подшипниковый узел

Классы МПК:F16C35/06 монтаж подшипников качения; закрепление их на валах и в корпусах
Патентообладатель(и):Викторов Владимир Николаевич
Приоритеты:
подача заявки:
1992-04-24
публикация патента:

Использование: в машиностроении, а именно в подшипниковых узлах с саморегулируемым натягом, например в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве. Сущность изобретения: подшипниковый узел содержит корпус, подшипник, установленный на промежуточной втулке, подшипник, установленный на цапфе вала через промежуточную втулку и компенсационные кольца, гайку с регулировочными шпильками. Часть внутренней поверхности промежуточной втулки выполнена конической, цапфа вала снабжена фланцем, размещенным напротив фланца промежуточной втулки. При этом в обоих фланцах выполнены отверстия, в том числе и с резьбой. При этом фланец цапфы вала снабжен болтами. Сборка и разборка подшипникового узла осуществляется за счет болтов, которые либо натягивают на цапфу вала за фланец промежуточную втулку, либо сталкивают ее с цапфы вала за счет упора болтов во фланец промежуточной втулки. При этом значительно облегчается сборка и разборка подшипникового узла, а также возникает возможность облегченной установки и съема нескольких подшипников различного назначения, что значительно повышает возможность подшипникового узла и его ремонтопригодности. 1 ил.
Рисунок 1

Формула изобретения

Подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и по меньшей мере два соосно расположенных подшипника качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников, отличающийся тем, что он снабжен последовательно установленными во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала промежуточной втулкой с фланцем и с коническим участком на внутренней ее поверхности и парой разрезных конических компенсационных колец, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника, смонтированного в корпусе с радиальным зазором, а также регулировочными болтами и шпильками, при этом со стороны фланца промежуточной втулки цапфа вала выполнена с фланцем и с коническим участком, идентичным коническому участку промежуточной втулки, упомянутые фланцы и торцевая гайка выполнены с отверстиями, часть из которых с резьбой, для монтажа в них соответственно регулировочных болтов и регулировочных шпилек с упором в компенсационные кольца.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к машиностроению, а именно к подшипниковым узлам с саморегулируемым натягом и может найти применение в различных механизмах машин, в частности в грунтонасосах, применяемых в промышленном и гражданском строительстве.

Известен подшипниковый узел, включающий корпус и подшипники, установленные внутренними кольцами на промежуточном валу [1]

Недостатком такого подшипникового узла является ограниченная возможность его применения при необходимости использования нескольких подшипников различного назначения, а также сложность замены подшипников при ремонте, требующая разборки всего узла.

Известен подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала, соосно расположенные подшипники качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников [2]

Недостатком указанного подшипникового узла является ограниченная возможность его применения при необходимости использования нескольких подшипников различного назначения и сложность замены подшипников при ремонте.

Задача изобретения увеличение возможностей подшипникового узла за счет использования в нем нескольких подшипников различного назначения, а также повышение его ремонтопригодности.

Для решения задачи подшипниковый узел, содержащий корпус, цапфу вала и, по меньшей мере, два соосно расположенных подшипника качения, между кольцами которых установлены разделительные втулки и один из которых смонтирован в корпусе с радиальным зазором, а также торцевую гайку для затяжки подшипников, снабжен последовательно установленными во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала промежуточной втулки с фланцем и с коническим участком на внутренней ее поверхности и парой разрезных конических компенсационных колец, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника, смонтированного в корпусе с радиальным зазором, а также регулировочными болтами и шпильками, при этом со стороны фланца промежуточной втулки цапфа вала выполнена с фланцем и с коническим участком, идентичным коническому участку промежуточной втулки, упомянутые фланцы и торцевая гайка выполнены с отверстиями, часть из которых с резьбой, для монтажа в них соответственно регулировочных болтов и регулировочных шпилек с упором в компенсационные кольца.

На чертеже показан общий вид подшипникового узла в разрезе.

Подшипниковый узел содержит корпус 1, и по меньшей мере, два подшипника качения 2, один из которых 2 смонтирован в корпусе с радиальным зазором. Во внутренних кольцах подшипников и на цапфе вала 3 последовательно установлены промежуточная втулка 4 и пара разрезных конических компенсационных колец 5 и 6, сопряженных по коническим поверхностям и размещенных в зоне подшипника 2. Для затяжки подшипников на цапфе 3 установлена торцевая гайка 7 с отверстиями с резьбой для монтажа в них регулировочных шпилек 8 с упором в компенсационные кольца 5 и 6. Цапфа вала 3 выполнена с фланцем 9 со стороны фланца 10 промежуточной втулки 4 и с коническим участком, идентичным коническому участку, выполненному на внутренней поверхности промежуточной втулки 4. Упомянутые фланцы 9 и 10 выполнены с отверстиями 11 и 12. Между кольцами подшипников качения установлена разделительная втулка 13, при этом число дополнительных подшипников 14 может быть увеличено с соответствующим увеличением количества разделительных втулок 13. Часть отверстий 11 фланца 9 и отверстия 12 фланца 10 снабжены резьбой для монтажа в них регулировочных болтов 15. Кроме этого корпус 1 снабжен подпружиненным кольцом 16 под подшипник 2.

Подшипниковый узел работает следующим образом. При сборке подшипникового узла подшипник 14 устанавливается на промежуточную втулку 4. Промежуточная втулка 4 вместе с подшипников 14 устанавливается на цапфу вала 3.

Болты 15, установленные во фланец 9, вводятся в резьбовые отверстия 12 фланца 10, после чего вращением этих болтов промежуточная втулка 4 за фланец 10 натягивается на цапфу вала 3, образуя на конической поверхности промежуточной втулки тугую посадку с цапфой вала 3. Затем устанавливают корпус 1 и разделительное кольцо 13. После этого на цапфу вала 3 последовательно устанавливаются верхнее 5 и нижнее 6 компенсационные кольца. После чего на промежуточную втулку 4 и верхнее компенсационное кольцо 5 устанавливается подшипник 2. Затем на цапфу вала 3 наворачивается гайка 7 со шпильками 8, которые вворачиваются с упором в нижнее компенсационное кольцо 6 для окончательной фиксации осевого положения промежуточной втулки 4 и подшипника 2.

При необходимости разборки узла, например для замены подшипников, с цапфы вала 3 снимается гайка 7, боты 15, установленные в резьбовые отверстия фланца 9 при своем вворачивании упираются во фланец 10 промежуточной втулки 4. В результате, последняя спрессовывается с цапфы вала 3, что значительно облегчается за счет конической части внутренней поверхности промежуточной втулки 4 и посадочной конической поверхности цапфы вала 3. После чего подшипники свободно заменяются на промежуточной втулке 4 без разбора валовой линии.

Таким образом, значительно расширяются возможности подшипникового узла за счет одновременной установки на промежуточной втулке нескольких подшипников различного назначения, увеличивается ресурс работы за счет плавной и безударной распрессовки подшипников, а также повышается его ремонтопригодность в связи с упрощенной сборкой и разборкой узла.

Класс F16C35/06 монтаж подшипников качения; закрепление их на валах и в корпусах

устройство вала и способ поддерживания вала -  патент 2478842 (10.04.2013)
способ повышения долговечности подшипникового узла при изменении направления вектора нагрузки -  патент 2464459 (20.10.2012)
виброизолирующая опора -  патент 2432507 (27.10.2011)
опорное устройство для осевой фиксации вращающегося вала изделия -  патент 2418210 (10.05.2011)
устройство для повышения долговечности подшипникового узла -  патент 2386870 (20.04.2010)
подшипник качения, вал, содержащий указанный подшипник, и газотурбинный двигатель, содержащий указанный вал -  патент 2383789 (10.03.2010)
подшипник для двигателя внутреннего сгорания с обратно-поступательным движением кривошипно-шатунного механизма -  патент 2383787 (10.03.2010)
узел крепления подшипника качения -  патент 2352830 (20.04.2009)
узел крепления подшипника -  патент 2327907 (27.06.2008)
способ высокоточной выставки заданной величины люфта (натяга) в опорном узле качения системы "вал - корпус" -  патент 2287099 (10.11.2006)
Наверх