных операций: беседа с незнакомыми людьми, звонки по телефону и т.д.

Занятия проводились три раза в неделю по 1-1,5 ч. кроме этого больной вместе с родственниками готовил задания соответственно стадии реабилитации в режиме звуковой стимуляции с частотой 1 Гц, для чего выдавался портативный стимулятор.

В результате двухмесячного лечения с больным стал возможен речевой контакт: значительно уменьшились в свободной речи лишние слова, словосочетания, междометия; больной может задавать вопросы, довольно четко отвечает на вопросы, разговаривает по телефону. Речь намного свободнее при разговоре в темпоритме экзогенной звуковой стимуляции с частотой 1 Гц.

С помощью данного способа пролечено 10 человек: 8 мужчин и 2 женщины в возрасте от 20 до 55 лет, имеющих речевой дефект как последствия черепно-мозговой травмы или острой сосудистой патологии мозга. Из них у восьми человек акустико-гностическая афазия сочеталась с семантической и амнестической; выраженный речевой дефект был у четырех человек [больные практические не контролировали собственную и обращенную к ним речь]

Реабилитационные сеансы продолжались от полутора до двух с половиной месяцев.

Хороший эффект от лечения отмечался у четырех человек: больные могли вступать в речевой контакт с собеседником, задавать вопросы, понять прочитанный ими простой текст. Удовлетворительный эффект от лечения был отмечен в пяти случаях: больные правильно выполняли инструкции, отвечали на вопросы, однако в речи часто присутствовали ненужные, "лишние" слова, словосочетания; больные испытывали большие трудности при проявлении речевой инициативы. У одного больного эффекта от лечения практически не было из-за отсутствия мотивации к занятиям, снижения волевых процессов вследствие обширного поражения мозга, наличия посттравматической энцефалопатии.

Использование данного способа речевой реабилитации при сенсорных афазиях имеет следующие преимущества:

в процессе восстановления сохраняется ритмическая структура речи, грубо нарушенная при сенсорном дефекте;

повышается эффективность реабилитации у больных.

Класс A61N5/06 с использованием света

способ и устройство для контроля над процессом лечения повреждения -  патент 2529395 (27.09.2014)
устройство для экстракорпоральной обработки крови и эритроцитов -  патент 2528647 (20.09.2014)
способ физиотерапевтического лечения больных с диабетической нейропатией нижних конечностей -  патент 2526475 (20.08.2014)
способ комплексного лечения детей и подростков со спастическими формами детских церебральных параличей -  патент 2523667 (20.07.2014)
способ лечения кариеса дентина в постоянных зубах у детей с незаконченными процессами минерализации твердых тканей (варианты) -  патент 2523619 (20.07.2014)
способ лечения хронического тонзиллита у детей -  патент 2523417 (20.07.2014)
способ лечения кератоконуса у пациентов с тонкой роговицей -  патент 2522386 (10.07.2014)
способ фотодинамической терапии опухолей -  патент 2519936 (20.06.2014)
набор, содержащий фотосенсибилизирующие красители -  патент 2518473 (10.06.2014)
способ оказания активирующего воздействия на функциональное состояние человека световым излучением от светодиодного источника -  патент 2517367 (27.05.2014)
Наверх