термодинамический турбореактивный двигатель

Классы МПК:F02K11/00 Установки, не отнесенные к другим группам данного подкласса
Патентообладатель(и):Касьянов Александр Афанасьевич
Приоритеты:
подача заявки:
1993-06-08
публикация патента:

Использование: в двигателестроении. Сущность изобретения: взрывная камера двигателя выполнена с окнами, в ней установлены форсунка, снабженная электрической дугой, и двухступенчатая турбина. 2 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2

Формула изобретения

Термодинамический турбореактивный двигатель, содержащий взрывную камеру с расположенными на ее входе форсунками и турбиной, источник питания и реактивное сопло, отличающийся тем, что форсунки снабжены электрической дугой, взрывная камера оборудована окнами, турбина выполнена двухступенчатой и соединена с генераторами.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателям. Известны турбореактивные двигатели ТВД, ТРД, ТРДД, работающие на керосине [1,2] Двигатель Р11-300 [3] содержит двухступенчатый компрессор, камеру сгорания, двухступенчатую осевую газовую турбину, форсажную камеру, регулируемое сопло.

Общие детали схем перечисленных двигателей это наличие компрессора, камеры сгорания, турбины, форсажной камеры, реактивного сопла. Топливом для указанных двигателей служит горючее, получаемое из нефти.

Наиболее близким к предлагаемому двигателю по технической сущности является магнитно-компрессорный двигатель, содержащий комбинированный компрессор, создающий поток воздуха в первом и втором контурах двигателя, в качестве топлива, в котором используется жидкий водород и воздуховодородная смесь [4]

Недостатком данного двигателя является сложность конструкции, большой вес, высокая взрывоопасность из-за избытка водорода.

Целью изобретения является обеспечение работы двигателя на жидком атмосферном воздухе взамен топлива из нефтепродуктов и в связи с этим упрощение конструкции двигателя, устранение явления помпажа, улучшение приемистости, экономичности двигателя, надежность и полная безвредность для окружающей среды.

Это достигается тем, что двигатель содержит взрывную камеру с форсунками для впрыска воздуха, оборудованными системой горения электрической дуги и ее поддержания в процессе работы двигателя, сопла, способного регулировать газовый поток на всех режимах.

Сущность изобретения поясняется чертежом, где на фиг.1 изображена принципиальная схема двигателя; на фиг. 2 вид А-А на фиг.1.

В предлагаемом двигателе форсунки впрыска жидкого воздуха 2 вмонтированной в них системой горения электрической дуги установлены на корпусе двигателя 1 с выходом впрыскивающей части во взрывную камеру, имеющую яйцеобразную взрывную камеру с окнами 5 в стенках для выхода газов и с турбиной высокого 3 и низкого 4 давления в конце по диаметру камеры с крестообразными опорами для валов турбин 7. Газоотводный канал 6 образован внутренней стороной стенки двигателя и стенкой взрывной камеры 1. Взрывная камера одним своим концом сливается с оболочкой двигателя, а другим, в виде четырех опор, упирается на внутреннюю поверхность стенки двигателя, образуя ими выходную камеру и сверхзвуковое сопло Коробка механизмов 9 крепится на задней крестообразной опоре вала турбины 4 низкого давления. Вал привода агрегатов 10 выходит из коробки механизмов 9, проходит через стенку двигателя и подходит к коробке агрегатов 11, установленной с внешней стороны двигателя. Вместе с коробкой агрегатов 11 установлены генераторы 12 и 13, которые проводами соединены с аккумуляторами 15 и дополнительными источниками питания 14. Преобразователи тока и напряжения 16 также установлены на наружной стенке двигателя вместе с генераторами и коробкой агрегатов.

В основу работы двигателя положено свойство взрывообразного расширения жидкого воздуха под действием высокой температуры. Один объем жидкого воздуха при переходе в газообразное состояние с температурой ОoС увеличивается в 750 раз. При дальнейшем нагреве объем продолжает увеличиваться. Если этот процесс происходит в закрытом объеме, то в результате такого преобразования повышается давления внутри данного объема. При наличии отверстия происходит реактивное истечение газа. В двигателе роль объема играет взрывная камера 1, в которую при работе через форсунки 2 подается жидкий воздух. Форсунки 2 оборудованы системой горения электрической дуги. Температурные параметры дуги следующие: 32000 К в ядре дуги, 20000 К в средней зоне, 2000 К на периферии. Жидкий воздух подается насосами из бака в форсунку, попадая в зону высокой температуры взрывообразно переходит из жидкого состояния в газообразное, нагреваясь при этом до температуры около 15000oС. От турбин 3 и 4 вращение через вал 7 передается коробке механизмов 9, а оттуда через вал привода 10 к коробке агрегатов 11 и генераторам переменного тока 12 и постоянного тока 13. Генератор переменного тока 12 питает энергией агрегаты летательного аппарата, а генератор постоянного тока 13 служит для питания электрической энергией дополнительного источника питания электрической дуги через преобразователь 16.

Запуск двигателя может производиться как от внешних источников тока, так и от аккумуляторов. Регулировка тяги производится соплом.

Исходные данные.

Топливо жидкий воздух, удельный вес 996,65 кг/м3

температура Т1 196oС

Удельная теплота парообразования от -196 до ОoС 49,07 кал/г.

Удельная теплота нагрева воздуха от О до 1500oС 0,2364 кал/г.

Удельная теплоемкость Сp при Т 1500oС 1,2347 кДж/кг

Сопротивление жидкого воздуха R 1013 кОм.

Внутренняя энергия воздуха q при Т2 1500oС равна 1461,04 кДж/кг.

Из условия горения электрической дуги в турбулентном потоке выбираются параметры дуги: ток I 120 А; напряжение U 27 В. Газовая постоянная R 28,97.

Жидкий воздух через форсунки, оборудованные системой розжига и горения электрической дуги, попадает во взрывную камеру.

Объем взрывной камеры двигателя 0,5 м3.

Отношение объемов взрывной камеры и газоотводного канала 1:1. Расход жидкого воздуха через форсунку 10 см3/с. Сопло сверхзвуковое с полным расширением Пр.с R2/R1. Степень расширения газа на турбине высокого давления равна Пт.в 2,65. (Для доказательства работоспособности двигателя сделан данный расчет: приемлемо, что в зоне дуги воздух нагревается всего лишь до температуры 1500oС, что равно 5% КПД дуги).

Падение температуры на турбине высокого давления 1,5; степень расширения на турбине низкого давления Пт.в 2,48; Падение температуры на турбине низкого давления 1,17. Отношение расходов газа через турбину и газоотводный канал 1/10. При попадании в зону в электрической дуги через жидкий воздух пройдет электрический ток, равный 120 А. За время, равное 1 с, по формуле определяется количество теплоты Q

Q I2термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470Rt (1)

Q 1202термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701013термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701 1,44oтермодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701013 ккал.

Для нагрева воздуха от температуры -196oС до температуры 0oС необходимо затратить 49,07 кал/г, от температуры ОoС до температуры 1500oС 1,2347 кал/г. Суммарный расход тепла на нагрев 1 см3 жидкого воздуха, который по весу приблизительно равен 1 г, составит

Q Q1 + Q2, (2)

где Q1- расход тепла на нагрев от -196 до ОoС

Q2 расход тепла на нагрев от О до 1500oС

49,07термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470196 + 1,2347термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701500 11467,81 кал/г 11,47 ккал/гтермодинамический турбореактивный двигатель, патент № 208047010 11,47 ккал/г.

При сравнении результатов уравнения 1 и 2 видно, что количество тепла, выделяемое в дуге, значительно выше потребного. При нагреве от -196 до 0oС воздух расширяется в 750 раз; от 0 до 1500oС воздух расширяется в 1228 раз, то есть 10 см3 жидкого воздуха займет объем, равный: 750термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701228термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 208047010 921 м3. Так как объем взрывной камеры 0,5 м3 и отводящего канала 0,5 м3, то мгновенное давление в них возрастет до 9,21 кг/см2.

При этом плотность воздуха составит

термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470, термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804702= 2,098 кг/см3

где Р2 давление газа после дуги 9,21 кг/см3

Т2 температура газа после дуги 1500oС

Rг 29,27 газовая постоянная

Взрывная камера заканчивается входом в двухступенчатую турбину. Соотношение выходных сечений взрывной камеры и газоотводного канала из принятых размеров равно 1:317. Поэтому расход газа через камеру будет термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470 в 3,17 раза меньше чем через канал. При этом скорость газа в газоотводном канале Сг.к(з) будет равна

термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470,

где Мг.к 0,5; Кг 1,265. Скорость истечения газа через турбину при принятом расходе составит

термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470

где Мг.т. 0,1

Степень расширения газа на турбине высокого давления составит

Р3 Рг.к (2)термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701/Пт 9,21термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701/2,65 3,47 кг/см2

Температура газа после турбины высокого давления составит:

Т3 Тг.к.г.ктермодинамический турбореактивный двигатель, патент № 20804701/5) 1200oС

Степень расширения газа на турбине низкого давления Р4термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470 1,4 кг/см3.

Температура T4 после турбины низкого давления составит 1129oС.

Так как термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470 коэффициент избытка воздуха равен 1, Кг 1,285, С2 64,5 м/с

Поскольку основная масса газа проходит через газоотводный канал (2/3 общего количества) и ее скорость равна 369 м/с, то соединение ее с массой имеющей меньшую скорость снизит общую скорость потока. Но конструктивно выход газового потока из турбины выполнен таким образом, что газовый поток из канала обтекает его, то есть создается эффект эжектирования (подсасывания потока из турбины). Поэтому резкого замедления потока газа не будет, соединение потоков происходит ламинарно.

Статическое давление воздуха перед соплом составит

P5г.к/Тт) Кг/(Кг-1) 7,69 кг/см2

где Кг 1,275

Удельный вес газа перед соплом (плотность газа)

термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470

где Т5 (2/3Т2 + 1/3Т4) 1376oС

Удельная тяга двигателя составит

Rуд.общ 1/(m+1)термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470[(1-g)термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470C3термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470Vн]/g 19,52 кгтермодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470с/кг

где g 0,01 кг,

коэффициент контурности термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470 3,17

Vн 0

термодинамический турбореактивный двигатель, патент № 2080470

где Кг 1,275; Пр.с 7,69

Как видно из приведенного расчета, при незначительном расходе двигатель создает тягу.

Термодинамический турбореактивный двигатель по сравнению с базовым благодаря отсутствию в предложенной конструкции компрессора позволяет повысить надежность летательных аппаратов, упростить конструкцию и ведет к уменьшению веса, что очень важно в самолетостроении. Использование в качестве топлива жидкого воздуха делает двигатель безвредным для окружающей среды, более экономичным и перспективным по сравнению с использованием топлива из нефтепродуктов. Применение в конструкции двигателя дополнительного источника питания, соединенного через преобразователь с генератором постоянного тока с турбиной, позволяет увеличить ресурс работы двигателя.

Класс F02K11/00 Установки, не отнесенные к другим группам данного подкласса

лазерно-плазменный двигатель -  патент 2338918 (20.11.2008)
солнечная ракетная кислородно-водородная двигательная установка импульсного действия -  патент 2310768 (20.11.2007)
жидкостный ракетный двигатель с дополнительным электромагнитным разгоном рабочего тела -  патент 2303156 (20.07.2007)
способ работы системы подачи рабочего тела двигательной установки космического аппарата и устройство для его осуществления -  патент 2293200 (10.02.2007)
плазменный двигатель на транспортное средство -  патент 2292474 (27.01.2007)
воздушная реактивная двигательная установка -  патент 2282047 (20.08.2006)
реактивный вакуумно-компрессионный двигатель -  патент 2255242 (27.06.2005)
реактивный двигатель -  патент 2250387 (20.04.2005)
скоростной ядерный ракетный двигатель -  патент 2225948 (20.03.2004)
устройство подогрева топлива в топливной системе летательного аппарата -  патент 2225807 (20.03.2004)
Наверх