способ управления переориентацией космического аппарата и система управления переориентацией космического аппарата

Классы МПК:B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве
Автор(ы):
Патентообладатель(и):Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им.акад.С.П.Королева
Приоритеты:
подача заявки:
1992-08-19
публикация патента:

Способ управления переориентацией космического аппарата (КА) и система для его реализации осуществляют изменение ориентации КА из начального углового положения в требуемое конечное угловое положение за заданное время. В предлагаемых способе и системе автоматически определяется такой импульс кинетического момента, сообщение которого корпусу КА обеспечивает переход из начального углового положения в конечное, причем на большей части разворота моменты управления отсутствуют. Требуемая точность переориентации обеспечивается корректирующими импульсами, действующими в определенные моменты времени с целью возвращения КА на попадающую траекторию. Ввиду того что фактическое движение аппарата отличается от прогнозируемого незначительно, коррекции траектории движения производятся нечасто, а расчет требуемого кинетического момента осуществляют из допущения, что КА совершает регулярную прецессию. Вычисление расчетного кинетического момента осуществляется в блоке определения направления требуемого кинетического момента. В способе и системе управления алгоритмически решается краевая задача: определение таких начальных угловых скоростей, чтобы из углового положения способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н в результате свободного вращения КА принял угловое положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к через заданное время Tк. Объекту сообщается расчетный кинетический момент. В моменты коррекции сообщаются импульсы, а при подходе к конечному положению гасятся имеющиеся угловые скорости. Иттеративное наведение осуществляется контуром, образованным блоком разрешения выдачи корректирующего импульса, блоком обновления параметров начального положения и блоком определения момента приложения корректирующего импульса. Контроль за разворотом осуществляют бесплатформенная инерциальная навигационная система, блок датчиков угловых скоростей, блок задания начального и конечного положений, блок задания моментов инерции КА, задатчик времени разворота, задатчик максимальной величины упpавляющего момента, блок масштабирования, блок определения параметров разворота, блок определения направления требуемого кинетического момента, блок определения момента инерции КА вокруг поперечной оси, блок определения кинетического момента КА, блок определения времени разгона (торможения), блок определения направления разгонного импульса, блок формирования момента управления, блок определения отклонения кинетического момента от расчетного, блок формирования команды на разгон, блок формирования команды на торможение, блок расчета производимого при торможении угла доворота, блок определения времени начала торможения, блок определения направления тормозного импульса и блок определения вектора разворота. Учет перекоса связанных осей от главных осей инерции КА производят задатчик параметров рассогласования связанных осей от главных осей инерции, блок определения начального положения главных осей, блок определения конечного положения главных осей, блок определения текущего положения главных осей и блок определения проекции угловой скорости на главные оси. Преимущества предлагаемой системы - экономичность и инвариантность к параметрическим и внешним возмущениям. Затраты топлива на осуществление разворота минимальные, так как топливо тратится только н разгон, торможение и коррекции движения. Большая часть траектории - участки движения по свободной траектории между коррекциями - является безрасходной. 2 с.п.ф-лы,4 ил.
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4

Формула изобретения

1. Способ управления переориентацией космического аппарата, включающий определение параметров разворота, формирование и с момента поступления команды на разворот приложение разгонного импульса, определение фактического кинетического момента космического аппарата и сравнение его с расчетным значением, необходимым для приведения космического аппарата при свободном его вращении в требуемое конечное угловое положение, формирование и приложение управляющих импульсов, формирование и приложение тормозного импульса, отличающийся тем, что измеряют углы эквивалентного разворота между текущим и начальным угловыми положениями vн и между текущим и конечным угловыми положениями vк, сравнивают их, в момент выполнения равенства vн Kvк фиксируют текущее угловое положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, определяют кинетический момент способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 необходимый для приведения космического аппарата (КА) при свободном его вращении в требуемое конечное угловое положение, по следующим зависимостям:

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

Kz= moспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833cosспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 (Kx, Ky, Kz) расчетный кинетический момент;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 угол между кинетическим моментом и продольной осью КА;

I, Iz моменты инерции относительно поперечной и продольной осей КА соответственно;

m0 максимальная величина управляющего момента;

t время действия разгонного импульса;

a13, a23, a31, a32, a33 направляющие косинусы между главными осями инерции текущего и конечного угловых положений космического аппарата,

и прикладывают к космическому аппарату управляющий момент, определяемый выражением

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

до тех пор, пока способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 фактический кинетический момент КА; способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

требуемый кинетический момент КА,

с момента равенства фактического кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 расчетному способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 измеряют углы эквивалентного разворота между текущим и зафиксированным угловыми положениями vн и между текущим и конечным угловыми положениями vк, при этом за начальное принимают текущее угловое положение в момент удовлетворения условию vн=Kvк эквивалентных углов предшествующего измерения, повторяя вышеуказанные действия до тех пор, пока величина угла эквивалентного разворота от текущего к конечному угловому положению vк не станет равной предельному значению угла доворота, производимого при торможении космического аппарата, определяемому по выражению

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где l1, l2, l3 компоненты кватерниона доворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 после чего определяют направление тормозного импульса, прикладывая затем тормозной импульс к космическому аппарату.

2. Система управления переориентацией космического аппарата, содержащая блок задания начального и конечного положений, блок задания моментов инерции КА, задатчик времени разворота, задатчик максимальной величины управляющего момента, бесплатформенную инерциальную навигационную систему (БИНС), блок датчиков угловых скоростей (БДУС), блок определения параметров разворота, блок определения кинетического момента КА, блок определения времени разгона и торможения, блок определения направления разгонного импульса, блок формирования момента управления, блок определения отклонения кинетического момента от расчетного, блок формирования команды на разгон, блок формирования команды на торможение, при этом выход БИНС связан с первым входом блока формирования момента управления, выход БДУС связан с вторым входом БИНС, первый выход блока задания начального и конечного положений связан с первым входом БИНС, первый выход блока задания моментов инерции КА связан с первым входом блока определения момента инерции КА вокруг поперечной оси, второй выход блока задания моментов инерции КА связан с вторым входом блока определения момента инерции КА вокруг поперечной оси, третий выход блока задания моментов инерции КА связан с третьим входом блока определения направления требуемого кинетического момента и с вторым входом блока определения кинетического момента, выход блока определения параметров разворота связан с первым входом блока определения направления требуемого кинетического момента, выход блока определения момента инерции КА вокруг поперечной оси связан с вторым входом блока определения направления требуемого кинетического момента и с вторым входом блока определения времени разгона и торможения, первый выход блока определения направления требуемого кинетического момента связан с третьим входом блока определения времени разгона и торможения, второй выход блока определения направления требуемого кинетического момента связан с вторым входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного, выход блока определения отклонения кинетического момента от расчетного связан с первым входом блока определения направления разгонного импульса и с первым входом блока формирования команды на разгон, выход блока определения кинетического момента КА связан с третьим входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного и с первым входом блока формирования команды на торможение, выход задатчика максимальной величины управляющего момента связан с пятым входом блока формирования момента управления, с четвертым входом блока определения времени разгона и торможения и с пятым входом блока определения отклонения кинематического момента от расчетного, первый выход блока формирования команды на разгон связан с третьим входом блока формирования момента управления и с третьим входом блока определения направления разгонного импульса, выход блока формирования команды на торможение связан с четвертым входом блока формирования момента управления, отличающаяся тем, что в нее введены блок запоминания времени разгона, блок разрешения выдачи корректирующего импульса, блок расчета производимого при торможении угла доворота, блок обновления параметров начального положения, блок определения момента приложения корректирующего импульса, блок определения времени начала торможения, блок определения направления тормозного импульса, блок определения вектора разворота, блок масштабирования, задатчик параметров рассогласования связанных осей от главных осей инерции, блок определения начального положения главных осей, блок определения конечного положения главных осей, блок определения текущего положения главных осей, блок определения проекций угловой скорости на главные оси, при этом первый выход блока задания начального и конечного положений связан с первым входом блока определения начального положения главных осей, второй выход блока задания начального и конечного положений связан с первым входом блока определения конечного положения главных осей, выход задатчика времени разворота связан с входом блока масштабирования, выход которого связан с первым входом блока определения времени разгона и торможения, первый выход блока задания моментов инерции КА связан с четвертым входом блока определения кинетического момента КА, второй выход блока задания моментов инерции КА связан с третьим входом блока определения кинетического момента КА, выход БИНС связан с первым входом блока определения текущего положения главных осей, выход БДУС связан с вторым входом блока определения проекций угловой скорости на главные оси, выход блока определения момента инерции КА вокруг поперечной оси связан с первым входом блока расчета производимого при торможении угла доворота, выход блока определения направления разгонного импульса связан с первым входом блока определения вектора разворота, выход блока определения кинетического момента КА связан с первым входом блока определения направления тормозного импульса, выход блока определения времени разгона и торможения связан с первым входом блока запоминания времени разгона, выход задатчика максимальной величины управляющего момента связан с третьим входом блока расчета производимого при торможении угла доворота, первый выход блока формирования команды на разгон связан с третьим входом блока определения вектора разворота, второй выход блока формирования команды на разгон связан с четвертым входом блока определения направления требуемого кинетического момента, выход блока формирования команды на торможение связан с четвертым входом блока определения вектора разворота и с третьим входом блока определения направления тормозного импульса, выход блока запоминания времени разгона связан с шестым входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного и с вторым входом блока расчета производимого при торможении угла доворота, второй выход блока определения направления требуемого кинетического момента связан с входом блока разрешения выдачи корректирующего импульса, выход блока разрешения выдачи корректирующего импульса связан с пятым входом блока формирования команды на разгон, выход блока расчета производимого при торможении угла доворота связан со вторым входом блока определения времени начала торможения, выход блока обновления параметров начального положения связан с первым входом блока определения параметров разворота, с первым входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного и с третьим входом блока определения момента приложения корректирующего импульса, первый выход блока определения момента приложения корректирующего импульса связан с четвертым входом блока формирования команды на разгон и с третьим входом блока обновления параметров начального положения, второй выход блока определения момента приложения корректирующего импульса связан с первым входом блока определения времени начала торможения, выход блока определения времени начала торможения связан с третьим входом блока формирования команды на разгон и с вторым входом блока формирования команды на торможение, выход блока определения направления тормозного импульса связан с вторым входом блока определения вектора разворота, выход блока определения вектора разворота связан с вторым входом блока формирования момента управления, выход задатчика параметров рассогласования связанных осей от главных осей инерции связан с вторым входом блока определения начального положения главных осей, с вторым входом блока определения конечного положения главных осей, с вторым входом блока определения текущего положения главных осей и с вторым входом блока определения проекций угловой скорости на главные оси, выход блока определения начального положения главных осей связан с первым входом блока обновления параметров начального положения, выход блока определения конечного положения главных осей связан с вторым входом блока определения параметров разворота и с вторым входом блока определения момента приложения корректирующего импульса, выход блока определения текущего положения главных осей связан с вторым входом блока обновления параметров начального положения, с первым входом блока определения момента приложения корректирующего импульса, с вторым входом блока определения направления разгонного импульса и с вторым входом блока определения направления тормозного импульса, выход блока определения проекций угловой скорости на главные оси связан с первым входом блока определения кинетического момента.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к космической технике и может быть использовано для эффективного управления угловым положением космических аппаратов (КА).

Известен способ управления переориентацией КА в требуемое конечное угловое положение, по которому вращение КА осуществляется по назначенным кинетическим траекториям согласно концепции управления по ускорению. Кинематические уравнения желаемого движения КА при развороте принимают вид

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н=способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833(o) кватернион начального положения КА;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к=способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833(Tк) кватернион конечного положения КА;

Тk время разворота КА.

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

тогда способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 требуемое угловое ускорение, а

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 требуемая угловая скорость.

Закон управления переориентацией оказывается достаточно простым

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где i=1,3 Ki const, ri const;

Ii моменты инерции КА,

и реализуется следящей системой.

Функциональная схема системы-аналога представлена на фиг.1, на которой позициями обозначены: блок 1 задания начального и конечного положений (БЗНКП), блок 2 задания моментов инерции (БЗМИ), задатчик 3 времени разворота (ЗВР), бесплатформенная инерциальная навигационная система 4 (БИНС), блок 5 датчика угловых скоростей (БДУС), блок 6 определения параметров разворота (БОПР), блок 7 определения требуемой угловой скорости (БОТУС), блок 8 определения моментов управления (БОМУ).

В БИНС 4 по информации об угловой скорости способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и начальному угловому положению Lн определяется в процессе интегрирования фактическое угловое положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833(t), которое при сравнении с требуемым конечным угловым положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к в БОПР 6 дает информацию L(t) о фазе процесса достижения требуемого положения. Вид назначенных траекторий движения КА содержит в качестве параметра время разворота Tk, информация о котором берется с ЗВР 3. По кватерниону разворота L относительно достижения цели управления способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к и по информации об угловой скорости способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 определяется желаемое изменение кватерниона L и соответственно определяется требуемая угловая скорость способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 для того, чтобы вращение КА проходило по назначенной траектории. Управляющие моменты определяются БОМУ 8 путем отслеживания требуемой угловой скорости с высокой точностью.

При многих достоинствах систем, построенных по принципу управления по ускорению, применительно к управлению пространственным разворотом КА отмеченная система обладает существенным недостатком: назначенные траектории должны задаваться аналитически, а следовательно, движение по ним не обеспечивает минимизацию расхода топлива на реализацию разворота. Более того, не любая назначенная траектория может быть реализована фактически в силу ограниченности управляющих моментов способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 возможностями системы исполнительных органов

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является способ управления переориентацией динамически симметричного КА, включающий определение параметров разворота, формирование и с момента поступления команды на разворот приложение разгонного импульса, определение фактического кинетического момента КА и сравнение его с расчетным значением, необходимым для приведения КА при свободном его вращении в требуемое конечное угловое положение, формирование и приложение управляющих импульсов, формирование и приложение тормозного импульса. Согласно этому способу, переориентации КА движется по коническим траекториям, совершая при этом регулярную прецессию. Моменты управления формируются таким образом, чтобы кинетический момент динамически симметричного КА сохранял в абсолютном пространстве свое направление неизменным во все время разворота. Движение состоит из участков, на которых действует максимальный момент mo (участки разгона и торможения КА), и участка свободного движения, на котором кинетический момент КА остается постоянным.

Определяющими характеристиками процесса разворота являются время разгона (торможения) способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и время свободного движения tсв, которые вычисляются по соотношениям:

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 момент инерции КА вокруг поперечное оси;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 угол прецессии;

mo величина максимального момента управления;

Tk -время разворота;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 требуемый кинетический момент в связанной с КА системе координат;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 вектор разворота (направление кинетического момента в инерциальном базисе);

Ko=moспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 модуль кинетического момента;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н кватернион начального положения относительно инерциального базиса;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 кватернион текущего положения относительно инерциального базиса.

Вектор разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 однозначно определяется кватернионом разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

Функциональная блок-схема системы-прототипа представлена на фиг.2, на которой позициями обозначены: блок 1 задания начального и конечного положений (БЗНКП), блок 2 задания моментов инерции КА (БЗМИ), задатчик 3 времени разворота (ЗВР), бесплатформенная инерциальная навигационная система 4 (БИНС), блок 5 датчиков угловых скоростей (БДУС), блок 6 определения параметров разворота (БОПР), блок 9 определения момента инерции вокруг поперечной оси (БОМИПО), блок 10 определения направления требуемого кинетического момента (БОНТКМ), блок 11 определения направления разгонного импульса (БОНРИ), блок 12 формирования момента управления (БФМУ), блок 13 определения кинетического момента КА (БОКМ), блок 14 определения времени разгона (торможения) (БОВРТ), блок 15 определения отклонения кинетического момента от расчетного (БООКМ), задатчик 16 максимальной величины управляющего момента (ЗМВУМ), блок 17 формирования команды на разгон (БФКР), блок 18 формирования команды на торможение (БФКТ), блок 19 формирования команды на свободное вращение (БФКСВ), блок 20 формирования корректирующего момента (БФКМ). При этом выход БИНС 4 связан с первым входом БФМУ 12, выход БДУС 5 связан с вторым входом БИНС 4, первый выход БЗНКП 1 связан с первым входом БИНС 4, первый выход БЗМИ 2 связан с первым входом БОМИПО 9, второй выход БЗМИ 2 связан с вторым входом БОМИПО 9, третий выход БЗМИ 2 связан с третьим входом БОНТКМ 10 и с вторым входом БОКМ 13, выход БОПР 6 связан с первым входом БОНТКМ 10, выход БОМИПО 9 связан с вторым входом БОНТКМ 10 с вторым входом БОВРТ 14, первый выход БОНТКМ 10 связан с третьим входом БОВРТ 14, второй выход БОНТКМ 10 связан с вторым входом БООКМ 15, выход БООКМ 15 связан с первым входом БОНРИ 11 и с первым входом БФКР 17, выход БОКМ 13 связан с третьим входом БООКМ 15 и с первым входом БФКТ 18, выход ЗМВУМ 16 связан с пятым входом БФМУ 12, с четвертым входом БОВРТ 14 и с пятым входом БООКМ 15, первый выход БФКР 17 связан с третьим входом БФМУ 12 и с третьим входом БОНРИ 11, выход БФКТ 18 связан с четвертым входом БФМУ 12.

Система-прототип работает следующим образом.

По начальному способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н и конечному способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к положениям БОПР 6 определяет кватернион разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р по выражению способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

Одновременно БОМИПО 9 вычисляется величина способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

По информации способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р, I, Iz в БОНТКМ 10 определяются направление расчетного кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 (вектор разворота) и угол прецессии способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. По времени разворота Tk, углу прецессии j и моменту инерции вокруг поперечной оси I БОВРТ 14 определяются время разгона (торможения) t и время свободного движения по формулам:

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

В БОНРИ 11 вычисляется вектор разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 в связанной с корпусом КА системе отсчета согласно выражению способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Вектор способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 неподвижен в инерциальной системе координат.

По информации БИНС 4 и способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 непрерывно определяется направление требуемого кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 в связанной системе координат

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

По угловой скорости способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, определяемой БДУС 5, и моментам инерции I, Iz непрерывно вычисляется фактический кинетический момент способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

Kx=Iспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833x Ky=Iспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833y Kz=Izспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833z.

В БООКМ 15 вычисляется рассогласование способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 или способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Управляющий момент способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 формируется следящим контуром, поддерживающим способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Контур реализован БФКМ 20, вычисляющим импульсы коррекции из соображения

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833tи время импульса, равное интервалу между соседними измерениями.

При поступлении сигнала tразв "1" (единичный скачок) начинается набор угловой скорости по закону способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 (разгонный импульс), появляется угловая скорость способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, в БИНС 4 определяется фактическое угловое положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и происходит пересчет способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. В момент времени, когда способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, начинается участок свободного движения, на котором управляющий момент формируется по принципу

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 вычисленное в БООКМ 15 рассогласование кинетического момента;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833t интервал времени между соседними измерениями.

Через время Tк-способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 с начала разворота, определенное БФКСВ 19, начинается гашение угловой скорости по закону способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 до момента полной остановки способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. При достижении способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 разворот закончен, tразв "0", система готова к следующему развороту.

Недостатком способа и системы по прототипу является необходимость жесткого отслеживания в процессе разворота назначенной заранее траектории, определяемой законом способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

т. е. моменты управления формируются из требования совершения объектом регулярной прецессии. Это приводит к необходимости непрерывного измерения углового положения КА, постоянного контроля кинематических параметров и выдачи управляющих команд, а следовательно, к повышенному расходу топлива. Неизбежное наличие динамических эффектов снижает точность переориентации.

Цель изобретения уменьшение затрат топлива на разворот динамически несимметричного КА и КА, связанные оси которого не совпадают с главными осями инерции.

Это достигается тем, что в способе управления переориентацией КА, включающем определение параметров разворота, формирование и с момента поступления команды на разворот приложение разгонного импульса, определение фактического кинетического момента КА и сравнение его с расчетным значением, необходимым для приведения КА при свободном его вращении в требуемое конечное угловое положение, формирование и приложение управляющих импульсов, формирование и приложение тормозного импульса, в отличии от прототипа измеряют углы эквивалентного разворота между текущим и начальным угловыми положениями Vн и между текущим и конечным угловыми положениями Vк, сравнивают их в момент выполнения равенства Vн K Vk (1), фиксируют текущее угловое положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, определяют кинетический момент способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 необходимый для приведения КА при свободном его вращении в требуемое конечное угловое положение, из уравнения

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 (2)

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

Kz= moспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833cosспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 расчетный кинетический момент;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 угол между рассчетным кинетическим моментом и продольной осью КА;

I, Iz моменты инерции относительно поперечной и продольной осей КА соответственно;

mo максимальная величина управляющего момента;

t время действия разгонного импульса;

a13, a23, a31, a32, a33 направляющие косинусы между главными осями инерции текущего и конечного угловых положений КА,

и прилагают к КА управляющий момент, определяемый выражением

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

до тех пор, пока способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 фактический кинетический момент КА;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 требуемый кинетический момент КА,

с момента равенства фактического кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 расчетному способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 измеряют углы эквивалентного разворота между текущим и зафиксированным угловыми положениями Vн и между текущим и конечным угловыми положениями Vк, при этом за начальное принимают текущее угловое положение в момент удовлетворения условию (1) эквивалентных углов предшествующего измерения и так до тех пор, пока величина угла эквивалентного разворота от текущего к конечному угловому положению Vк не станет равной предельному значению угла доворота, производимого при торможении КА, определяемому по выражению

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 (4)

где l1, l2, l3 компоненты кватерниона доворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, после чего определяют направление тормозного импульса и к КА прилагают тормозной импульс.

Сущность предлагаемого способа заключается в делении заданного разворота из начального способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н в конечное способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к угловое положение на ряд последовательных участков, управление на которых отсутствует. Переход от участка к участку осуществляется корректирующими импульсами. Требование к участкампо прогнозу они должны из текущего углового положения способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833(t) проходить через конечное положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к. Учитывая, что фактическое движение аппарата отличается от прогнозируемого незначительно, коррекции траектории движения производят нечасто, а расчет требуемого направления кинетического момента во время коррекции осуществляют из предположения, что КА вращается по коническим траекториям.

Космический аппарат характеризуется прежде всего инерционными характеристиками Ix, Iy, Iz, а также кватернионом рассогласования связанных с ним осей от главных осей инерции способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Начальное и конечное угловые положения задаются кватернионами Lн и способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к. Для определения направления требуемого кинетического момента,обеспечивающего приведение КА в конечное положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к при свободном его вращении, необходимо знать взаимное расположение главных осей инерции в начальный и конечный моменты разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Тогда взаимное расположение характеризуется кватернионом разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Величина кинетического момента определяется управляющими возможностями системы исполнительных органов mo, моментом инерции вокруг поперечной оси КА, углом прецессии и временем разворота

Ko=moспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

mo максимальная величина управляющего момента;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 угол прецессии для первого участка;

Tк время разворота.

Вектор разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 вычисляется на начало каждого участка в результате решения трансцендентного уравнения:

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

a13, a23, a31, a32, a33 направляющие косинусы в матрице разворота из углового положения на момент коррекции в конечное угловое положение.

Тогда способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

Заметим, что приведенные выше Px, Py, Pz являются проекциями направления требуемого кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 на главные оси инерции.

Тогда способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 вектор разворота в инерциальном базисе (ИСК);

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833=способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 угловое положение главных осей инерции в ИСК;

L текущее положение связанных с КА осей в ИСК.

Моменты коррекции траектории определяются соотношением

Vн=KVк

где К соnst коэффициент;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 эквивалентный угол разворота между угловым положением КА на начало участка движения и текущим угловым положением КА;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 эквивалентный угол разворота между конечным и текущим угловым положением КА;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 компоненты кватерниона способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 компоненты кватерниона способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833;

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 компоненты кватерниона способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

Способ эффективен при значении К в диапазоне [0,4-2,5]

Для обеспечения требуемой точности разворота тормозной импульс выдают в момент, когда величина эквивалентного угла разворота между текущим и конечным угловыми положениями КА Vк равна значению угла доворота, производимого при торможении КА, определяемому по выражению

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где l1,l2,l3 компоненты кватерниона доворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

Тормозной импульс направлен против фактического кинетического момента и действует, пока последний не станет равным нулю.

Цель достигается также тем, что в систему управления переориентацией КА, содержащую блок задания начального и конечного положений, блок задания моментов инерции КА, задатчик времени разворота, задатчик максимальной величины управляющего момента, бесплатформенную инерциальную навигационную систему, блок датчиков угловых скоростей, блок определения параметров разворота, блок определения направления требуемого кинетического момента, блок определения момента инерции КА вокруг поперечной оси, блок определения кинетического момента КА, блок определения времени разгона и торможения, блок определения направления разгонного импульса, блок формирования момента управления, блок определения отклонения кинетического момента от расчетного, блок формирования команды на разгон, блок формирования команды на торможение. Выход бесплатформенной инерциальной навигационной системы связан с первым входом блока формирования момента управления, выход блока датчиков угловых скоростей связан с вторым входом бесплатформенной инерциальной навигационной системы, первый выход блока задания начального и конечного положений связан с первым входом бесплатформенной инерциальной навигационной системы, первый выход блока задания моментов инерции связан с первым входом блока определения момента инерции вокруг поперечной оси, второй выход блока задания моментов инерции связан с вторым входом блока определения момента инерции вокруг поперечной оси. Третий выход блока задания моментов инерции связан с третьим входом блока определения направления требуемого кинетического момента и со вторым входом блока определения кинетического момента. Выход блока определения параметров разворота связан с первым входом блока определения направления требуемого кинетического момента. Выход блока определения момента инерции вокруг поперечной оси связан со вторым входом блока определения направления требуемого кинетического момента и со вторым входом блока определения времени разгона и торможения. Первый выход блока определения направления требуемого кинетического момента связан с третьим входом блока определения времени разгона и торможения, второй выход блока определения направления требуемого кинетического момента связан с вторым входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного, выход которого связан с первым входом блока определения направления разгонного импульса и с первым входом блока формирования команды на разгон. Выход блока определения кинетического момента связан с третьим входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного и с первым входом блока формирования команды на торможение. Выход задатчика максимальной величины управляющего момента связан с пятым входом блока формирования момента управления, с четвертым входом блока определения времени разгона и торможения и с пятым входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного. Первый выход блока формирования команды на разгон связан с третьим входом блока формирования момента управления и с третьим входом блока определения направления разгонного импульса. Выход блока формирования команды на торможение связан с четвертым входом блока формирования момента управления. В отличие от прототипа введены блок запоминания времени разгона, блок разрешения выдачи корректирующего импульса, блок расчета производимого при торможении угла доворота, блок обновления параметров начального положения, блок определения момента приложения корректирующего импульса, блок определения времени начала торможения, блок определения направления тормозного импульса, блок определения вектора разворота, блок масштабирования, задатчик параметров рассогласования связанных осей от главных осей инерции, блок определения начального положения главных осей, блок определения конечного положения главных осей, блок определения текущего положения главных осей, блок определения проекций угловой скорости на главные оси. Первый выход блока задания начального и конечного положений связан с первым входом блока определения начального положения главных осей, второй выход блока задания начального и конечного положений связан с первым входом блока определения конечного положения главных осей. Выход задатчика времени разворота связан с входом блока масштабирования, выход которого связан с первым входом блока определения времени разгона и торможения. Первый выход блока задания моментов инерции связан с четвертым входом блока определения кинетического момента. Второй выход блока задания моментов инерции связан с третьим входом блока определения кинетического момента, выход бесплатформенной инерционной навигационной системы связан с первым входом блока определения текущего положения главных осей, выход блока датчиков угловых скоростей связан со вторым входом блока определения проекций угловой скорости на главные оси, выход блока определения момента инерции вокруг поперечной оси связан с первым входом блока расчета производимого при торможении угла доворота. Выход блока определения направления разгонного импульса связан с первым входом блока определения вектора разворота, выход блока определения кинетического момента - с первым входом блока определения направления тормозного импульса. Выход блока определения времени разгона и торможения связан с первым входом блока запоминания времени разгона, выход задатчика максимальной величины управляющего момента с третьим входом блока расчета производимого при торможении угла доворота. Первый выход блока формирования команды на разгон связан с третьим входом блока определения вектора разворота, второй выход блока формирования команды на разгон с четвертым входом блока определения направления требуемого кинетического момента. Выход блока формирования команды на торможение связан с четвертым входом блока определения вектора разворота и с третьим входом блока определения направления тормозного импульса. Выход блока запоминания времени разгона связан с шестым входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного и со вторым входом блока расчета производимого при торможении угла доворота. Второй выход блока определения направления требуемого кинетического момента связан с входом блока разрешения выдачи корректирующего импульса, выход которого связан с пятым входом блока формирования команды на разгон. Выход блока расчета производимого при торможении угла доворота связан со вторым входом блока определения времени начала торможения. Выход блока обновления параметров начального положения связан с первым входом блока определения параметров разворота, с первым входом блока определения отклонения кинетического момента от расчетного и с третьим входом блока определения момента приложения корректирующего импульса, первый выход которого связан с четвертым входом блока формирования команды на разгон и с третьим входом блока обновления параметров начального положения, а второй выход с первым входом блока определения времени начала торможения. Выход блока определения времени начала торможения связан с третьим входом блока формирования команды на разгон со вторым входом блока формирования команды на торможение, выход блока определения направления тормозного импульса связан со вторым входом блока определения вектора разворота, выход которого связан со вторым входом блока формирования момента управления. Выход задатчика параметров рассогласования связанных осей от главных осей инерции связан со вторым входом блока определения начального положения главных осей, со вторым входом блока определения конечного положения главных осей, со вторым входом блока определения текущего положения главных осей и со вторым входом блока определения проекций угловой скорости на главные оси. Выход блока определения начального положения главных осей связан с первым входом блока обновления параметров начального положения, выход блока определения конечного положения главных осей со вторым входом блока определения параметров разворота и со вторым входом блока определения момента приложения корректирующего импульса. Выход блока определения текущего положения главных осей связан со вторым входом блока обновления параметров начального положения, с первым входом блока определения момента приложения корректирующего импульса, со вторым входом блока определения направления разгонного импульса и со вторым входом блока определения направления тормозного импульса. Выход блока определения проекций угловой скорости на главные оси связан с первым входом блока определения кинетического момента.

Отличительной особенностью изобретения является то, что оно не требует движения КА по определенной, заранее выбранной траектории, а преследует цель достижения конечного углового положения по свободной (неуправляемой) траектории. Это становится возможным при организации в определенные моменты времени процесса перенацеливания расчета новой попадающей траектории. Происходит иттеративное управление переориентацией КА, что позволяет значительно экономить топливо на разворот при достаточно высокой точности ориентации.

Схема предлагаемой системы представлена на фиг.3, на которой позициями обозначены: блок 1 задания начального и конечного положений (БЗНКП), блок 2 задания моментов инерции КА (БЗМИ), задатчик 3 времени разворота (ЗВР). бесплатформенная инерциальная навигационная система 4 (БИНС), блок 5 датчиков угловых скоростей (БДУС), блок 6 определения параметров разворота (БОПР), блок 9 определения момента инерции вокруг поперечной оси (БОМИПО), блок 10 определения направления требуемого кинетического момента (БОНТКМ), блок 11 определения направления разгонного импульса (БОНРИ), блок 12 формирования момента управления (БФМУ), блок 13 определения кинетического момента КА (БОКМ), блок 14 определения времени разгона (торможения) (БОВРТ), блок 15 определения отклонения кинетического момента от расчетного (БООКМ), задатчик 16 максимальной величины управляющего момента (ЗМВУМ), блок 17 формирования команды на разгон (БФКР), блок 18 формирования команды на торможение (БФКТ), блок 21 запоминания времени разгона (БФВР), блок 22 разрешения выдачи корректирующего импульса (БРВКИ), блок 23 расчета производимого при торможении угла доворота (БРПТУД), блок 24 обновления параметров начального положения (БОНП), блок 25 определения момента приложения корректирующего импульса (БОМПКИ), блок 26 определения времени начала торможения (БОВНТ), блок 27 определения направления тормозного импульса (БОНТИ), блок 28 определения вектора разворота (БОВР), блок 29 масштабирования, задатчик 30 параметров рассогласования связанных осей от главных осей инерции (ЗПРСГ), блок 31 определения начального положения главных осей (БОНПГ), блок 32 определения конечного положения главных осей (БОКПГ), блок 33 определения текущего положения главных осей (БОТПГ), блок 34 определения проекций вектора угловой скорости на главные оси (БОУСГ).

Реализация отдельных блоков и элементов предлагаемой системы выполнена на интегральных схемах и стандартных аналоговых модулях. БОПР (6) вычисляет кватернион разворота по формуле способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

БОМИПО (9) усредняет моменты инерции вокруг поперечных осей Ix и Iy по выражению I (Ix + Iy)/2.

БОНТКМ (10) в зависимости от условий разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р выбирает один из трех вариантов:

1) разворот вокруг продольной оси.

Этому случаю соответствует способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р1=способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р2=0, поэтому Px Py 0, Pz 1, способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833;

2) разворот вокруг поперечной оси.

Этому случают соответствует способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р3=0

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

3) косой разворот.

В этом случае блок вычисляет собственно функцию f в зависимости от изменяющегося сигнала u способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 cosспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 согласно выражению

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 вычисляется здесь же.

a33=1-2(способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 20768332р1+способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 20768332р2), sinспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833=2(способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833роспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р2+способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р1способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р3),

cosспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833=2(способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р2способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р3-способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833роспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р1), sinспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833=2(способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р2способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р3+способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833рoспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р1),

cosспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833=2(способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р1способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р3-способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833роспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833р2).

Одновременно вычисляются и выводятся

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

В момент времени, когда f(U)=0 U const (больше не меняется), решение найдено

Px=rsinспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н, Pу=rcosспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н, Pz=u.

БОНТИ (27) определяет направление фактического кинетического момента в главных осях инерции

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

а затем это направление пересчитывается из связанного базиса в инерциальный по выражению:

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833т=способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833(tт),, tт момент начала торможения.

БОНРИ (11) по отклонению кинетического момента от расчетного значения способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и угловому положению КА способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 определяет вектор способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 относительно инерциальной системы отчета согласно выражению способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. В момент единичного скачка на входе R найденное отклонение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 фиксируется и определяется направление разгонного импульса в инерциальном базисе способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

БРВКИ (22) состоит из схемы возведения вектора в квадрат и реле. Если на входе нулевой вектор, то на выходе устанавливается лог."0", в противном случае лог."1".

БРПТУД (23) имеет три входа I, способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833* и mo и один выход jрасч. Сигнал на выходе соответствует выражению способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

БОВНТ (26) содержит блок нелинейной функции, сумматор и компаратор,который сравнивает способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833расч с способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. В момент времени, когда vк<способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833расч на выходе БОВНТ формируется лог."0".

БООКМ (15) производит три основные операции определение требуемого кинетического момента на момент выдачи управляющего импульса, пересчет расчетного кинетического момента на главные оси и сравнение фактического кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 с требуемым способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Определение требуемого кинетического момента в главных осях осуществляется по формуле способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833,

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

БФКТ (18) состоит из схемы возведения вектора в квадрат, реле и логической схемы ИЛИ-НЕ. Если на логическом входе БФКТ "z"способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 установлена лог."1", то анализируется кинетический момент способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и на выходе Т="1" до тех пор, пока способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. В момент отсутствия кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 логическая схема переключается и на выходе устанавливается Т="0".

БОВР (28) состоит из одного фиксатора (схемы хранения аналоговой информации) и двух ключей, подающих на выход БОВР либо направление разгонного импульса способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 (если R= "1"), либо направление тормозного импульса способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 (если Т "1"). Если оба сигнала отсутствуют R T "0", то на выходе БОВР установится нулевой вектор способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

Блок масштабирования (29) представляет собой усилитель с коэффициентом усиления 0,98 и служит для обеспечения некоторого запаса по времени разворота.

БФМУ (12) вычисляет потребный момент управления способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 исходя из фактического углового положения способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и вектора разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. При отсутствии сигналов R и T (R=T="0") на выходе БФМУ будет нулевой вектор способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833; способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833.

БОКМ (13) осуществляет умножение вектора на диагональную матрицу по выражению

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

БОВРТ (14) вычисляет время разгона (торможения) способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и время свободного вращения tсв по формулам

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

Разрешающий сигнал на первом выходе БФКР (17) (R "1") возможен только во время разворота КА (tразв "1"). Выход БФКР так же защищен и гарантирует отсутствие сигнала "1" на выходе R в недопустимые моменты времени (tразв "0" или Нp "0", или zспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833="0").

БОМПКИ (25) производит сравнение эквивалентных углов разворота Vн c Vк путем сравнения их косинусов способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н=cosvн и способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833к=cosvк.

Система работает следующим образом.

Прежде всего определяется момент инерции вокруг поперечной оси I БОМИПО 9, БОНПГ 31 и БОКПГ 32 определяются начальное и конечное угловые положения главных осей инерции КА способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Начальное положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 фиксируется БОНП (24) и по начальному способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и конечному способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 положениям главных осей в БОПР 6 определяется кватернион разворота способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833p. Согласно полученному способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833p и инерционным характеристикам I и Iz БОНТКМ 10 выдает угол прецессии способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и направление расчетного кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 в главных осях инерции КА. В зависимости от угла способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 БОВРТ 14 рассчитывает время действия разгонного импульса t, которое фиксируется БФКР 21 и остается постоянным на все время разворота. По информации об угловой скорости, выдаваемой БДУС 5 совместно с БОУСГ 34 и БОКМ 13, определяется фактический кинетический момент. В БООКМ 15 вычисляется требуемый момент способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и путем сравнения его с фактическим определяется отклонение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, которое является исходной информацией для формирования направления разгонного импульса. По ней в БОНРИ 11 определяется направление разгонного импульса в инерциальном базисе способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Найденное направление поступает в БФМУ 12. Разрешение на выдачу разгонного импульса определяется сигналом R.

Временные диаграммы процесса разворота представлены на фиг.4. В начальный момент времени tразв "0", способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833o=способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833н, способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. Сигнал начальной установки в "н. у. " в виде двух прямоугольных импульсов взводит систему в исходное состояние. В момент появления разрешающего сигнала tразв "1" (момент начала разворота) R "1" и БФМУ 12 формирует управляющий момент способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 в направлении расчетного кинетического момента (так как способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833) до тех пор, пока способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. В момент достижения КА требуемого кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 управление снимается (R "0, способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833) и аппарат совершает свободное движение. По достижении половины угла разворота БОМПКИ 25 выдает импульс "ср." "1", по которому фиксируется текущее угловое положение главных осей, принимаемое: за новое способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. БОПР 6, БОНТКМ 10 определяют новое направление требуемого кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, в БООКМ 15 сравнивается фактический кинетический момент с расчетным, найденное отклонение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 определяет направление корректирующего импульса, появляется разрешение на коррекцию движения (Нp "1", R "1") и БФМУ 12 выдает импульс способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, направленный на совмещение кинетического момента КА с требуемым значением способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833. В момент совпадения способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 действие импульса прекращается и КА совершает неуправляемый разворот до следующей коррекции. Во все время движения определяется оставшийся угол доворота до конечного углового положения Vк, который в БОВНТ 26 сравнивается с предельно допустимой величиной способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833расч, определяемой БРПТУД 23, и в момент vкспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833расч на выходе БОВНТ 26 формируется логический сигнал zспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 "0", запрещающий дальнейший контроль движения КА и выдачу корректирующих импульсов. По нему формируется сигнал на торможение Т= "1", по которому БОВР 28 фиксируется направление способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, вычисляемое в БОНТИ 27 по выражению

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 является значением выхода БОТПГ 33 в момент vк=способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833расч. Это направление сохраняется постоянным в инерциальном пространстве. БФМУ 12 определяет тормозной импульс способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833который направлен против фактического кинетического момента способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833 и действует до полной остановки объекта (способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833). Когда способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, сигнал Т "0" и способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833, tразв= "0", переориентация осуществлена. Система готова к следующему развороту.

Эффективность предлагаемой системы определяется прежде всего тем, что на большей части траектории разворота участках свободного вращения управление отсутствует. Это позволяет значительно снизить расход топлива на разворот. На коррекцию движения затраты топлива незначительны. Математическое моделирование на ПЭВМ работы предлагаемой системы позволяет оценить экономию топлива.

Расход топлива на разворот может быть вычислен по формуле

способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

где Сx, Cy,Cz коэффициенты расхода по каналам x,y,z для данного объекта;

N число коррекций в процессе разворота.

В качестве примера возьмем разворот со следующими характеристиками:

моменты инерции объекта Ix 53858773 кгспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833м2, Iy 7158641 кгспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833м2, Iz 2274243 кгспособ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833м2;

начальное положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833

конечное положение способ управления переориентацией космического аппарата и   система управления переориентацией космического аппарата, патент № 2076833;

коэффициенты расхода Сx 8,74, Cy 11,59, Cz 7,09, время разворота Т 151 с.

В результате моделирования было получено следующее значение затрат топлива Р 2,73 кг. При реализации того же разворота по способу-прототипу расход топлива составил Рпрот 3,89 кг.

Класс B64G1/24 управляющие устройства летательного аппарата, например для управления его положением в пространстве

способ защиты от аварии многоканальных систем управления ракет -  патент 2521117 (27.06.2014)
способ управления выведением космического аппарата на орбиту искусственного спутника планеты -  патент 2520629 (27.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2519288 (10.06.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514650 (27.04.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2514649 (27.04.2014)
устройство управления положением космического аппарата в пространстве с использованием орбитального гирокомпаса -  патент 2509690 (20.03.2014)
способ спуска отделяющейся части ступени ракеты космического назначения и устройство для его осуществления -  патент 2506206 (10.02.2014)
стабилизация движения неустойчивых фрагментов космического мусора -  патент 2505461 (27.01.2014)
способ ориентации космического аппарата и устройство для его реализации -  патент 2501720 (20.12.2013)
способ доставки с орбитальной станции на землю спускаемого аппарата на основе использования пассивного развертывания космической тросовой системы -  патент 2497729 (10.11.2013)
Наверх