способ упрочнения изнашиваемых поверхностей рельса и колеса

Классы МПК:B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий
B23K13/00 Сварка нагревом токами высокой частоты
B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки 
Патентообладатель(и):Зайченко Юрий Александрович
Приоритеты:
подача заявки:
1994-09-12
публикация патента:

Использование: восстановление и упрощение деталей подвижного состава и верхнего строения пути. Сущность изобретения: на сопрягающихся поверхностях колеса и рельса нарезают две овальные канавки, расположенные на удалении от касательной центральной части реборды колеса и головки рельса в зависимости от их типоразмеров, при этом канавки заполняют расплавленным металлом методом ИМС, а их размерность составляет c/b = 3,3, где c - ширина канавки; b - глубина канавки. Способ позволяет повысить надежность и долговечность подвижного состава. 5 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5

Формула изобретения

Способ упрочнения изнашиваемых поверхностей рельса и колеса, включающий упрочнение сопряженных поверхностей, отличающийся тем, что на сопрягающихся поверхностях колеса и рельса нарезают две овальные канавки, расположенные на удалении от касательной центральной части реборды колеса и головки рельса в зависимости от их типоразмеров, при этом канавки заполняют расплавленным металлом методом ИМС, а их размерность должна быть в постоянном отношении c/b 3,3, где с ширина канавки, b глубина канавки.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, в частности к индукционно-металлургическим способам восстановления и упрочнения деталей подвижного состава и верхнего строения пути.

В настоящее время остро стоит проблема повышения эксплуатационной стойкости рельсов на кривых участках пути, доля которых составляет 25% протяженности пути всех дорог. В особенности это касается кривых малого радиуса на горных участках, которые в изобилии представлены на Северном Кавказе и Восточно-Сибирской железной дороге.

Здесь традиционные способы повышения сроков эксплуатации (применение гребней и рельсосмазывателей) не дает желаемого увеличения времени эксплуатации рельсов. Следует отметить, что на кривых малого радиуса основной причиной выхода рельсов из эксплуатации и сплошной их замены является боковой износ рабочей поверхности головки рельса. На прямых участках причиной замены рельсов в основном является контактно-усталостное разрушение.

Анализируя характер износа гребня (бандажа цельнокатального колоса), можно сделать вывод, что геометрия изношенного гребня колеса (бандажа) зависит от соотношения прямых участков пути к доли кривых малого радиуса, а также от степени износа рельсов в этих кривых.

Решение поставленной задачи, а именно износа рельса за счет трения о гребень бандажа (колеса), возможно только за счет создания принципиально новой технологии упрочнения поверхностей рельса и колеса.

Известны методы повышения эксплуатационной стойкости рельсов (Чернышев М. А. Крейнис З.Л. Железнодорожный путь. М. Транспорт, 1985, с.101), где согласно ГОСТу 18267-82 рельсы подвергают объемной закалке с охлаждением в масле после печного нагрева, либо головку рельса нагревают токами высокой частоты с последующей закалкой воздушной смесью.

Внедряется технология закалки рельсов в расплавах солей, заключающаяся в том, что рельсы нагревают до температуры 840-870oС в проходной печи (40-60 мин), а затем охлаждаются (8-40 мин) в расплаве солей калиевой селитры и нитрита натрия содержащих 0,6-0,7% воды, до температуры 290-295oC с последующим охлаждением на воздухе.

Однако, несмотря на различные методы повышения эксплуатационной стойкости рельсов, наблюдается, что контактная прочность материала рельс и колес не обеспечивает регламентируемые сроки службы этих элементов по износостойкости. В рельсах современных типов все виды повреждений и дефектов, по которым они изымаются из эксплуатации, почти полностью находятся в головке наиболее напряженном элементе рельса.

В кривых малого радиуса замена рельсов происходит из-за бокового износа головки рельса, причем развитие контактно-усталостных повреждения происходит даже медленнее, чем на прямых участках.

Известен способ восстановления поверхности катания колес (Богданов А.Ф. Чурсин В.Г. Эксплуатация и ремонт колесных пар вагонов. М. Транспорт, 1985, с. 182), заключающийся в том, что верхние слои металла поверхности катания колес подвергают многоступенчатому отжигу путем непрерывно-последовательного нагрева их токами высокой частоты перед обтачиванием.

Недостатком способа является то, что он не решает вопросы контактной прочности колес, которые возникают по мере износа колеса рельса. В зоне контакта колесо рельс возникают контактные нагрузки до 3,8 тыс. кг/см2 и глубиной проникновения импульса удара (колесо-рельс) 4 мм - max.

Таким образом, в местах постоянного контакта колеса и рельса возникают контактные напряжения превышающие предел текучести рельсовой стали, что постоянно является причиной развития трещин в головке рельса и круге катания колеса. Та же проблема и у сопряжения боковой грани рельса и гребня колеса.

За прототип выбрано колесо рельсового транспортного средства (авт.св. N 895729, кл. B 60 B 9/12, 1982), имеющее диск со ступицей, на периферийной поверхности которого выполнены круговые канавки, смонтированные на диске бандажа, поверхность которого покрыта толстослойным покрытием из износостойкого демпфирующего сплава.

Недостатком данного колеса, в котором использован способ его упрочнения методом многослойного покрытия, не может быть использован в железнодорожном транспорте, т. к. нагрузки и скорости его намного превышают рельсовые транспортные средства типа трамвая.

Следовательно, вышеупомянутый способ не обеспечивает надежность и долговечность изнашиваемых поверхностей рельса и колеса.

Цель изобретения состоит в разработке способа упрочнения, позволяющего повысить надежность и долговечность изнашиваемых поверхностей рельса и колеса подвижного состава.

Поставленная цель достигается тем, что в известном способе упрочнения изнашиваемых поверхностей рельса и колеса, включающем упрочнение сопряженных поверхностей, на последних нарезают две овальные канавки, расположенные на определенном удалении от касательной центральной части реборды колеса и головки рельса в зависимости от их типоразмеров, при этом канавки заполняют расплавленным металлом методом ИМС, а их размерность должна быть в соотношении:

способ упрочнения изнашиваемых поверхностей рельса и колеса, патент № 2080231,

где c ширина канавки:

b глубина канавки.

На фиг. 1 показан общий вид пары трения колесо-рельс; на фиг. 2 вид А фиг. 1; на фиг. 3 вид В фиг. 1; на фиг. 4 разрез В-В; на фиг. 5 разрез Г-Г.

Предлагаемый способ реализуется следующим образом:

Располагая опытными данными о контактных нагрузках пары трения колесо-рельс, которые составляют 3,8 тыс. кг/см2 и глубиной проникновения импульса удара (колесо-рельс) 4 мм max; способ упрочнения изнашиваемых поверхностей рельса и колеса, патент № 2080231мк 10 мкм математически предлагаем размещение разгружающих (удар) зон наплавленного материала с способ упрочнения изнашиваемых поверхностей рельса и колеса, патент № 2080231в 3800 кг/см в пределах размерностей высоты гребня и боковой грани яблока рельса.

На участках контакта гребня колеса 1 с головкой рельса 2 предварительно формируют макрорельеф поверхности. На боковой части головки рельса (фиг. 1, 2) выполняют посредством фрезерного станка две продольные овальные канавки. Глубина верхней канавки 3 мм, ширина 10 мм, нижняя глубина 2 мм ширина 6 мм.

Расположены канавки соответственно верхняя 12 мм, а нижняя 20 мм от касательной центральной части головки рельса (фиг. 4).

При этом на сопрягающейся поверхности гребня колеса, а именно на ее реборде формируют также макрорельеф круговых канавок:

верхняя глубиной 3 мм, шириной 10 мм;

нижняя глубиной 2 мм, шириной 6 мм.

Располагают канавки на удалении 12 и 20 мм от касательной центральной части колеса (фиг. 5).

Кроме того размер канавок должен быть в зависимости:

способ упрочнения изнашиваемых поверхностей рельса и колеса, патент № 2080231

где c ширина канавки;

b глубина канавки.

Затем методом ИМС осуществляют наплавку, а именно канавки заполняют их расплавленным материалом.

Пример. За образцы были взяты отрезки рельс P 65 длиной 790 мм и 1900 мм с боковой изношенной поверхностью и цельнокатаного колеса. При этом варьировались размещение канавки, место ее расположения, геометрия, состав шихты и технологические режимы. Канавку расположили на удалении 12 и 20 мм от касательной центральной части головки рельса и реторты колеса. Глубиной 3 мм и шириной 10 мм (верхняя наплавка) и глубиной 2 мм и шириной 6 мм нижняя.

Наплавку проводили составом ПГ-С27 62% FeMn 20% никелесодержащий сплав CP 4% флюс плавленый П 1,5 14% Расчетный расход шихты составил 0,35 кг/м (при наплавке в одну канавку 0,120 кг/м).

Износостойкость рельса и колеса при стендовых испытаниях повышена в 10 раз.

Предлагаемый способ упрочнения изнашиваемых поверхностей рельса и колеса позволяет за счет выполнения на контактных поверхностях головки рельса и гребня бандажа колеса продольных канавок в последующем заполняемых жидким металлом, методом ИМС, повышать надежность и долговечность подвижного состава.

Класс B23P6/00 Восстановление или ремонт изделий

способ упрочнения рабочего органа почвообрабатывающей машины -  патент 2529610 (27.09.2014)
способ ремонта полых валков центробежной машины для получения минеральной ваты -  патент 2529147 (27.09.2014)
способ упрочняющего восстановления стрельчатых лап культиваторов различного назначения -  патент 2527558 (10.09.2014)
способ восстановления лопатки турбины, снабженной по меньшей мере одной платформой -  патент 2527509 (10.09.2014)
способ восстановления изношенных поверхностей металлических деталей -  патент 2524470 (27.07.2014)
способ и устройство для обработки уплотнительной поверхности запорной арматуры -  патент 2521569 (27.06.2014)
способ восстановления лемехов плугов -  патент 2520875 (27.06.2014)
способ ремонта диска вентиляторного ротора турбореактивного двигателя, вентиляторный ротор турбореактивного двигателя и турбореактивный двигатель -  патент 2519707 (20.06.2014)
способ задержки развития дефектов в конструкциях и устройство "токмач" для его осуществления -  патент 2519386 (10.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)

Класс B23K13/00 Сварка нагревом токами высокой частоты

Класс B23K9/04 для иных целей, чем соединение, например с целью наплавки 

устройство для подачи порошковой смеси для плазменной наплавки -  патент 2523214 (20.07.2014)
способ наплавки внутренней поверхности радиальных отверстий цилиндрического изделия и устройство для его осуществления -  патент 2520882 (27.06.2014)
способ восстановления и упрочнения стальных рабочих лопаток влажнопаровых ступеней паровой турбины -  патент 2518036 (10.06.2014)
способ наплавки -  патент 2512698 (10.04.2014)
изготовление части металлической детали при помощи способа mig с пульсирующим током и пульсирующей подачей проволоки -  патент 2505384 (27.01.2014)
ролик для поддерживания и транспортирования горячего материала, имеющий наплавленный посредством сварки материал, присадочный сварочный материал, а также сварочная проволока для проведения наплавки сваркой -  патент 2499654 (27.11.2013)
способ получения металлического покрытия на режущих кромках почвообрабатывающей техники -  патент 2497641 (10.11.2013)
способ изготовления структуры на поверхности металлической детали -  патент 2494844 (10.10.2013)
наплавочная головка -  патент 2494843 (10.10.2013)
способ сварки и конструктивный элемент -  патент 2490102 (20.08.2013)
Наверх